Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

Аннотация к хоровому произведению И. Ф. Стравинского

«У Спаса в Чигисах»

Значимым по смыслу словом в первой строке является «У Спаса», во второй – «богатые», в третьей – «золото», в четвертой – «серебро». Именно эти слова подчеркивает композитор в нотном тексте.

         По сравнению с литературным первоисточником, в хоре композитор использует удвоенное повторение начальных словосочетаний в первой и последней строке – повторяются словосочетания «У Спаса» и «Чисто серебро», при этом само первое слово («у» и «чисто») внутри конструкции также повторяется дважды. Музыкально это также подчеркивается повторением мелодического материала. Также тактовые черточки, и вместе с ними сильная доля во второй и третьей строках сдвигаются на слова, соответственно «богатые» и «золото».  

         Жанр народной песни, которую стилизует композитор – это подблюдная песня. С музыкальной точки зрения интонации песни близки как шуточным песням, так и инструментальным танцевальным наигрышам. В глубинных жанровых основах присутствует и черты протяжной песенности, благодаря распевной мелодике и свободной, пластической ритмике, но они нивелируются быстрым темпом исполнения.

         Характер песни торжественный, уверенный, устремленный. Также присутствуют элементы танцевальности, и связаное с ними приподнятое настроение. Все это отвечает основной идее песни – торжественному пожеланияю добра, благополучия, богатого урожая.

         В средствах музыкальной выразительности это воплощается в унисонной фактуре, которая призвана показать единодушие всех участников в пожелании-предсказании, сделать его более весомым. Также такая фактура проводит яркие параллели с архаическими жанрами, для которых был характерен унисон. Подобного рода унисонные хоры можно увидеть в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, учителя И. Стравинского. Также впечатление архаики подчеркивает небольшой диапазон мелодии – в рамках большой сексты.

Темповое обозначение – Maestoso, также подтверждает желание композитора придать хору торжественный характер, хотя традиционно он исполняется в достаточно подвижном темпе.

Склад хорового письма смешанный. Хор преимущественно исполняется одноголосно, только в припеве кратковременно возникает многоголосие, напоминающее аккордовый гармошечный наигрыш.

Форма хора строфичная, основанная на многократном повторении мелодии каждой строки с новым текстом и небольшими вариантными изменениями музыкального материала, связанными с этим текстом.

Песня имеет четыре раздела (по количеству строк), разделенных возгласом-припевом, повторяющимся без изменений до последнего проведения. Структура припева представляет собой дважды повторенную попевку-возглас, состоящую из восходящей кварты и возврата на ту же ступень. Причем первое повторение проведено ровными восьмыми, а второе ускоренными длительностями (шестнадцатыми) с остановкой на восьмой, причем со смещением акцента (ударения) в слове «слава» с первого на последний слог. Такая повторность в постоянно однообразном виде создает определенный «магический» эффект, как бы утверждая то пожелание, которое было высказано в тексте строки.

Сильные доли в хоре немного смазаны, так как мелодически одинаковые фразы при новом проведении ставятся в новые метро-ритмические условия. Периодически некоторые слоги удлиняются на одну восьмую, чем подчеркивают ударные слоги, попадающие не на сильную долю такта. Из четырех фраз, ни одна не повторяет полностью другую, даже если присутствует мелодический повтор, то с помощью ритма и смещения тактовых долей он будет преодолен.

Акценты при метрическом делении плавно перетекают на разные доли такта. В произведении присутствует сменный размер (2/4 (4/8), 5/8 в основном тексте и 3/4 в припеве). Не случайно композитор пометил после 2/4 в скобочках 4/8 – этим он подчеркнул, что основное деление в произведении подчиняется ритмически равномерному движению восьмыми, на каждую из которых чаще всего приходится один слог, а метрическое деление на такты не играет слишком большую роль в произведении.

В общей структуре песни присутствует элементы репризности музыкального материала. Так начальные интонации первой и последней строки совпадают. А интонации двух средних строк также повторяют друг друга, являясь одновременно и вторым разделом первых строк. Схематически, как форму в миниатюре, это можно представить так:

АВС // ВС // ВС // АВС1

Где А – это первая фраза (2 такта), выполняющая также роль вступления, В – основная тема на которую проводится текст (3,5 такта в 1-ой и 4-ой строках, и 3 такта во 2-ой и 3-ей строках), а С – это припев – завершение строки и произведения в целом (1 такт).

Благодаря декламационным особенностям исполнения на музыкальную форму хора большое влияние оказывает структура текста, и четыре строки – становятся четырьмя музыкальными разделами.

Ладовое строение произведения опирается на архаические интонации. Не смотря на то, что первая фраза очерчивает контуры трезвучия соль-мажор, сама нота соль не является опорной в ладовой структуре хора, поскольку возникает редко и на слабые доли такта. А опорными звуками лада являются звуки ре2, до2 и ля1, при сохранении общих контуров соль-мажора.

Ладовые опоры чередуются таким образом: ре – это основная опорная ступень, до – более неустойчивая опорная ступень, и ля – вторая опорная ступень, особенно ярко проявляющаяся в припеве. Общую логику смены опорных ступеней можно представить так: в первой строке – ре-до-ре-ля, в средних – до-ре-ля, а в последней – ре-до-ре-ля-ре, что образует яркие трихорды, характерные для архаичной мелодики.

Всего в произведении две партии – Сопрано и Альты, каждая из которых местами делится еще на два голоса. 

 

Далее