Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

Аннотация к хоровому произведению И. Ф. Стравинского

«У Спаса в Чигисах»

произведения путем периодически медленного и идеально ровного его пропевания.

Следует единовременно и почти бесшумно брать дыхание, и делать акценты на одни и те же звуки, и особенно важно заранее это отметить с хористами в нотах, так как в переменных размерах сильные и слабые доли не столь ярко выражены. Благодаря декламационности изложения ритмической единицей в произведении становится восьмая (это подчеркнуто даже размером – 4/8, вместо 2/4), поэтому может возникать путаница в акцентах благодаря построянной смене метра и ритма и несоответствии стихотворных и музыкальных акцентов.

         Одной из основных трудностей, которую следует преодолеть при репетировании данного произведения, является создание чистого и синхронного унисона. Даже просто схождение голосов в унисон является одним из сложных моментов при работе с хором. А движение только в унисон обязывает к точнейшей выучке интонационного и ритмического материала. Облегчает задачу тот факт, что солирует в унисон только партия сопрано, достаточно однородная по тембру.

         Работу над одноголосием следует разделить на несколько этапов: работа над дикцией и ритмом, работа над интонацией, общее изучение материала.

Вначале можно словесный текст с хором многоразово проговаривать в нужном ритме, делая акцент на правильную дикцию, и синхронное дыхание в отмеченных местах.  Это обязательно нужно проработать, так как в этом произведении акцент в вокальной партии сделан на декламационную составляющую. Вторым этапом можно пройти медленно и интонационно точно несколько раз мелодическую линию (возможно и без точного ритма), чтобы хористы привыкли к интервалике. В местах, вызывающих затруднения, можно несколько раз повторить движение на нужный интервал, закрепив его. Особенно следует уделить внимание припеву, так как кварта, использующаяся в нем, звучит непривычно для уха и её постоянно хочется спеть, как терцию, или квинту. Более того, если ее изначально твердо не выучить, позже возникнет проблема с гармоническим заполнением, так как с нижним голосом будет образовываться две ноны, вначале большая, потом малая, а также скачки параллельными квинтами, что достаточно сложно для исполнения. И в последнюю очередь следует соединить мелодическую линию с ритмом, и отрабатывать в медленном темпе точность и чистоту исполнения многократными повторами.

         При работе с многоголосием в припеве нужно отметить, что гармонии здесь даже сами по себе в медленном темпе достаточно сложны, а в быстром тем более сложно исполнить их чисто и точно. Работать над этими сложными созвучиями следует как по горизонтали, так и по вертикали. Вначале разучить мелодическую линию каждого голоса. Далее соединять голоса в различных комбинациях попарно. Следующим этапом привыкнуть к общему звучанию созвучий по отдельности по вертикали. И только в последнюю очередь переходить к отработке переходов из одного созвучия в другое, с остановкой первое время на каждом созвучии и оценке правильности его звучания.

         В целом, ровность и умеренность динамики и темпа предполагают дирижерские жесты средней силы, уверенные, равномерные и спокойные. При динамике меццо-форте дирижерская «плоскость» должна располагаться примерно на уровне плечей, если динамику брать чуть ярче, то не выше глаз.

         При исполнении с хором желательно беззвучно артикулировать текст.

         В работе постоянный распев гласных на мелких длительностях требует тщательности в работе над метроритмом и словом, а также идеальной точности дирижерского показа.

Произведение «У Спаса в Чигисах» является ярким примером претворения архаичных фольклорных интонаций в хоровой музыке, и благодатной почвой для создания интересных хоровых интерпретаций.

Не смотря на кажущуюся простоту, в этом произведении есть над чем поработать не только начинающему, но и профессиональному хоровому коллективу.

Произведение миниатюрное, но очень филигранное. Оно не простит недостаточной, либо некачественной выучки. При унисонном изложении и постоянно сменном, витиеватом ритме, любая оплошность, фальшь, будет очень хорошо заметна. Наиболее ярко и выигрышно этот номер будет смотреться в интонационно и ритмически точном и ясном исполнении.

Это произведение предназначено для исполнения женскими и детскими коллективами, его можно рекомендовать, как прекрасный пример, развивающий навык унисонного пения. Кроме него в этом хоре также придется поработать над ритмической точностью и синхронностью взятия дыхания при сложном переменном размере и разнообразном ритме.

Кроме всего прочего данный хор представляет в стилизованном виде архаический интонационный пласт русского фольклора, а также аутентичный обрядовый фольклорный текст. Его изучение позволяет более глубоко вникнуть в характер народной песенности, привить любовь к народной музыке, национальной культуре и обрядам.

Это произведение с момента создания достойно оценили как исполнители, так и слушатели. В наше время оно присутствует в репертуаре множества хоровых коллективов, как детских, так и профессиональных.

 

Назад