Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспекты музыкальных занятий для младшей группы

Опубликовано 27.12.2012

Занятия 60-70

Занятие №60
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Учить различать изобразительную музыки средства музыкальной выразительности. Продолжать воспитывать умение слушать и понимать услышанное, активно отвечать на вопросы.
Материал.
Терем-теремок соответствующие сказке игрушки бибабо.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу спрашивает, любят ли дети сказки, какие знают. Предлагает пойти в музыкальный зал и послушать музыкальную сказку. В зале на столике стоит терем-теремок, внутри него игрушки.
М.р. Вы сказали, что любите слушать сказки. Сегодня я хочу порадовать вас музыкальной сказкой. Почему музыкальной? Да потому, что рассказ будет сопровождаться музыкой, а герои сказки будут петь. Слушайте! Исполняет сказку "Теремок" на мотив русской народной песни в обраб. В. Агафонникова /1 Гармошечка-говорушечка. Вып, 8. М., 1990.
М.р. Молодцы, очень внимательно слушали! Скажите, кто же в теремке поселился? Правильно, лягушка, мышка, зайка, ежик, лисичка, волк и мишка. А какой песенкой они спрашивали: "Кто-кто в теремочке живет?"
Дети вместе с воспитателем пропевают много раз повторяющуюся фразу.
М.р. А почему все-таки сказка называется музыкальной?
Дети. В ней поют, а не говорят. В сказке много музыки.
М.р. Верно, все герои сказки поют, но каждый своим голосом: зайка, мышка, лисичка - тоненьким, а волк, медведь - низким, "толстым". думаю, вы тоже можете спеть, как мышка. как лягушка и т.д. Давайте попробуем?
Дети пробуют петь в образе разных героев. Педагог поощряет их и хвалит.
М.р. Отлично! Вот все герои сказки сидят перед вами давайте для них споем свои любимые песни. Дети исполняют песни (по желанию) хором и по одному
М.р. Закончилась сказка. и все пустились в пляс!
Ну-ка, ну-ка. малыши,
Попляшите от души.
Под русскую народную мелодию "Ах вы, сени" (в записи) дети и взрослые исполняют общую пляску. Педагог учит детей самостоятельно использовать знакомые плясовые движения, развивает их выразительность.




Занятие №61
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Продолжать учить различать веселый, задорный характер музыки, черты изобразительности; различать в песнях запев и припев работать над чистым интонированием мелодии, построенной на поступательном движении звуков вверх и вниз; подводить к умению чисто интонировать скачкообразные изменения мелодии.
Ход занятия
Дети приходят с воспитателем в музыкальный зал.
М.р. Вы заметили, что на улице день ото дня становится теплее? Это потому что наступает весна! Все в природе оживает: появляются первая травка, первые цветы мать-и-мачехи, просыпаются жучки и паучки. Скоро бабочки начнут летать. А как жучки летают? Если знаете, покажите.
Дети бегают, показывают, как летает жук, педагог объясняет, как жук держит лапки, следит за осанкой детей.
М.р. Вдруг подул сильный ветер, жук перевернулся на спинку и заболтал в воздухе лапками - не может перевернуться.
Проводится упражнение "Жуки" под венгерскую народную мелодию в обраб. Л. Вишкаревой (Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Сб. М., 1969). Оно способствует развитию ловкости и быстроты реакции детей на изменение характера музыки; умения свободно двигаться по залу в группе, различать музыку двухчастной формы и двигаться в соответствии с ее звучанием: на 1-ю часть бегать легко врассыпную, на 2-ю - ложиться на спину и болтать в воздухе руками и ногами.
С прекращением музыки дети быстро встают, и игра повторяется.
М.р. Бедный жук! Упал, а встать не может. Кто ему поможет? Хотите узнать, кто помог жуку встать? Подходите к фортепиано и слушайте.
Исполняет песню "Летел жук" (украинская народная мелодия в обраб. Т Попатенко // Мы учимся петь: Сб. / Сост. К Козырева и Э. Фомина. М., 1961, см. приложение 4).
М.р. Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Папки кверху у жука,
Пожалейте старика!
Что же случилось с жуком? Да, он летел, да и в речку - бух! А кто его спас, пожалел? Мушка подлетела и друга выручила. Ай да Мушка, что за подружка! Понравилась песенка? Слушайте еще раз.
Исполняет песню еще раз; учит понимать содержание песни пересказывать его.
М.р. Жуку надо быть осторожным и прятаться при приближении опасности поскорее, а то воробей прилетит и может жука проглотить. А наш воробей так рад весне! Даже купается в первой луже, а чирикает как весело! давайте - так же весело - про воробушка и споем песенку!
Продолжается работа над песней "Воробей". Цель - добиться того, чтобы дети чисто интонировали мелодию, точно передавали ритмический рисунок в последнем такте 3-го куплета, выразительно исполняли песню.
М.р. Цыплята ходят по двору по лужицам, высоко поднимал лапки. Ищут жучков, червячков. А как их звала мама-курочка? Правильно, "Ко-ко-ко, мы шагаем далеко".
Работал над песней "Курочка с цыплятами", педагог предлагает детям по очереди пропеть припев по одному затем запев хором, учит не обрывать конец музыкальной фразы, пропевать гласные в словах.
М.р. Наш петушок тоже пошел во двор искать зернышки, а нашел орех и разделил его на всех. Кому он дал орех? Правильно, своим курочкам, позаботился о них. А курочки тут как тут: выбежали во двор, крылышками машут, зернышки клюют. Кто же сегодня у нас будет Петушком? Всем хочется? Тогда сначала все будем петушками.
Учит детей шагать, высоко поднимал ноги, сохранял осанку, изображал гордого, смелого петушка. Хвалит всех детей.
М.р. Курочки, бегите в курятник, а петушок будет по двору шагать, зернышки искать, курочек к себе звать.
Проводится игра "Петушок и курочки" (повторяется 2-З раза со сменой ведущего).
М.р. Вы сейчас пойдете гулять. Понаблюдайте, пожалуйста, появились ли на улице жучки и букашки, а потом мне расскажете. Но только не обижайте их, ведь они часть нашего мира. Успехов вам!




