Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Карл Мария Вебер (1786-1826)

Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: «Музыкальные и драматические заметки», автобиографический роман (незавершенный) «Жизнь музыканта», рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и  «Фиделио» Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы, господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую немецкую романтическую оперу написал Гофман – «Ундина».

            Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям «Турандот» и «Проциоза», 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, «Концертштюк» для фортепиано с оркестром, концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, «Приглашение к танцу», вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.

Жизненный путь

            С детства Вебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был руководителем странствующей театральной труппы. Из-за постоянных переездов не было постоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном (младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведения и оперы: опера «Лесная девушка», зингшпиль «Петер Шмоль и его соседи».

            В 14 лет он выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.

            1804-1817 гг. – становление оперного творчества. Вебер работает при различных дворах и театрах (капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужил личным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил оперным театром в Праге (1813-1816 гг.). В Дармштадте он встречался с другими композиторами, и образовалось «Гармоническое общество», в числе композиторов которого был Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка (песня). Начал писать критические статьи. Появляются оперы «Рюбецаль», «Сильвана», «Абу Гассан».

            1817-1826 гг. – зрелый дрезденский период. В это время Вебер работает как дирижер и руководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу (немецкую), против итальянской. Это период творческого расцвета. В этот период Вебер создает свои лучшие произведения: сонаты, «Приглашение к танцу» (поднимает бытовой жанр на художественную высоту). Предвосхищает вальсы Шопена, написал «Концертштюк» для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозное концертное произведение.

            1821 г. – опера «Волшебный стрелок». С огромным успехом она была поставлена в Берлине. Это – рождение национальной немецкой оперы. Жанр – романтический зингшпиль.

            1823 г. – опера «Эврианта». Написана для Вены. Новый тип оперы – большая романтическая рыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета – средневековая легенда (13 века). Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищает оперы Вагнера («Лоэнгрин»).

            1826 г. – опера «Оберон». Поставлена в Лондоне. Сказочная опера. По жанру – зингшпиль. Сочетается фантастика с реальностью.

«Волшебный стрелок»

            Опера прошла в Берлине с колоссальным успехом. Это – первая немецкая романтическая опера. Жанр – романтический зингшпиль. Либретто – Кинда. По народному сказанию о черном охотнике (из книги Апеля «Книга страшных историй»).

            Строение оперы: 3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие – кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии – фантастика. Оно (2-е действие) контрастирует с 1 и 3 действиями. В драматургии видны 3 плана:

            1 план – народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы, марши, подменные Богемские темы, интонации «золотого хода» валторн. Ясная и простая инструментовка, очень простые гармонии, несложные мелодии, которые близки народным темам. Он переделал местный богемский колорит и опоэтизировал его.

            1 действие – хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.

            3 действие – хор подружек, хор охотников.

            2 план – связан с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер использует совершенно иные выразительные средства, чем в 1-м плане. Финал 2-го действия – сцена в «Волчьей долине». Каждую пулю сопровождает новое фантастическое видение: буря, дикая охота (лай собак), дикий вихрь, битва и др. Использует минор. Тональный план: c-moll, fis-moll, c-moll. Лай собак – аккорды у валторн и фаготов. Вихрь – фагот и низкие струнные с неуклюжей темой в басу. Вебер использует деревянные духовые инструменты в нехарактерных регистрах: кларнеты – в низком, флейты – либо очень низко, любо очень высоко, пронзительно. Использует так же тромбоны, валторны и литавры. Оркестровые находки Вебера повлияли на творчество других композиторов – Берлиоза, Мусоргского («Ночь на лысой горе»).

            3 план – связан с отдельными героями:

            Характеристика Макса – типичный романтический герой. Ария (I действие) – слабовольный характер. Агата – более целеустремленная натура. Ей посвящена большая ария – портрет во II действии из нескольких разделов: речитативное вступление, 1-й раздел – возвышенного молитвенного характера. Последний раздел – быстрая, активная, очень оптимистическая музыка, это – лейтмотив Агаты, который звучит в увертюре и завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них – лейтмотив Самьеля – лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты – кларнет, у Самьеля – флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают творчество Вагнера.

            Увертюра была написана после самой оперы. Она не только обобщает главную идею, но и передает ход событий. Основана целиком на темах оперы, за исключением одной темы.

            Увертюра написана в сонатном аллегро с медленным вступлением. 2-я тема во вступлении – Adagio. 1-я тема – тема Богемского леса. Она (1-я тема) очень спокойная, неторопливая и красивая. Звучит у 4-х валторн. 2-я тема – лейтмотив Самьеля. Конфликтная, нарушает общее спокойствие, тремоло, возникает тревога.

            Г.П. и С.П. связаны со злыми образами.

            Г.П. – тема адских сил.

            С.П. – тема Каспара.

            П.П. – состоит из 2-х тем: 1-я тема – взята из арии Макса; 2-я тема – заключительная тема из арии Агаты (лейтмотив Агаты).

            В разработке преобладает музыка из «Волчьей долины».

            Реприза сокращенная, она отражает внезапную счастливую развязку. Тема Макса звучит одновременно с лейтмотивом Самелья, но затем, после паузы, радостно вступает лейтмотив Агаты в C-dur. Это – кода.