Анцев "Задремали волны", хоровая аннотация
III. Исполнительский анализ
Произведение М. Анцева «Задремали волны» - лирическая хоровая миниатюра эпохи романтизма. При исполнении любого вокально-хорового произведения важно донести до слушателя литературный текст и мелодию. Поэтому необходимо особое внимание уделить работе над фразировкой, осмыслить каждое слово, расставить логические ударения в тексте. Характер звука – мягкий, прикрытый, неприемлема форсация звука, однако необходима хорошая опора на дыхание. Основной исполнительский принцип – сохранить цельность, непрерывность развития.
Многое зависит от характера дирижерского жеста. Он должен быть мягким, плавным, но в то же время четким. Нельзя забывать о других способах общения дирижера с хором – мимика (спокойное, светлое выражение лица), осанка (дирижер не должен сутулиться), зрительный контакт. В дирижерском жесте не должно быть лишнего.
Используемые ауфтакты – задержанный приготовленный (вначале произведения, 1 т. вступление альтов, 15 т. вступление сопрано), неприготовленный (5, 9, 13 альты), комбинированный (4, 12 тт. сопрано, 14 т. альты, 18 тт. тутти). Poco ritenuto осуществляется с помощью расширения амплитуды, можно продробить последнюю восьмую в 19 т.
Функция правой руки:
-Метр, Показ вступления партии альтов.
Функции левой руки:
-Художественная. Динамика, тембр, певческая позиция, фразировка. Показ вступления партии сопрано.
Функция кисти: показ дикции, тихой динамики, тембра.
Функция предплечья и плеча: показ штриха, усиления динамики (в том числе громкой динамики), внутридолевого наполнения.
Во время дирижирования необходимо «наполнение» доли, иначе нарушится метроритмический ансамбль. Правая рука тоже участвует в показе динамики, дополняет левую.
В построении репетиционного плана важно учесть степень подготовленности коллектива. Работа над произведением должна проходить планомерно: сперва разучивание сольфеджио и сольмизация, далее работа над текстом, фразировкой, художественным образом. Каждую репетицию следует огромное внимание уделять работе над хоровым строем и метроритмическим ансамблем, тембральной слитностью хоровых партий, четким и одновременным произношением текста. Серьезную трудность представляет собой работа над штрихом legato. Исполнение хорового произведения требует вовлеченности и осознанности. Каждый хорист должен проникнуться идеей композитора и поэта, понять основную мысль произведения. Разучивание и исполнение произведение хоровым коллективом – процесс творческий, поэтому нельзя все предусмотреть. Важное качество дирижера – умение менять подход, жест, методику работы в зависимости от сложившихся обстоятельств.
IV . Заключение
Небольшой хор М. Анцева «Задремали волны» представляет собой замечательную лирическую миниатюру. Он покорил меня своей красотой и в тоже время простотой и задушевностью. Было очень интересно работать над этим произведением. Изучение и разучивание его помогло мне лучшему овладению дирижёрской техникой legato, показом подвижной динамики и агогики. Я считаю, что оно своей красотой вполне заслуживает быть в репертуаре многих учебных и хорошо подготовленных любительских коллективов.
Список использованных источников
- А. Агажанов «Анализ музыкальных форм» 2000
- Кушлина О. Б., Перегудова З. И. К. Р. // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь. — М., 1994
- Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
- Романовский. Хоровой словарь. — М. 2000
- Способин И. Музыкальная форма — М. 1958
- Чесноков «Хор и управление им».
- Бодишевская, Н.Н. Анализ партитур в классе хорового дирижирования: метод. рекомендации / Н.Н. Бодишевская. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. - 48 с.
- Вербицкая, И. А. Практическое пособие по хоровому дирижированию. Часть 1. – Могилёв, 1998. - 120 с.
- Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. – М., 1948.
- Кеериг, О. П. Хороведение. – С.-Пб., 2004.– 123 с.
Хоровое дирижирование: практическое пособие. В 2-х ч. Ч. 2. / Составитель И.А. Вербицкая. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 124 с.