Занятие №62
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера, умение слушать их до конца, не отвлекаясь, самостоятельно различать и называть знакомые песни, петь хором и по одному с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать музыкально-ритмические навыки: самостоятельно начинать движение после вступления, менять движения со сменой двух- и трехчастной музыки, в соответствии с ее динамикой.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу спрашивает детей, видели ли они жучков-паучков.
М.р. Какие они? А воробушка видели? Что он делает?
Дети наперебой делятся своими впечатлениями. Педагог предлагает пройти в зал и там продолжить разговор.
М.р. Ой, кто это полетел? (Исполняет фрагмент из упражнения "Жуки") Наверно, воробей! Нет? Кто же? Жук? А как он летает?
Проводится упражнение (2-З раза). Педагог закрепляет умение ориентироваться в пространстве, выполнять образные движения, сохранять осанку, тренирует в легком беге и в беге врассыпную.
М.р. Помните? Жук улетел и в речку упал. Кто его выручил? Правильно, его подружка Мушка. Послушайте, как музыка вступления к песенке похожа на полет жука. (Играет вступление, затем исполняет всю песню полностью) Вы хотите спеть про жука и Мушку?
Дети вместе с музыкальным руководителем разучивают мелодию песни, подпевают запомнившиеся слова, стараются петь протяжно, напевно, естественным голосом.
М.р. А это какая песенка?
Играет мелодию песни "Воробей", которую дети узнают и называют. Предлагает спеть песню с запевалами, учит передавать ласковой интонацией доброжелательное отношение к образу, следит за тем, чтобы дети правильно произносили слова, чисто пропевая мелодию.
М.р. А вот эту псенку узнаете? Играет мелодию песни "Игра с лошадкой" (дети узнают ее). Предлагает спеть ее всем вместе. Добивается того, чтобы дети передавали веселый, ласковый характер песни, пели в умеренном темпе, легким звуком.
М.р. На дворе светят солнышко, тепло, первая травка пробивается. Вот лошадки и вышли на прогулку.
Проводится игра "Лошадки в конюшне" (2-З раза)
М.р. Смотрите, и правда, на улице ярко светит солнышко Пора гулять!





