Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

 

Анцев "Задремали волны", хоровая аннотация

 

I.                  Музыкально-теоретический анализ

 

     Хор написан в форме двойного периода, состоящего из четырех предложений, объединенных попарно. Червертое предложение имеет дополнение (18-20 тт.). Такой форме характерны: модуляционность (множество отклонений и модуляций), первый раздел модулирующий (1-8 тт. – модуляция в тональность доминанты, несовершенная каденция), второй – утверждающий основную тональность (9-20 тт. – возвращение в начальную тональность, полный совершенный каданс), преобладание черт построения развивающего типа (тональная неустойчивость, размытость границ построений внутри разделов (4, 12 тт.)), дополнение во втором разделе (18-20 тт.). Расставленные композитором цезуры (4, 12, 14, 18 тт.) и паузы (9 т.) вносят упорядоченность и ясность формы.

     Композитор демонстрирует свое мастерство хорового письма, применяя различные виды фактуры: аккордовая (2-4, 6-12, 14, 16-20 тт.), гомофонно-гармоническая (1, 5, 13 тт.), полифоническая (имитационная – неточные имитации (14-15 тт.)). Такое разнообразие не нарушает, однако, целостности произведения, придает изобразительность (легкое покачивание волн, мягкий лунный свет). В частных кульминациях осуществляются переходы от тесного расположения к широкому (6, 11, 16 тт.), создающие ощущение легкости и безмятежности; в момент общей кульминации (15-16 тт.) автором применяются неточные имитации (15 т.), непродолжительные, переходящие в аккорды, придающие ровность и спокойствие звучанию. Заканчивается произведение хоровым унисоном на тонике. В сочетании с diminuendo создается эффект затихания, растворения.

     В настоящем сочинении М. Анцева мелодия переходит из голоса в голос, движение ее гибко и волнообразно. Благодаря скачкам на широкие интервалы (выделяется интонация большой и малой секст), захватывается значительная часть диапазона. Мелодический рисунок в некоторой степени подчинен развитию динамики, фразировке: в момент кульминаций (частных и общей) мелодия устремляется вверх (С. 2, 5-6, 9-10 тт., А. 9-10 тт.), в конце фраз осуществляется динамический и тесситурный спад (2, 6, 8, 12, 17-20 тт.). Яркая динамика (mf, f) поддерживается высокой тесситурой, восходящим движением (9-14, 14-17 тт.), напротив же, средние и нижние звуки диапазона исполняются на piano. В момент кульминации мелодия достигает своей вершины на ноте g2 и постепенно ниспадает к ноте c1. Задействование столь широкого диапазона позволяет использовать разнообразные тембральные оттенки, наделяет мелодию полетностью и выразительностью.

     Произведение написано в умеренном темпе Andantino (чуть быстрее, чем Andante – в характере шага 72-88), который в сочетании с размеренным движением ровными длительностями (преобладают четверти, восьмые, половинные) придает хору цельность,  легкость восприятия. Композитор избегает статики. Редко встречаются общехоровые паузы (9 т.), что осуществляет непрерывность звучания, подобное непрерывному движению морских волн, соприкасает слушателя с чем-то вечным. В произведении встречается темповое отклонение pocoritenuto (18 т.) в заключительной каденции произведения, способствует утверждению основной тональности, придает завершенность произведению.

     Динамический диапазон произведения широк: от р до f. В каждом предложении есть своя кульминация, оформленная подвижными нюансами (2, 5, 9-10, 12, 17, 19-20 тт.). Чаще всего местная кульминация приходится на середину предложений. Смысловая и динамическая (общая) кульминации совпадают. Начиная с тихой звучности, громкость постепенно нарастает (1 т. р, 11 т. mf, 14-15 т. f), достигая вершины в 14-15 тт. на словах «ярко озарит». Кульминация осуществляется засчет усиления громкости звучания, повышения тесситуры. Далее следует динамический и тесситурный спад, звучание постепенно затихает, словно блеск и шелест морских волн в лунном свете, постепенно растворяющийся в ночной тьме.

     Основная тональность произведения До мажор – радостный, светлый колорит которой прекрасно подходит для передачи восторженного, лирического образа. Хор изобилует отклонениями и модуляциями в тональности первой степени родства: ля минор (1-2 тт.), соль мажор (3-8, 9-10, 12 тт.), ре минор (15 т.), фа мажор (18-19 тт.). Несложные аккордовые конструкции, классический тональный план формируют мечтательный, ясный образ.

 

 

 Далее