Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

 

Свиридов Г., "Восстань, боязливый",

анализ хорового произведения

Агогика, фразировка, музыкальные средства подготовки и проведения кульминации.

Хор начинается с рр на  legato с проведения темы в партии Басов. Неслучайно первое проведение темы отдано именно этому мужскому голосу. С помощью темных крытых тембровых красок, малой динамики и умеренного движения композитор представляет нам картину ночных раздумий, тяжких гнетущих мыслей, одолевающих героя.

Дальнейшие вступления голосов и постепенно нарастающая общая тесситура обостряют начальное проведение, делая его более призывным, плакатным. Увеличение динамики от  pp  к  f,   а затем и   fff создает эффект «звукового приближения». Усиление звучности также остается в контексте произведения. Одна маленькая мысль экспонированная в первой части разростается как динамическое зерно и достигает немыслемых размеров

На слове «восстань» с 23-го такта идет ff и акценты, это постепенно приводит к кульминации всего хора на fff, и как бы эхом звучит  на ff кластер на слове «восстань», приводящий к основной тональности.

В динамике   sub.р    хор поет закрытым ртом и продолжением звучит соло альта, а затем соло сопрано- они как вестники приближающегося просветления своим легким мелодичным звучанием разряжают хоровую фактуру. Последние 5 тактов в парии альтов звучат 2 ноты – ми и фа, которые олицетворяют биение сердца или стук удаляющихся шагов. В последнем такте lunga как будто обрисовывает сияние  наступающего утра.

Живость музыки обусловлена конкретностью концепции, где заглавное слово несет целый образ. Выдвинув глагол «восстань» на первый план Свиридов напомнил о других творениях Пушкина. Ближайшая ассоциация приводит к строкам: «Восстань, пророк! И виждь, и внемли».

  

Вокально-хоровой анализ.

     Тип вид хора.

Произведение «Восстань, боязливый» написано для смешанного  четырехголосного хора и соло Сопрано и Альта. Есть divisi во всех партиях.

Диапазон хора и хоровых партий.

Общий диапазон хора:

 

 

 

Диапазон хоровых партий.

Сопрано I:                                                           Альт I:

 

 

 

Сопрано II:                                                          Альт II:

 

 

 

Тенор I:                                                                Бас I:

      

 

 

 

Тенор II:                                                               Бас II:

     

Диапазон солистов:

Альт:                                                                     Сопрано:

   

 

Тесситурные условия сложные: в партии Сопрано требуется пение на опоре плотным звуком в длительных кульминациях. Тесситура высокая.

В партии Теноров композитор также довольно активно использует высокую тесситуру, что может провоцировать на форсаж – этого следует избегать.

В партии Басов использованы средства как высокой тесситуры, так и низкой – крайние ноты диапазона. Это условие требует от исполнителей большого вокального мастерста.

У солистов тесситурные условия удобные и способствуют хорошему впеванию и  беспрепятственному освоению образа.

Особенности ансамбля и строя.

В хоре «Восстань, боязливый» в первом проведении сложные вокально-исполнительские условия. Мелодия развивается посредством тесситурного восхождения. Мелодическое зерно всего хора- квинтовый скачок и дальнейшее его  нисходящее заполнение. Из этого следует, что преодоление проблем данной мелодической структуры позволит по максимуму исключить ее последующее неверное интонирование всеми хоровыми партиями.

 Скачок на ч.5 по звукам тонического трезвучия сложен для интонирования, поэтому следует вначале применить смешанную атаку для начала фразы, так как она подготовит правильное смыкание связок, а затем проинтонировать этот скачок очень аккуратно.

Далее следует скачок на ч.4, а затем на б.6 .Постоянные восходящие скачки помогают  высокой певческой позиции.

«Восстань»  - первое слово, которое звучит в этом хоре и  повторяется не единожды. Оно содержит в себе идейное зерно развития, которое излагается в двух разных характерах: в экспонировании как мятежная мысль,а в разработочном разделе как призыв к действию. Поэтому особенно важно на протяжении всего произведения пропевать его каждый раз по-новому, но в то же время сохраняя основные принципы его произношения.

Прежде всего следует вспомнить про принцип редукции. В данном слове  необходимо его применение.