Занятие №63
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Продолжать учить в движении, передавать музыкальные образы, развивать воображение, умение выразительно и напевно петь, изображать различных животных. Закреплять навык вождения хоровода.
Материал.
Декорации (домик, ворота). петрушка.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу и спрашивает детей, помнят ли они сказку "Теремок"
М.р. Кто, кто в теремочке живет?
Дети Я - Мышка-норушка. Я - Лягушка-квакушка и т.д.
М.р. Хорошо, что вы сказку знаете. Сейчас мы ее покажем для Петрушки. Он давно вас ждет в зале. Пойдемте!
Дети идут в музыкальный зал. Там уже приготовлен домик с воротцами - декорация.
М.р. (обращаясь к Петрушке, который сидит на стуле). Здравствуй, Петрушка! Дети пришли показать тебе сказку. Только она непростая. Какая, дети?
Дети. Музыкальная!
М.р. Да, в ней герои не говорят, а поют. Дети, кто сегодня будет изображать зверушек? (Желающим надевает шапочки, остальным предлагает сесть рядом с Петрушкой. Обычно все хотят участвовать в сказке, поэтому ее можно повторять несколько раз)
Стали звери вместе жить-поживать. Никогда не ссорились, только дружили. Вот и мы покажем Петрушке танец "Поссорились - подружились".
Танец детям знаком, поэтому основное внимание музыкальный руководитель уделяет умению передавать характер музыки в движении, ритмично притоптывать одной ногой, кружиться на шаге парами.
М.р. (показывая на ворота).
Как у наших у ворот
Водят звери хоровод...
Хотите знать, кто водил хоровод у ворот? Слушайте!
Дети садятся на коврик у ворот. Музыкальный руководитель исполняет русскую народную песню "Как у наших у ворот" (в обраб. В. Агафонникова // Музыка в детском саду. Вып. 4. М., 1966).
М.р. Кто же водил хоровод у ворот?
Дети. Муха, комар, стрекоза, муравей.
М.р. А жук водил хоровод?
Дети. Нет!
М.р. А вы умеете хоровод водить? Конечно! Становитесь в кружок, беритесь за руки. Я буду петь, а вы - хоровод водить. Молодцы! Хоровод у вас был ровный, дружный, веселый. Только мухи, стрекозы, комара и муравья в нем не хватало. Где же нам их взять? А давайте, в следующий раз сами изобразим их. Ведь мы уже научились исполнять различные роли. Приходите, будем водить хоровод с героями песни.






Занятие №64
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Закреплять умение проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций, подводить к умению самим инсценировать песни, добиваться четкости в произношении слов во время пения. Совершенствовать навыки выразительных движений, закреплять умение двигаться с предметом (платочек).
Материал.
Воробей (игрушка бибабо). Разноцветные платочки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу, приглашает детей на занятие, напоминал, что сегодня они будут разучивать хоровод "Как у наших у ворот". Дети идут в зал.
М.р. Сейчас я сыграю мелодию. Узнаете ли вы, про кого она? (Исполняет мелодию, под которую проводилось упражнение  "Жуки". Дети узнают ее. Выполняют упражнение 2-З раза. Педагог добивается того, чтобы дети не шалили, а в движении сохраняли образ) А эта музыка о ком?
Исполняет музыку к упражнению "Погладь птичку". Воспитатель начинает упражнение, постепенно в него включаются все дети. Оно помогает развивать легкость и непринужденность движений.
М.р. Молодцы! Какими замечательными птичками вы были: легкими, веселыми, задорными. Точно как наш воробей! А вот и он прилетел. (Обыгрывает появление воробышка) Кто с ним сегодня поздоровается? А теперь все вместе исполним песню "Воробей". А как ее нужно петь?
Дети. Ласково, весело, дружно, легко!
Дети, стоя у фортепиано, исполняют хорошо знакомую песню.
М.р. А что это за песенка?
Исполняет вступление к песне "Летел жук" (предлагает подпеть запомнившиеся слова; добивается, чтобы дети не выкрикивали концы музыкальных фраз, а пропевали их протяжно).
М.р. В нашем хороводе "Как у наших у ворот" жук был? Не было его? Нет? А кто же хоровод водил?
Дети. Муха, комар, стрекоза.
М.р. А муравей?
Дети. Он устал, даже плясать не мог!
М.р. Покажите мне, как муха весело песенки пела. (Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение "Пружинка".) А как комар на скрипочке играл? Вот так (Показывает прием игры) Покажите мне, как муравей устал, как он еле плелся.
Дети в движении создают игровой образ, проявляя творчество.
М.р. Хорошо! Кто сегодня будет героями песенки? Кто изобразит муравья, муку стрекозу, комара? На того я и надену шапочки.
Дети быстро разучивают хоровод "Как у наших у ворот", потому что в группе с воспитателем они уже "играли" в эту песенку и выучили ее слова. По окончании песни, ведущие сами выбирают себе замену Хоровод повторяется несколько раз - с новыми ведущими. Важно вовлекать в него малоактивных, несмелых детей, поощряя их.
М.р. Хорошо плясали! Но чтобы было еще веселее и интереснее, я хочу предложить вам платочки. Вот они - разные, зеленые, красные, желтый, голубой, выбирай себе любой. (Дети берут выбранный платочек за уголок.) А теперь полюбуйтесь на свой платочек и послушайте музыку для пляски.
Смотрите, смотрите, платочек какой,
Он весело кружится над головой.
Исполняет русскую народную мелодию в обраб. Т. Ломовой // Музыка и движение: Сб. М., 1981. М.р. Вы слышали, что музыка звучала по-разному? То тихо, легко, весело, то громко, четко, сильно. Когда музыка зазвучит легко, мы начнем бегать с платочком врассыпную. А под громкую музыку притопнем ножкой и покачаем платочком над головой. В конце музыка спокойная - здесь мы красиво покружимся, любуясь платочком.
Пляска разучивается по частям. Педагог все время обращает внимание на положение платочка и легкость и непринужденность движений. показывает, как платочек умеет легко взлететь.
М.р. Я платочком помашу до свидания скажу!





