Ф.Пуленк "Мари", хоровая аннотация
Исполнительский анализ.
К определенным интонационным трудностям можно отнести появление верхней «соль-диез» в партии
теноров и сопрано, грозящее «нечистой» интонацией при плохой вокальной технике и
«бездыханном» пении.
Ритмический ансамбль. Основные проблемы, связанные в исполнении этого произведения с
ритмической стороной партитуры, лежат в установлении четкого взаимодействия ритмически
самостоятельных хоровых партий.
Во всех этих случаях дирижер, опираясь на четкое ощущение метра и внутридолевой пульсации,
должен достичь необходимого ритмического ансамбля.
Динамический ансамбль. При исполнении этого номер необходимо динамически дифференцировать
голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. Так, партия,
в которой в данный момент проходит мелодическая линия, должна звучать на нюанс громче.
Создание исполнительского плана. Исполнительская трактовка произведения складывается как
бы «уступами». Драматургическое нарастание идет по нарастающей.
Контрастность заключительного раздела с его внезапностью тишины после кульминации создает
своеобразную разомкнутость композиции номера, подчеркивает его значительность. Можно
утверждать, что именно здесь находится смысловая кульминация этого хора.
Также трудностью является точное исполнение штриха non legato шестнадцатых первых частей
каждого из разделов, а также гармонического фона «ля,ля,ля». Следует отработать эти моменты в
артикуляционном плане.
Работа над всеми нюансами, штрихами, ритмом и т. д. должна вестись в контексте создания
характера образа. Основными задачами при работе над произведением, на мой взгляд, являются
достижение певучести мелодической линии (штрих легато), правильно выстроенная динамика
согласно авторским пометкам, соблюдение авторских цезур, достижение ровного звука, а также
ритмического и динамического ансамбля.
Главнейшей же задачей является раскрытие и донесение до слушателя задуманного автором
музыкального образа, который несет в себе данное произведение. И именно на это в конечном счете
должны быть направлены все действия и все средства, используемые дирижером в процессе
репетиции и в процессе исполнения.
Список литературы.
1. Пуленк Ф., «Я и мои друзья», Л., 1977
2. Романовский Н.В. «Хоровой словарь», М., 2005.