Шебалин В.Я. "Берёза", хоровая аннотация
Особенности ансамбля.
1.Ритмический ансамбль.
Партитура Шебалина от начала до конца выдержана в едином темпе (andantino). Это уже является
трудностью. Чтобы выдержать всё произведение от начала до конца в одном темпе, в жесте
дирижёра должна быть пульсация восьмыми. Я считаю, что наиболее приемлемый темп в данном
произведении – четверть=64-66, не должно быть ощущения загнанности и, в то же время,
должно быть движение. Перед началом пения можно показать пустой такт, чтобы найти нужный темп.
Ещё одной трудностью данного произведения является постоянная смена размера (4/4 и 3/2). В
размере 4/4 счётная доля – четверть, в размере 3/2 – половинная.
Чтобы при смене размера остаться в том же темпе, не потерять пульсацию, в тактах в размере 3/2
оставить счётной долей четверть и дирижировать по трёхдольной схеме, удваивая каждую долю.
Темп необходимо выдерживать, не ускоряя восьмые и не замедляя четверти. Для того чтобы избежать
ускорения, все восьмые нужно максимально пропевать. В жесте дирижёра должна присутствовать
пульсация восьмыми. Распространённой ошибкой является ускорение во время crescendo
(тт. 9-10). Четверти в этих тактах нужно «наполнить» пульсацией восьмыми.
Ритмически чёткими должны быть переходы у теноров и басов (тт. 1-9, 15-18),
должна быть внутренняя пульсация восьмыми. Для того чтобы достичь чёткости в переходах на
репетициях можно попеть на слог «ду». Сопрано, чтобы вступить в 7 такте в нужном темпе, должны
мысленно пропевать мелодию вместе с альтами. На репетициях сопрано могут петь тему вместе с
альтами.
Ритмической трудностью данного произведения является вступление некоторых партий не в основную
метрическую долю такта (тт. 1, 4, 7, 15, 16, 18). Нюанс pianissimo обостряет эту проблему (на piano
вступить сложнее, чем на forte). Но благодаря первому аккорду мужского хора у альтов есть
возможность настроиться на характер и темп произведения.
Ритмической трудностью данного произведения являются паузы. Восьмые паузы нужно чётко
выдерживать, не перетягивать концы построений (тт.4, 8,16, 19). Восьмая пауза в 21 такте, на мой
взгляд, играет роль люфта перед последними аккордами, поэтому здесь можно чуть-чуть оттянуть.
Перед четвертными паузами во 2 и 11 тактах можно снять хор как в долю, так и с перетяжкой.
2.Динамический ансамбль.
Динамические нюансы распределяются в произведении следующим образом:
О чём грустишь ты у пригорка
Росу роняя на песок?
Мы принесли сюда ведёрко,
Чтоб твой весенний выпить сок.
Быть может, ты за нашу радость,
Когда мы ляжем средь полей,
Осыплешь жаром листопада,
Дашь отдых у своих корней.
И всё возьмёшь, что забывали
Порою мы отдать полям,
Земле и людям, синей дали
И новым молодым годам.
Шебалин в данном произведении в основном использует естественный динамический ансамбль,
но при анализе партитуры можно увидеть элементы искусственного ансамбля.
Основная динамическая проблема - преобладание тихой динамики, пение в которой требует
огромного вокального мастерства – важно не потерять тембр.
Начальный аккорд мужского хора нужно взять с небольшим акцентом, затем сделать diminuendo.
В тактах 1-7 фактура гомофонная: тема у альтов, мужской хор поёт закрытым ртом.
Очень важны переходы у теноров и басов, они должны быть предельно чёткие, для этого можно петь
не закрытым ртом, а на немую согласную. Реплики мужского хора в 4 и 7 тактах должны звучать
как отголосок темы альтов, очень тихо, отдалённо. В тактах 7-9 тема у сопрано,
мужской хор поёт на гласный «а». Тенора и баритоны здесь поют в более высокой тесситуре, чем
сопрано, причём на гласный «а», очень важно, чтобы они не заглушали тему, слушали сопрано.
Мужской хор должен звучать в тактах 7-9 как подголосок. В тактах 9-11 аккордовая фактура,
динамика forte, тесситура у всех партий удобная, все аккордовые звуки должны быть одинаково
хорошо слышны. В 11 такте (на слог «да») важно сделать мягкое снятие, на piano, потому что в
имитации (тт. 11-14) первое проведение темы у сопрано на piano.
Каждое новое проведение темы должно быть ярче предыдущего, чтобы постепенно прийти к третьей
доле 13 такта. Затем на слове «корней» надо сделать diminuendo. В тактах 15-18 – гомофонная фактура,
тема у альтов. Здесь важны переходы у мужского хора, они должны быть предельно чёткие, для
этого можно петь не закрытым ртом, а на немую согласную. В тактах 18-19 – аккордовая фактура.
Композитор выделяет здесь слова «людям» и «дали». В этой фразе важно снятие, хор должен снять
мягко, на дыхании, не выкрикивая окончание. Фраза «и новым молодым годам» поётся как бы издалека,
на piano, но при этом все звуки в аккордах должны быть хорошо слышны (аккордовая фактура).
Аккорд женского хора на слог «го» (21 такт) можно взять с небольшим акцентом,
а затем сделать diminuendo. Мужской хор в 22 такте должен взять аккорд в той же динамике,
в которой поёт женский хор, а затем сделать diminuendo.