Занятие №65
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Закреплять умение чувствовать музыку ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах Продолжать учить инсценировать знакомые песенки.
Материал.
 Деде и баба: связанные крючком курица и мышка расписное яйцо, корзинка. Деревянные ложки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу, беседует с детьми.
М.р. Сегодня нас зале ждет Курочка Ряба. Она хочет про себя сказку послушать. Расскажем? Тогда идемте в музыкальный зал.
В зале домик, рядом с ним Дед и Баба, у их ног корзиночка с курочкой , под скамейкой мышка.
М.р. Смотрите, сказка уже ждет нас. Давайте все вместе нашу музыкальную сказку. Кто сегодня исполнит роль Курочки?
Дети решают сами. Музыкальный руководитель сказку сопровождая рассказ музыкальным аккомпанементом. Дети мимикой изображают героев сказки.
М.р. Очень весело плясали, веселили Бабушку и Деда. А теперь Курочку порадуем своей песенкой, про ее цыпляток споем. Дети исполняют известную им песню "Курочка с цыплятами". Педагог следит за тем, чтобы они эмоционально отзывались на песню веселого, игрового характера; выразительно передавали знакомый образ; пели легким звуком; напоминает, что курочка и цыплятки поют негромко, легко.
М.р. Курочка во дворике зернышки клюет,
К себе малых детушек - Цыпляточек зовет...
Исполняет песню "Курочка и цыплята" (муз. М. Красева, сл. Н. Френкель // Пойте, малыши. Вып. 2. М., 1960).
Вот курочка-хохлатка
Кричит: "Кудах-тах-тах!
Смотрите-ка, цыплятки,
Какой большой червяк!"
Цыплятки услыхали,
Бегут издалека.
Цыплятки прибежали
И съели червяка!
М.р. Какая замечательная песенка! Вам она понравилась? А теперь сыграйте эту песенку на ложках. Дети на ложках вместе с воспитателем изображают ритмический рисунок песни, музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано. При повторе предлагает детям начать вместе сразу после вступления.
М.р. А сейчас музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Французский композитор К. Сен-Санс написал пьесу, которая называется "Куры и петухи". Музыка изображает настоящий переполох в курятнике: громкое кудахтанье кур; какуреканье петушка; очень громкий крик одной курицы. (Звучит запись) Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передавать спокойный разговор курочки с цыплятками или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Слушают пьесу еще раз)
Курочка у нас заботливая. А вот кто о ней самой позаботится? Конечно, дружок - голосистый петушок! Кто же сейчас у нас хочет быть Петушком? Все? Тогда посчитаемся.
Дети сидят на стульях, выходит ребенок и любой считалочкой выбирает Петушка. Солисту на голову надевают шапочку. Проводится игра "Петушок и курочка".
М.р. Поедете летом в деревню или на дачу, там увидите настоящих курочек и петушков. Обязательно понаблюдайте за ними: как они ходят, летают, зернышки ищут, о цыплятках заботятся.


Занятие №66
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Развивать творческую активность детей, умение инсценировать песни, побуждать исполнять роли в музыкальных сказках.
Материал.
Искусственная березка.
Ход занятия
Дети приходят в зал.
М.р. Вы видели, что на деревьях уже листочки появились! Ведь солнышко пригревает, становится все теплее и теплее. Какое сейчас время года? Правильно, весна. А месяц, какой? Май. Майские жуки летают, жужжат.
Дети исполняют упражнение "Жуки"(2-3 раза).
М.р. Майские жуки очень любят на березах сидеть. И у нас сегодня тоже в гостях березка. Вон она скромно в уголочке стоит. (Обращает внимание на искусственную березку, ставит ее в середине зала) давайте вокруг березки заведем хоровод. Беритесь за руки и водите хоровод, а я буду петь. (Исполняет песню "Ай, да березка", муз. Т. Попатечко, си. Т. Ага джа- нова 1/Май: Сб М, 1970. Воспитатель с детьми водят хоровод, меняя движения на каждый куплет песни) В песне поется о том, как мы яркие платочки возьмем, пляску заведем. С платочками вы уже умеете танцевать, поэтому на следующем занятии мы ими украсим хоровод. А какой еще хоровод вы знаете? Молодцы! Конечно, "Как у наших у ворот". Вот мы сейчас березку к воротцам поставим и другой хоровод заведем. А кто солистами будет? давайте выберем тех, кто еще не участвовал в нашей инсценировке.
Исполняется хоровод "Как у наших у ворот" (2-З раза); при повторе дети сами выбирают новых солистов.
М.р. Что мы еще можем у этих воротиков показать-рассказать? Конечно, сказку "Теремок". Кто хочет стать героями сказки? Надевайте шапочки и расскажите нам сказку, но помните: сказка музыкальная, и звери в ней не говорят, а поют. Остальные дети будут зрителями.
Дети исполняют сказку "Теремок". В конце все пляшут.
М.р. Зрители, получилась у наших артистов сказка? Отлично! А почему?
Дети. Потому что они были как настоящие звери. Они старались.
М.р. Молодцы, пели Выразительно, подражали голосам зверюшек. двигались тоже как звери в сказке. А знаете, почему еще сказка получилась? да потому, что дети все делали дружно, помогали друг другу, были вежливыми, приветливыми. И пляска зверей была очень веселая, а зрители внимательно смотрели и громко хлопали!





