Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

Аннотация к хоровому произведению И. Ф. Стравинского

«У Спаса в Чигисах»

Есть солирующий голос – сопрано. Другие голоса подключаются только в припеве. Одноголосие создает эффект архаичности и концентрирует внимание слушателя на мелодических, ритмических и ладовых особенностях строки. Однообразие мелодии подчеркивает основополагающую роль текста (и смысла).

На протяжении всего произведения динамика, темп, агогика остаются неизменными, что неудивительно, из-за миниатюрности произведения слушатель едва успевает привыкнуть к ним. Но если учесть, что в это первый номер в цикле песен, то тогда он логично занимает в нем место экспозиции. Динамически произведение исполняется на меццо-форте. Из штрихов можно отметить чередование распевов слогов с их декламационным произнесением, отделением друг от друга. Отклонения от темпа на протяжении произведения специально не предусмотрены, но их вполне возможно вводить во время смысловых пауз между строками, как бы немного удлиняя эти паузы, если темп исполнения достаточно подвижный. В случае более спокойного темпа удлинение пауз можно не востребовано.

Гармония (многоголосие) возникает в песне только эпизодически (как бы подголосочно) в небольшом возгласе-припеве. И даже там многоголосие играет красочную, звукоизобразительную роль, более всего напоминая наигрыш гармошки, благодаря тому, что самая широкая, четырехголосная гармония возникает на слабую долю, а двухголосная квинта чередуется с ней на сильную долю. Аккордовая фактура в припеве подчеркивает массовость присказки, включение в нее всех участников гадания. Гармония ритмически полностью совпадает с мелодией, являясь по сути раскрытием звука мелодии, подчеркиванием его выразительности. По составу гармония представляет собой трезвучие соль-мажор на басу до (до-диез во втором случае). В данном случае это созвучие играет скорее роль красочной полиладовости, хотя интервально и напоминает нонаккорд без терции.

 

 

Пример № 1. Припев.

 Стравинский И.Ф. подблюдная "У Спаса в Чигисах"Стравинский И.Ф. подблюдная "У Спаса в Чигисах"

 

Мелодическая линия хора имеет кружащееся движение. В основном поступенное: секунды и терции. Наиболее яркий интервал – скачок на кварту – возникает только в припеве, причем параллельными квинтами у сопрано и альтов.

Динамика развития мелодической линии может быть представлена двумя волнами. Первая движется от верхней опоры «ре» к «соль» и возвращается к «до» устремленным восходящим поступенным движением с характерной ритмоформулой (две шестнадцатые и восьмая). Вторая волна начинается от «до» и также спускается к «соль» и поднимается с той же ритмоформулой, но на ступеньку выше, от «си» к «ре». На «ре» приходится кульминационная зона мелодической волны, задевающая верхнее «ми», и возвращающаяся к «ре» - основному опорному тону. В последующем припеве этот же тон тут переосмысливается, как менее опорный по сравнению с «ля».

Произведение предназначено для однородного женского, или детского хора, состоящего из сопрано и альтов.  

Диапазон хора в целом небольшой, чуть больше октавы – от до1 до ми2. Диапазон партии сопрано – большая секста (от соль1 до ми2). Диапазон партии альтов – чистая квинта (от до1 до соль1).

Тесситура для голосов удобная, находится в среднем диапазоне, как для альтов, так и сопрано.

Текст произведения излагается декламационно. Между строками и припевом имеются небольшие паузы (восьмые и шестнадцатые), предполагающие по тексту, что именно там берется дыхание. Но также возможно брать дыхание на границах фраз: это граница второго и третьего тактов (шестнадцатого и семнадцатого тактов в конце). Не смотря на то, что при подвижном темпе, дыхания должно хватать на всю строку, с художественной точки зрения можно взять дыхание также на границе четвертого и пятого тактов, чтобы не сливалось окончание и начало фразы на одной ноте.

Дикция в словах должна быть ясная и четкая, поскольку словесный текст в этом произведении концентрирует смысловое содержание. Особенно ярко следует подчеркивать ключевые по смыслу слова.

Ансамбль в большей части произведения представляет собой унисон партии сопрано. Наиболее сложным и интересным местом является припев, в котором между сопрано и альтом возникает движение параллельными квинтами, причем не поступенное, а скачки на кварту в быстром темпе. Вторые же сопрано и альты в это время движутся поступенно в расходящемся (и сходящемся) движении. В целом по вертикали образуются достаточно неблагозвучные интервалы большой (позже малой) септимы и ноны.

Звуковедение в произведении декламационное, то есть не обязательно связывать звуки легато, за исключением распевов слогов. Но чрезмерно отделять слоги также не следует, поскольку должна присутствовать динамическая волна при фразировке.

Основными репетиционными задачами можно обозначить работу над дикцией, ритмом, унисоном, гармоническими сложностями.

         Поскольку фактура произведения прозрачная, преимущественно одноголосная, а темп подвижный, это обязывает к очень точному унисону и чистейшему и быстрому включению и выключению гармоний в фактуре. Из других сложностей можно отметить темповую равномерность: не следует как «проглатывать» звуки, так и слишком затягивать их, при исполнении в подвижном темпе следует профилактически бороться с «ускорением»

 

Далее