Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Бакалавриат и магистратура в рамках высшего музыкального образования

Опубликовано 01.10.2013

Взгляд музыканта на нововведения в современной системе музыкального образования 

Современная система образования России терпит кардинальные перемены. Прежде всего, это связано с включением нашей страны в так называемый  Болонский процесс. Отражается это в введении новых форм контроля качества обучения – тестов, введении системы бакалавриата и магистратуры и др. Общественность неоднозначно относится к нововведениям, находя  свои преимущества и недостатки новой системы. Но можно одно сказать однозначно – система будет претерпевать изменения и корректироваться. Она до сих пор остается новой, как для преподавателей, так и для учащихся. Меняются программы обучения, критерии оценки, формы контроля. Для людей, привыкших работать по другой системе, это требует определенной перестройки… Также явно усматривается стремление  выработать одинаковые критерии  для всех ВУЗов, для всех специальностей.  Причем создается впечатление, что создаются эти критерии людьми, имеющими в той или иной области опосредованное или формальное отношение. Однако, если в естественнонаучных дисциплинах такая задача решается более-менее успешно, то в области творчества, искусства ситуация выглядит иначе. Можно много рассуждать на тему, как приспособить тестовую систему к искусству, однако всё доводы в пользу тестов разрушаются о следующий факт: искусство, творчество не предполагает однозначного ответа, не предполагает и многозначного ответа. Искусство вообще не предполагает заранее  подготовленный ответ. Более того, искусство, в частности музыка, воздействует на эмоциональную сферу человека, на его чувства. И здесь, разумеется, мы не можем оставить оценку на субъективное восприятие проверяющего, самые общие, можно сказать условные, правила оценки существуют. Но не стоит забывать многочисленные примеры из истории, когда люди, не получившие сиюминутного понимания, создавая новое в  музыке, получали абсолютное признание и вошли в историю как великие деятели искусства…

Реформа образования вводит для музыкальных учебных заведений не только новую систему оценки. Теперь обучение ведется не по программе специалитета, а по программе бакалавриата. Необходимости, признаться такого нововведения, нет даже для технических, гуманитарных ВУЗов. Кроме того, что это всего лишь желание формально скопировать европейскую систему образования, нам  объясняют это обстоятельство тем, что теперь студент может, проучившись четыре года на одном факультете и вдруг осознав, что выбранная специальность его не устраивает, - перевестись учиться на два года на другой факультет, на другую специальность. Конечно, применительно к музыкальной сфере это выглядит очень коряво. Действительно, студента, отучившегося семь лет  в музыкальной школе, четыре года в колледже, четыре года в консерватории, вдруг может посетить мысль «Что же это я делаю?», и он без труда сможет перевестись и доучиться  два года на другом инструменте, пришедшемся по душе, например, на баяне… Перевод с одного факультета или специальности после бакалавриата сложен даже в «обычном» университете. Применительно к консерватории, это практически невыполнимо.

С введением бакалавриата срок обучения увеличился. По задумке организаторов реформы, видимо, рассчитывалось, что за этот период можно будет усвоить больше материала и получить больше знаний. Однако на деле на сегодняшний момент опять ситуация другая. На старших курсах идет узкая специализация обучения, работа над исследованиями, диссертациями, для музыкантов – это время, когда особенно необходимо заявить о себе на конкурсах, вести активную концертную деятельность. Многие студенты начинают работать. ВУЗ уже дал студенту необходимые знания, теперь он выступает как основа для научной деятельности. Поэтому получается вполне закономерная картина – формальное увеличение срока обучения без кардинального наполнения действительно необходимых (курсы лекций читают, конечно)  лекций.

 

В заключении можно сказать, что новая система образования, применительно к ВУЗам, связанным с музыкальным образованием, не несет в себе действительно оправданных форм и программ обучения. Проводимые преобразования идут не из реальных потребностей университета, а под влиянием внешней унификации системы образования.

 

Артур Герус