Занятие №67
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Продолжать знакомить с различными видами хороводов с усложнением движений. Учить действовать с платочками. Привлекать внимание к выразительным интонациям музыки.
Материал.
Искусственная березка. Разноцветные платочки.
Ход занятия
Дети с воспитателем приходят в музыкальный зал.
М.р. Проходите, гости дорогие! Здравствуйте! (У него в руках платочек. Он здоровается и одновременно кланяется в пояс) Я поздоровалась с вами по-русски, поклонилась низко в пояс. Русские люди в старину так благодарили и так здоровались. (Учит детей кланяться с платком) А березка-красавица стоит, нас дожидается.
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод.
Весело и звонко
Каждый запоет
Дети под пение взрослых исполняют хоровод "Ах ты березка" На этом занятии движения усложняются: на второй куплет дети подходят и отходят от березки; на третий - кланяются ей в пояс.
М.р. А сейчас с платочками нашими
Весело попляшем мы
Исполняется "Пляска с платочками". Дети тренируются в умении различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, упражняются в легком беге врассыпную и правильном обращении с платочком.
М.р. Положите, пожалуйста, свои платочки на стульчики и идите ко мне. Я расскажу вам, что однажды приключилось с березкой.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали гнуть березку, а березка -в слезы!
Защитить березку мы бежим гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою!
Дети, можно березку или любое другое дерево ломать? А веточки, листья обрывать? Конечно, нет. А почему? Да потому что это живое растение, ему больно так же, как и нам. Красоту губить нельзя, можно только подойти, полюбоваться - пусть растет на радость людям!
Сейчас для нашей красы-березки мы споем любимые песни. Танечка, ты какую песенку березке споешь? А ты, Сережа, чем порадуешь нашу красавицу?
Дети по желанию исполняют несколько песен.
М.р. А теперь давайте березке споем песенку "Курочка с цыплятами". Будем петь весело, звонко и дружно.
Дети все вместе исполняют песню Г. Вихаревой "Курочка с цыплятами".
М.р. Бывало, в старину вокруг березки не только хороводы водили, песни пели, но и играли. И мы сейчас поиграем в игру- хоровод - "Как у наших у ворот".
Дети сами берут шапочки, вместе с воспитателем заводят хоровод, педагог следит за тем, чтобы дети выразительно инсценировали песню.
М.р. Вот как хорошо мы провели время у нашей березки. А теперь, дети, скажем ей:
Прощай, ты нас не забывай.
Мы к тебе еще придем,
Звонко песенки споем".


