Ф. Пуленк "Мари", хоровая аннотация
Вокально-хоровой анализ.
«Мари», как и все семь номеров цикла, написана для смешанного хора a capella. Divisi почти на всем
протяжении произведения. Разделение хоровых партий встречается постоянно, поэтому общий
состав хора можно определить как восьмиголосный.
Диапазон хоровых партий и общехоровой диапазон.
S. – ре первой - соль-диез второй
А. – ля-диез малой - ми-диез второй
T. – ми первой - соль-диез второй
B. – ми большой - ми-диез первой
Тесситурные условия одинаково удобны для всех партий. Используется в основном средний
участок диапазона данного певческого голоса. Крайне высокие и крайне низкие звуки встречаются
редко. Поэтому звучание хора будет естественным без напряжения и форсировки.
Тесситурные особенности женской и мужской групп хора различны. Исходя из этого, и соотношение
естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько
совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.
Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка». Об особом внимании
Пуленка к колористической стороне хорового письма общеизвестно. Данная партитура также
содержит немало интересного.
В первую очередь это использование смешанного хорового состава, при котором мелодическая
линия звучит попеременно в женских и мужских партиях. Звучание мужского хора имеет
определенную тембровую специфику. Это, например, возможность использования мягкого
фальцетного и микстового регистров в высокой тесситуре или, наоборот, мощь и яркость звучания
в динамически насыщенных эпизодах.
С точки зрения особенностей «оркестровки» этого хора интересны несколько фрагментов. Это, с
одной стороны, создание автором особого фона, состоящего из повторяющихся интервалов,
поющихся на слог «Ля». Данный фон сохраняется практически на всем протяжении сочинения,
даже во время кульминации. Следующей особенностью являются контрастные динамические
сопоставления на стыке частей разделов, что как нельзя лучше передает эмоциональные переживания
и внутреннее беспокойство.
Хоровая партитура произведения должна исполняться в основном на цепном дыхании. Однако в
некоторых моментах необходимо сделать общехоровое дыхание – в первую очередь это
дыхание перед кульминацией.
Такое дыхание необходимо для того, чтобы спеть данные аккорды с хорошей атакой звука и четкой
артикуляцией. Если же дыхания не брать, то может возникнуть скомканность и неодновременное
произношение текста хором.
Что касается дыхания в солирующих партиях, то в принципе хороший певец должен уметь пропеть
все фразы, от одной паузы до другой, на едином дыхании. Если же это представляет проблему,
следует брать дыхание отталкиваясь от поэтического смысла.