Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

 

Анцев "Задремали волны", хоровая аннотация

 

II.                  Вокально-хоровой анализ

 

    Произведение М. Анцева «Задремали волны» написано для женского трехголосного хора a cappella. Партитура может исполняться учебными коллективами (хоры училищ, колледжей), а также хорошо подготовленными любительскими хорами.

Общехоровой диапазон: соль малой октавы – соль второй октавы.

Диапазон первых сопрано: до первой октавы – соль второй октавы.

Диапазон вторых сопрано: си малой октавы – ми второй октавы.

Диапазон альтов: соль малой октавы – до второй октавы.

     Хор непрост в исполнении. Диапазон каждой партии около 1,5 октавы. Вокальная загруженность высокая, каждый голос активно задействован в исполнении произведения, редко встречаются соло партии (14-15 тт. альты). Мелодический материал перемещается из партии в партию, что требует постоянного слухового контроля и гибкости исполнения от певцов.

     В партитуре используется пофразное (композитором проставлены цезуры) и цепное (С. 2-3, 5-6, 10-11, 16 тт., А. 2-3, 6, 10-11, 16 тт.) дыхание. Основной прием звуковедения – legato.

Ансамбль строя и интонационный ансамбль

     Хороший строй является главным условием качественного исполнения произведения. Если хор фальшивит, то для слушателя уже не имеет значения техничность и выразительность исполнения. Поэтому, разучивая произведение, необходимо уделить огромное внимание работе над хоровым строем.

     Существует два понятия строя: мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный). Мелодический строй – строй одной партии, строй хорового унисона. Гармонический строй – чистота интонирования аккордов и интервалов, исполняемых гармонически.

 

 

 

Трудности мелодического строя в данном произведении:

  • интонирование хроматических ступеней лада (С1 1, 13 тт., С2 3, 7, 15 тт., А 3, 4, 6, 11, 14, 18-19 тт.). Отрабатывается, предварительно тщательно проанализировав тональный план, с учетом ладовых тяготений. В совокупности с работой над гармоническим строем в данных фрагментах.
  • скачки на широкие интервалы (С1 6 т. б6, 11 т. м6, 14 т. б6, 16 т. м6; С2 14 т. ч5; А 14 т. м6). Можно отрабатывать на легато, пропевать с заполнением (например, скачок на сексту ми-до, можно спеть арпеджио ми-соль-до), первый звук спеть про себя, стараться исполнять оба звука в единой высокой певческой позиции.
  • вступление после пауз и цезур (С1 и С2 9, 15 тт., А 5, 9, 13, 14 тт.). Можно разучивать без пауз, на легато, можно перезадать тон. но все же здесь предусматривается опора на лад и хорошее владение вокальной техникой.

Трудности гармонического строя:

  • Переход от аккорда к унисону (20 т., С 8, 14 тт.). Метод выстраивания аккордов по вертикали, возвращение к исходному унисону, пение с чередованием вслух - про себя. Унисон спеть ярче аккорда.
  • Модуляции, отклонения (встречаются по всей партитуре) – гармонический анализ, выстраивание аккордов по вертикали, пение с ферматами на каждом аккорде.
  • Отслеживать неточную интонацию удобно при пении закрытым ртом. Работая над чистотой аккордов, можно предложить отдельным партиям петь закрытым ртом, а партии, из-за которой возникает проблема, петь на какой-либо слог. Прибегать к поддержке музыкального иструмента (подыгрывание на фортепиано) следует лишь в редких случаях, так как постоянное использование инструмента в работе над партитурой a cappella препятствует развитию чувства ансамбля строя.
  • В любом произведении нельзя добиться хорошего вертикального строя, если хоровые партии недостаточно закреплены в мелодическом строе. Поэтому большое внимание следует уделять как мелодическому, так и гармоническому строю.

 

Соотношение естественного и искусственного ансамблей

     В основном мелодический рисунок соответствует динамической кривой – чем выше тесситура, тем ярче динамика. Однако часто используется и искусственный ансамбль:

    14-15 тт. fу всего хора. Альты поют в средней тесситуре, а сопрано в высокой. В данном случае следует уравновесить звучание, чтобы громкость звучание сопрано не «резала» ухо, а альты, в свою очередь, не звучали неполноценно.

   11 т. С1 скачок на м6 следует сгладить, спев нижний звук одинаково по силе с верхним звуком скачка.

   широкое (смешанное) расположение аккордов 6, 11, 14, 15, 16, 18 тт. Как правило, верхняя партия хорошо слышна, но «пропадает» середина. Фундамент аккорда – нижний голос. Он должен звучать сочно. Верхние голоса должны достигать динамической комплементарности.

Дифференцированный ансамбль.

Мелодия должна звучать ярче остальных голосов, поэтому допустимо требовать от исполнителей мелодической линии более яркого нюанса или «прибирать» звук остальных партий (1-2, 5-6, 13 тт. А – мелодия).