Занятие №68
"___"______________ 200__г. Группа №___

Программное содержание.
Совершенствовать умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов, рассказывать об услышанном. Совершенствовать навыки выразительных движений (умение ритмично ходить, бегать под музыку со свободными, естественными движениями рук, не шаркая ногами). Закреплять умение ориентироваться в пространстве, использовать элементы знакомых танцевальных движений в свободной пляске.
Материал.
Дудочки разные. Бычок с колокольчиком (мягкая игрушка).
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем подходят к музыкальному залу в назначенное время. В зале на столе разложены всевозможные виды дудочек.
М.р. Здравствуйте, дети! Я приготовила вам интересный сюрприз... Смотрите, сколько разных дудочек! И на всех можно играть. Хотите послушать, как они звучат?
Играет на всех дудочках по очереди, комментирует: эта дудочка высоко играет, эта - тоненько; эта - низким голосом, звонко, тихо, громко и т.д.
М.р. Как с дудочкой весело! А без дудки совсем беда, ходят ноги не туда! Мы сейчас с вами про дудочку песенку споем. Только петь ее надо неодинаково. Как?
Дети. Сначала грустно, а потом весело.
М.р. Верно. Выражение ваших лиц тоже должно меняться со сменой характера музыки.
Дети хором исполняют песню "Дуда" (муз. Ан. Александрова). Педагог добивается выразительного пения, слаженного звучания, обращает внимание на необходимость дослушать вступление до конца и начать пение одновременно после него.
М.р. А теперь каждый возьмет любую дудочку, какая понравится, и пойдет гулять на лужок. Проводится упражнение "Дудочка", которое способствует закреплению навыка двигаться в пространстве естественно, без напряжения, передавать игровой образ.
М.р. Вы гуляли на лужочке, а пастушка моего не видели? Он с утра коровушек пошел пасти.
Раным-рано поутру
Пастушок ту-ру, ту-ру.
А коровки в лад ему
Затянули: Му! Му! Му!
Ты, Буренка, ступай,
В чисто поле погуляй,
Ты вернись вечерком,
Вечерком с молоком!
Смотрите, пастушка нет, а бычок идет (показывает мягкую игрушку). А на шее у него колокольчик Интересно зачем?
Дети. Чтобы красиво было. Чтобы звенел. Чтобы бычок не потерялся.
М.р. Конечно, чтобы не потерялся: звон колокольчика далеко слышно, пастушок не потеряет бычка, даже если он далеко уйдет. (Начинает петь без музыкального сопровождения песню "Бычок",муз.В. Ага фонникова, сд. Ii. Найденовой //Музыка в детском саду И, 1977)
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи.
Спят еще ребятки,
Утром спится сладко.
Какая неторопливая, добрая песенка. Сейчас я вам спою ее еще раз с музыкальным сопровождением. (Исполняет повторно) Иди, иди, бычок, на лужок, а то пастушок тебя не найдет. И мы на лужок пойдем, игры-пляски заведем. Кто сегодня пастушком будет, на дудочке заиграет?
Проводится игра "Дудочка-дуда". Дети стараются двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песни прислушиваться к логическому заключению музыки. Педагог развивает умение выразительно передавать игровой образ, использовать знакомые плясовые движения в свободном танце. Закрепляет спокойный шаг.
М.р. На зеленом лугу, их-вох!
Раз нашел я дуду, их-вох!
То не дудка была, их-вох!
Веселуха была, их-вох!
Повеселила нас сегодня дудочка, позабавила. Приходите еще на дудочке играть, звонкие песни распевать.





Занятие №69
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
В игровой форме закреплять умение петь выразительно, легким звуком, чисто интонировать мелодию, петь хором и по одному. Вызывать желание инсценировать песню, развивать активность, эмоциональность.
Материал.
Все атрибуты деревенского двора.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу и приглашает детей на занятие, говоря, что в зале их ждет нечто интересное. В музыкальном зале стоит домик, у ворот березка, к забору привязан бычок, вокруг курочки с цыплятками, петушок на заборе, у ворот собачка, на скамеечке кошечка (мягкие игрушки).
М.р. Ой, куда это мы с вами попали? На деревенский двор! Рано- рано утречком... (Поет песню "Пастушок",мi?з. М. Красева, сд. народные//Пойте, малыши. Вып. 2. М., 1960, см. приложение 5.) Давайте нашего бычка на луг отправим пастись. Возьмем хворостинку и пойдем. А колокольчик, зачем нужен? Правильно, чтобы он не потерялся.
Дети выполняют упражнение "Дудочка", но чуть измененное: 1-я часть - дети гуляют с бычком, пасут его, 2-я часть - дети играют на дудочке, бычок прыгает от радости.
М.р. Бычка оставим на лужочке травой-муравкой полакомиться. А это кто по двору прогуливается?
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идет...
Чуть детки зазеваются,
Шалят и разбегаются.
Куда, куда, вернитесь,
Куда? Остановитесь,
Не смейте убегать!
Идите вы тихохонько,
Держитеся близехонько,
Смотрите все на мать,
А то несдобровать!"
Кто сегодня будет мамой-курочкой? (Желающему дает шапочку) Зови, курочка, своих цыпляток.
Дети инсценируют песню "Курочка с цыплятами" Г. Вихаревой. Раздается лай собаки.
М.р. Ты, собачка, не лай!
И цыпляток не пугай!
Про тебя мы тоже песенку споем. Дети - хором и по одному - по желанию исполняют песню.
М.р. А вот и серенькая кошечка,
Села у окошечка,
Хвостиком махала,
Деток поджидала,
Как она звала своих ребяток - сереньких котяток? Правильно, ласково. (Дети подпевают звукоподражания) Молодцы! Вы и песенку про кошечку также нежно споете? Послушаем!
Дети хором исполняют песню "Серенькая кошечка", муз. В. Витлина.
М.р. Петушок громким голосом поет. Наверно, кого-то в гости ждет. (Исполняет на фортепиано мелодию песни "Игра с лошадкой", цокая языком) Кто это к нам спешит? Конечно, лошадка!
Появляется игрушечная лошадка. Дети с удовольствием поют про нее песню. Затем им предлагают поиграть в игру "Лошадки в конюшне".
М.р. Как хорошо мы сегодня погостили на деревенском дворе! Давайте попрощаемся со всеми животными!
Занятие №70
"___"______________ 200__г. Группа №___

