Сергей Иванович Танеев (1856-1915)
Любимый ученик Чайковского. Один из крупнейших музыкантов 19 века. Мыслитель. Крупный ученый-теоретик. Изучал полифонию и написал труды «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне».
Музыкальный общественный деятель. Создал музыкальную научную библиотеку (в МГК). Крупный педагог. Среди его учеников: Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр. В своей музыке раскрывал высокие проблемы – нравственности, жизни и смерти в глубоко обобщенных монументальных формах. Дружил с Толстым. У Танеева язык музыкальной мысли, музыке свойственно интеллектуальное начало (что, однако, не исключает чувств).
Танеев – великий полифонист, сопоставимый с Бахом. На его творчество оказали влияние старые мастера полифонии – Гендель, Бах. Испытал воздействие Чайковского. У Танеева 3 основных творческих области:
1) Опера. Есть опера «Орестея» по Эсхилу.
2) Инструментальная сфера. Написал 4 симфонии, симфонические увертюры, камерные ансамбли, прелюдия и фуга для фортепиано (1 шт.), концерт для фортепиано с оркестром, сюита для скрипки с оркестром.
3) Вокальная – кантаты, хоры a cappella, романсы.
Среди кантат выделяется «Иоанн де Маскин» и «По прочтению псалма».
Танеев отрицал программность, поэтому спорил с Чайковским. Тяготел к обобщенности. Для него характерно развитие «от мрака к свету» (как у Бетховена), от драматических конфликтов к торжеству разума.
Мастер развития тематизма. На первом плане полифоническое мастерство: каноны, контрастная полифония, подголосочная и др. Характерен прием монотематизма. Каждое произведение очень цельное.
Симфония №4 (c-moll)
1898 г.
Характерна для Танеева. 4 части. Ассоциация с 5-й симфонией Бетховена – от мрака к свету.
I ч. – драматическая. Сонатное Allegro. Монотематизм.
II ч. – философская. As-dur. Размышление. Сложная 3-х частная форма.
III ч. – скерцо. F-dur. Сложная 3-х частная форма.
IV ч. – сонатная форма. c-moll. Заканчивается в C-dur - в коде апофеозом звучит тема п.п. из I ч.
I часть.
Вступление.
Зерно всей симфонии, из него произрастают все темы. Величественное. Литавры, медь. Суровая тема.
Г. п. c-moll. Драматическая. Произошла от темы вступления. Используется обращение и ракоходное движение.
П. п. Вальсообразная. На ней будет строиться апофеоз в финале. Интонация г. п.
Несколько заключительных тем. Одна из них – as-moll. Драматическая.
В разработке много сложных полифонических приемов – каноны, имитации, много соединений разных тем.
II, III части – Censored J
IV часть. c-moll. Г. п. (рефрен). Очень похожа на г. п. из I части (можно сказать, один из ее вариантов