Пишется          Восстань,     а поется      ( во/астань ), то есть редуцируется первый слог и сокращается двойная «сс».
Следующее важное слово - «Боязливый». В нем применяется частичная редукция первого слога. А также важно следить за единовременным замыканием исполнителями согласной «з».

Эти принципы относятся ко всем проведениям темы вне зависимости от того, в какой партии она проводится.

Во время развития и в кульминационном разделе можно попробовать сделать акцент на звукописи. В динамике   ff  и с применением акцентов прописаны слова «в пещере твоей». Щипящие и глухие согласные требуют мгновенной перестройки голосового аппарата и артикуляции. Необходимо добиваться от хора «взрывных»  согласных и их единовременного произношения.

 

В хоре «Восстань боязливый» ритмический план очень разнообразен, здесь встречаются  Размеры : 5/4; 7/4; 4/4; 8/4; 6/4; 9/4; За счет избегания привычной переменности, метро - ритмический комплекс облагораживается, обращается в сторону народных распевно – эпичных «текущих» мелодий.
Основная единица движения – четверть. Она сообщает неторопливость, равномерность тематического развертывания.

 

Важно соблюдать все динамические изменения в постоянном темпе. Особое внимание следует уделить постепенному нарастанию динамики в начале каждого проведения, а затем и в постоянном cresch. перед кульминацией. Нужно умело готовить  sub.p.Следует  добиваться чистого ясного звука без резких перепадов в данном отрезке произведения. Этому способствует крепкое дыхание, пение на опоре и тщательный слуховой контроль.

Необходимо точно рассчитать нужный динамический «накал» и спад, чтобы можно было готовить внутренние певческие резервы.

Не следует забывать про общий строй хора. Каждый исполнитель обязан даже в умеренном движении помнить про пульсацию – она помогает поддержке слухового контроля.
Также поможет тенденция к завышению – это внутреннее ощущение каждого певца тоже способствует поддержанию хорового строя.

 

В хоре «Восстань боязливый» со вступлением басов нужно следить за тем, чтобы низкие голоса пели свободно и вели мелодию, приходили в унисон, так как они начинают запевать мелодию надо следить, чтобы при вступлении теноров интонация не «оседала», а оставалась высокой. При вступлении каждой партии следить за тем, чтобы тему не заглушали остальные партии.

Кода весь хор начинает полноценно звучать следует следить за вертикальным строем, прислушиваясь к партии басов, так как они составляют основу гармонии.

Во второй части произведения хор поет на закрытый рот цепным дыханием. Пожалуй, самое трудное место всего хора. За счет бесконечно длящихся хоровых «поддержек» может понизиться строй. Этого не произойдет, если певцы будут сохранять ощущение «купола» . Поможет пульсация и тенденция к завышению. Также можно попробовать в репетиционном процессе впевать именно этот раздел на пол-тона выше, а затем в оригинальной тональности.

А также всегда нужно помнить высказывание Романовского Н.В. : «Строй является результатом всесторонне систематической работы по воспитанию хора и не отделим от творческого раскрытия произведения исполнителями».

   

Исполнительский анализ:

В результате тщательного разбора данного хора можно выделить несколько основных задач дирижера:

- Для создания ансамбля,  нужны точные дирижерские жесты.

Точность движений должна выражаться: Во-первых, в математически равной длительности по времени всех взмахов в такте.
Во-вторых, в ясности рисунка каждого размера.
В-третьих,  в различии движений на сильных и слабых частях такта: сильные части должны отличаться более энергично, нежели слабые. На всякое характерное движение дирижера хор всегда отвечает теми чувствами,  какое оно выражено.

-  ярко и масштабно показать все присутствующие динамические, фактурные, а также агогические изменения при помощи начальных и междольных ауфтактов.

- особенно важно соблюдать всю авторскую нюансировку. Это в значительной мере облегчит исполнительские задачи.

- нужно следить за обеспечением «гибких» фраз, не отяжеленных рамками  метро - ритмической организации.

- переменный ритм и размер очень усложняют  работу дирижера. Нужно следить за точным вступлением партий, во время фугированных проведений.
максимально отразить в жесте смену размеров. Определить смысловое движение фразы и на его основе выстраивать мануальный аппарат.

 

Назад