Программное содержание.
Закреплять знания детей о музыкальной сказке, ее образах. Вызывать желание быть участником действия, эмоциональный отклик на музыку разного характера.
Материал.
Персонажи сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Репка" (любой настольный театр). Книги с иллюстрациями.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу и спрашивает: не хотят ли дети отправиться в гости к сказке? Какие сказки они знают?Дети называют русские народные сказки. Идут в музыкальный зал.
М.р. Посмотрим, какие же сказки ждут нас сегодня в музыкальном зале.
В зале на трех столах - персонажи сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Репка". Около каждой экспозиции книга.
М.р. Сегодня мы попали в гости к сказке... (Таинственно) Давайте догадаемся к какой. (Подходят к героям сказки "Курочка Ряба") Смотрите, сидят дед и баба, а рядом с ними...
Дети. Курочка Ряба!
М.р. Правильно, это русская народная сказка "Курочка Ряба". А в книжке красивые иллюстрации (дети рассматривают их). Хотите все вместе рассказать эту сказку?
Дети инсценируют музыкальную сказку движениями и мимикой, роль Курочки может выполнить любой ребенок Как вариант: можно предложить детям игрой на деревянных ложках изобразить ритмический рисунок "бил-бил, не разбил" и т.д.
М.р. Сейчас дальше пойдем, в другую сказку попадем...
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремочке живет?
Дети называют персонажей сказки, воспитатель показывает соответствующие игрушки, музыкальный руководитель надевает солистам шапочки.
М.р. Как же называется эта сказка?
Дети. Теремок!
М.р. Сейчас наши маленькие артисты покажут нам сказку, только в ней они будут не говорить, а петь, как в опере... А мы присядем и полюбуемся на них. Дети полностью самостоятельно исполняют музыкальную сказку в конце пляшут и приглашают поплясать зрителей.
М.р. Если дальше все пойдем, в какую сказку попадем? Вот бабка с дедкой, внучка, собачка Жучка, кошка и мышка... Что они делают?
Дети. Репку тянут.
М.р. А как же эта сказка называется?
Дети. "Репка".
М.р. Присядьте и послушайте сказку (Читает сказку, показывая иллюстрации) А сейчас мы поиграем с вами в хороводную игру, которая так и называется - "Репка". Становитесь скорее все в кружок
Репка-репонька,
Расти крепонька,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.
Дети разучивают игру "Репка" (русская народная мелодия в обраб. М. Иорданского // Солнышко-ведрышко: Сб. М., 1984, см. прИложение 6). Стоя в хороводе вместе с детьми, педагог объясняет правила игры, сначала без музыкального сопровождения. Первый раз репкой выбирают воспитателя, мышкой - самого смышленого ребенка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре - репка, за кругом мышка. Все слушают музыку вступления, затем идут по кругу и поют. Репка медленно растет, мышка идет за кругом противоходом. С окончанием пения мышка ловит репку. Если мышка поймает репку, обе танцуют под любую народную плясовую мелодию.
М.р. У каких же сказок мы сегодня побывали в гостях? (Дети называют их) Вы хорошо эти сказки знаете? Тогда вечером расскажете их папе или маме, да не просто, а по ролям.



