Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

 

Свиридов Г., "Восстань, боязливый",

анализ хорового произведения

 

Музыкально- теоретический анализ :

Характеристика мелодии, голосоведения, фактуры.

Хор «Восстань, боязливый»- духовная вершина произведения.

Уже догорела вечерняя заря. На земле — глубокая ночь. Угасли краски внешнего мира, угасли и его волнения. Душа осталась наедине с собою, ушла в себя. Силы тьмы, сгустившись, стремятся одолеть ее «печаль­ными мыслями», «лукавыми снами», страхом. Чтобы победить их, нужно огромное волевое напряжение, нужна внутренняя борьба. Нужно доходящее до предела усилие духовного выпрямления, «высвет­ления». И вот мы почти зримо наблюдаем эту схватку души с мировой тьмою: «Восстань, боязливый»,— тихо и требовательно звучит хор. Экспозиционный раздел (1- 18 такты.) Язык его воззвания — суровый и возвышенный:

- архаический (влияние монодической культуры) переменно-ладовые приемы изложения, пентатоника,  встроенные в современную ладогармонику;

- полифоническая тема в старинном духе, построенная по тонам мажорного гексахорда. Ее строение весьма интересно: скачок на ч.5уравновешивается поступенным нисходящим мелодическим движением.

Фугообразный принцип изложения. Он является скорее   фактурообразующим, нежели формообразующим.

Далее композитор включает приемы, наработанные в гомофонной музыке ХХ века – дробление и выстраивание композиции. Первоначальное дробление связано с повторением фраз, таким образом происходит их вычленение из контекстов темы.

 «Восстань, боязливый»,— настойчивее, требовательнее, выше и сильнее звучит хор.   «Восстань!»   метафорически  олицетворено  уже в начальном  восходящем  квинтовом   шаге темы,  в устремлённости формы вверх: тема благодаря тональной разомкнутости поднимается четырежды   по   квинтам   ввысь от партии Басов к партии Сопрано. Словно   волны   набегают   одна  на другую имитации постепенно сокращающейся и обретающей ритмическую активность темы, к призыву подключаются все новые голоса, идет их   «восстание»  от низкой, басовой партии к верхней, сопрановой.  Призыв мужает, становится все увереннее, активней, непоколебимей — и  кажется,  что вместе с  ним  укрепляется,   воздвигается дух   человеческий.   Наивысшее выражение экспрессии достигается за счет логического   завершения этого мощного вертикального движения. Им становится    кульминационное   стретто   и уже чисто   гармоническое    повелительное   заключение   первого   раздела формы:   «Восстань!   Восстань!» . Фактурно-гармоническим средством уплотнения вертикали здесь выступает  минорная пентатоника в аккордовой структуре.

Далее следует  вторая   часть - кода   на хоровом органном   пункте. Глубокая квинта в мужском хоре бесконечно долго длится, вводя слушателя в медитативное состояние молитвенной сосредоточенности, постепенного «затихания» души.

В обретенном  покое слышится, словно с высоты, проникновенное  соло Альта:

               Сердечной  молитвой,  пророк, удали              

               Печальные мысли, лукавые сны..

Соло Альта передает сердечность сокровенных дум. Свиридов использует мягкий теплый тембр, способствующий созданию соответствующего настроения.

И  с  высоты  еще более значительной  нисходит сопрано. А также происходит «осветление»  за счет вступления женского хора:

До  утра  молитву смиренно  твори: Небесную книгу до утра   читай!

А  потом  «истаивает»  и  этот  голос. Остаются лишь хоровые волны  Обновленный, очищенный «внутренный   человек»  достигает  «внутреннего успокоения», в душе его зарождается надежда. Наступает новый день.  На  постепенном crescendo   звучит    протяжный    аккорд, разливается благостный свет…

 

Ладотональный план. Гармония.

 

Мелодия чутко реагирует на любую особенность поэтического текста. Слово руководит через мелодию строенем музыкального целого, но при этом слово не поглощает , не подчиняет себе целиком мелодию.

Слух и внимательный взгляд легко распознают в стиле этого мастера как устойчивое, идущее от традиций, так и новое, оригинальное, явившееся  их развитием. Сюда можно отнести смелое использование гармонических средств.

В хоре «Восстань, боязливый» Свиридов лишь частично использует приемы функциональной системы мажоро-минорной системы ХIХ века.

Композитор облагораживает привычный комплекс интонаций за счет избегания привычной повторности. В соотношении разделов ладовых центров проявляется диатоничность.

Диатоничность проявляется в соотношении ладовых центров разделов. Модуляции – это модуляции смены тонических опор внутри единого «поля», одновременно охватывающего несколько натуральных ладотональностей. Так достигается терпкая свежесть гармонии. В результате плавного перемещения одних гармонических голосов при неподвижности других и при постоянном  их наслоении возникает эффект «утолщения » мелодии, что придает ей необходимую весомость и внушительность.

В хоре «Восстань боязливый» основная тональность C – dur. С проведением темы в разных голосах, тональность меняется:

C – dur (басы),

G-dur (тенора),

d-moll (альты),

a-moll (сопрано).

Если кульминационный аккорд рассматривать в d-moll, то это тонический квартсекстаккорд с четвертой ступенью.

А если рассматривать его в общем контексте всего произведения, то функциональное тяготение скорее относительно, следовательно возможна трактовка данного аккорда по пентатонике.

Затем звучит C – dur, после соло альта, хор звучит в a-moll и F-dur. (VI  и  IV ступени соответственно). Преобладание плагальных гармоний передает состояние умиротворенности и просветленности слушателю; после сферы напряженных кварто-квинтовых соотношений переход в субдоминантовую плоскость воспринимается как катарсис.

Последние 4 такта звучат в a-moll и заканчиваются на тоническом квартсекстаккорде F-dur. Состояние просветленности не только остается,  но и разрастается, заполняя собой все вокруг.

 

Далее