Метроритмический ансамбль. Темповый ансамбль.

Ритмическое воспитание хора – центральная задача профессионального воспитания коллектива. Поэтому работе над метроритмическим ансамблемследует уделять большое внимание. Основная трудность метроритмического ансамбля в данном произведении – одновременный переход от аккорда к аккорду, одновременное снятие и вступление. Это достигается с помощью пения на non legato, четко и совместно произнося буквы. Встречаются агогические отклонения (poco rit. ит. постепенно замедляя 18 т.). Также во время исполнения crescendo и diminuendo возможно непроизвольное ускорение или замедление. Можно предложить хору исполнить произведение на слог «ку», «ду». Пение на эти слоги способствует выработке одновременного произношения. Поэтому чрезвычайно важен четкий жест дирижера, его постоянный контроль.

 

 

Динамический ансамбль.

Одно из важнейших средств музыкальной выразительности – динамика. Чем богаче динамическая палитра, тем разнообразнее художественные образы и характеры произведений, исполняемых хором. Дирижеру необходимо добиваться динамического равновесия между голосами (которое устанавливается, в первую очередь, в неподвижных нюансах), культуры пения (исключается форсированное, бездыханное пение), обучить хористов одинаковым приемам регулирования силы звука.

В хоре «Задремали волны» встречается ряд трудностей, связанных с динамическим ансамблем. В первую очередь, качественное piano: озвученное, опертое на дыхание. Важно сохранить штрих legato, при исполнении неподвижного нюанса каждая нота должна быть динамически равна предыдущей. При исполнении скачков на динамике mfважно сохранить нюанс, несмотря на быстрые смены тесситурных условий (11 т.). Для этого необходимо нижний звук скачка спеть ярче, соблюдая единую певческую позицию. Весьма непросто исполнять динамические контрасты (16 т. fи через цезуру р). Известная ошибка хористов – «недодерживать» forte. Дирижеру необходимо требовать выдерживать силу звука напротяжении звучания аккорда. Чтобы качественно исполнить piano в средней и высокой тесситуре  (в С1 скачок) в 16 т., следует работать над правильным дыханием. Исполнение динамических контрастов требует предельной концентрации от хористов и дирижера, хорошего владения вокальной техникой и постоянного совершенствования на репетициях.

При исполнении подвижного нюанса необходимо равномерно распределить звук, что возможно лишь при грамотном певческом дыхании. Особую сложность представляет исполнение diminuendo (2, 6, 10, 12, 17, 19-20 тт.): этот нюанс требует усиленной работы диафрагмы, мастерского владения голосом (возможна детонация). При исполнении crescendo (1, 5, 9 тт.) важно не перейти на форсированное звучание, которое неблагоприятно влияет на голосовой аппарат и само по себе не эстетично.

Тембровый ансамбль

Тембровый ансамбль предусматривает способность подчинить свой голос общему звучанию голосов и характеру произведения. Также он может быть обеспечен при подборе певцов в хор. Задача певца – прислушаться к своим ближайшим соседям по партии, стараясь слиться с ними по тембру. Тембровая слитность отрабатывается постепенно: вначале при пении отдельных звуков на определенные слоги в зависимости, которую ставит дирижер, потом следует работать над тембровым ансамблем непосредственно в произведении. Работа над тембром должна строиться на выявлении тембровых особенностей каждой партии, учитывая их слитность внутри. Также необходимо помнить о строении голосового аппарата и исполнительских возможностях певцов определенной возрастной категории и вокальной подготовки.

«Задремали волны» - лирическое произведение. Исполняется мягким, прикрытым звуком. Хоровые партии должны быть максимально сближены по тембру. Можно предложить хору исполнить произведение на слог «лё», «ю» - это придаст звучанию матовость, округлость. Гласные должны исполняться в единой певческой позиции. Для этого в распевании следует использовать упражнение «ма-мэ-ми-мо-му». Особое внимание следует уделить смене регистров. Переходы должны осуществляться мягко и плавно.

Дикционный и орфоэпический ансамбль. Штриховой ансамбль.

Основной прием звуковедения в данном произведении – legato. Это означает, что согласные проговариваются быстро и четко (но не «выталкивая»), окончания на согласные переносятся к следующему слогу, а гласные максимально протягиваются. В произведении часто встречается звук «р», дирижеру и певцам следует обратить внимание на качетсвенное произношение этой согласной. В зависимости от акустических условий возможно утрирование согласных (если произведение исполняется в зале с «храмовой» акустикой), или гласных (если концертный зал «глухой»). Не следует увлекаться чрезмерным утрированием, это вызывает недоумение и раздражение у слушателей и нарушает лирический, безмятежный образ произведения. Исполняя классическое произведение, следует использовать академическую манеру пения (прикрытый звук, все гласные позиционно выравнены), уделять большое внимание смысловым акцентам, ключевым словам в фразах.

 

Далее