Занятие №71
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, обращать внимание на выразительную роль регистра. Продолжать учитъ передавать характер музыки в движении, подбирать тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру мелодии.
Материал.
Бабочки на нитках.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу, говорит детям, что на улице очень тепло. Скоро лето! Весна кончается - лето начинается! Цветут цветы, летают бабочки, ползают жуки. Сегодня я расскажу вам про бабочек. Хотите о них послушать песенку? Тогда пойдемте в музыкальный зал.
М.р. (в зале). Смотрите, сколько бабочек порхает вокруг! (Показывает. Предлагает подуть на них: чья бабочка воздушнее, легче?) Какие легкие, изящные бабочки! Вы, конечно, поняли, что они не настоящие. Вы должны знать, что настоящую, живую бабочку в руки брать нельзя: пыльца с ее крылышек осыплется, и бабочка погибнет. А сейчас вы услышите самую легкую, самую изящную музыку про бабочку-мотылька. Мотылек - это самая маленькая бабочка. (Исполняет пьесу С. Майкапара "Мотылек") Как легко, весело, воздушно звучала музыка! Маленький мотылек порхает, резвится в воздухе, садится на цветочек и опять летит, летит.
Летает бабочка в саду,
Увидела цветок
Тихонько села на цветок
И пьет душистый сок.
Подходит Вовочка, глядит,
Подкрался ближе, хвать!
спорхнула бабочка, летит,
Ну как ее поймать?
Исполняет пьесу еще раз.
М.р. Какой характер у музыки?
Дети. Она очень легкая, веселая, воздушная, кружащаяся, порхающая и т.д.
М.р. А вот и другие бабочкм-красавицы. Исполняет песню "Бабочки", муз. М. гева, сл. Н. Френкель // Пойте, малы- Вып. 2. М., 1960, см. приложение 7.
М.р. Золотые усики,
Глазки, словно бусинки,
Крылья расписные -
Мы бабочки лесные!
Хоботки точеные,
Лапки золоченые,
Крылья расписные -
Мы бабочки лесные!
Вы слышали, какая легкая, воздушная музыка! Это вальс. Бабочки летают, кружатся, порхают. Давайте и мы превратимся в легких, невесомых бабочек и покружимся на поляне. Дети произвольно, проявляя свое творчество, танцуют, как бабочки. Педагог обращает внимание на самую красивую, легкую "бабочку". Предлагает ей исполнить свой танец, а остальным присесть на цветок и полюбоваться своей подружкой.
М.р. А как летает жук? Правильно, не так, как бабочки. Полет у него более стремительный. Покажите!
Дети выполняют упражнение "Жуки"
М.р. Ветер подул, и жук упал. Кто ему помог? Правильно, его подружка - мушка, Давайте о них споем песенку
Дети подходят к фортепиано и исполняют песню "Летел жук". Можно предложить спеть по одному (по желанию детей).
М.р. А вот на полянке появились стрекоза, муравей, комар и муха. Что они задумали?
Дети. Хороводы водить, на скрипочке играть, плясать.
Дети исполняют хоровод "Как у наших у ворот", сами надевают шапочки, сами выбирают солистов, все движения выполняют самостоятельно. Музыкальный руководитель и воспитатель только наблюдают.
М.р. Как весело было на нашей полянке! Давайте в следующий раз устроим здесь настоящий бал - большой праздник, со множеством танцев и песен, где все веселятся, радуются, кружатся в вихре вальса. Устроим бал? Тогда приходите нарядные, одетые по-летнему, веселые. Буду вас ждать!



Занятие №72
"___"______________ 200__г. Группа №___
Программное содержание.
В игровой форме закреплять знакомый материал, создавать хорошее, радостное настроение. Вызывать желание инсценировать песни, создавать различные образы.
Материал.
Разноцветные платочки. Различные музыкальные инструменты.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу. Дети, одетые по-праздничному, вместе с воспитателем с нетерпением ждут его.
М.р. Какие вы сегодня нарядные! (Рассматривает наряды) Куда вы собрались? Ах, на бал! Да, к балу все готово! И полянка в лесу с цветами, и пенечки, чтобы отдохнуть между танцами, и яркие платочки для плясок, и музыкальные инструменты. (Звучит любой вальс в записи. Дети идут в зал) Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь, где кому удобно. Послушайте летний вальс. (Исполняет песню "Летний вальс").
В лесу на опушке,
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал.
В траве под сурдинку,
Скрипач-невидимка
Старинные вальсы играл.
Букашки с былинкой
Танцуют в обнимку
Осу подхватил мотылек
Поет им комарик,
И синий фонарик
Зажег в темноте светлячок
Лето пришло, все расцвело!
М.р. Как рады букашки и всякие пташки, танцуют, кружатся, поют... Кто же открыл бал? Вам подскажет музыка. (Исполняет пьесу С. / в Майкапара ! "Мотылек". 7 Дети узнают) Правильно, наши нежные бабочки - мотыльки Летите, красавицы!
Дети под мелодию песни "Бабочки" М. Красева в темпе вальса исполняют нежные, легкие произвольные движения. Затем выбирают королеву бабочек. Она танцует, а остальные поют песенку вместе с взрослыми.
М.р. А это кто развеселился? (Исполняет музыку к упражнению "Жуки". Дети узнают мелодию и превращаются в жуков. Упражнение проводится 2-З раза) А вот и птичка прилетела, и на веточке запела. (Дети, сидя на пеньках, слушают в записи голоса птиц) Мы сейчас тоже, как птички, полетаем в лесу. Только будьте осторожны - неподалеку бродит лиса.
Проводится игра по типу "Воробушки и автомобиль", только вместо музыки "Машина" звучит знакомая детям пьеса "Лиса" Е. Тиличеевой.
Ах ты, лисонька-лис