Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Входил в организацию «Могучая кучка», был самым младшим. Его творчество охватывает более 40 лет. Он был не только композитором, но и музыкальным критиком, учёным, написал «Летопись моей музыкальной жизни». Написал учебник по гармонии, а также основы оркестровки. Был замечательным педагогом, профессором Петербургской консерватории. Среди его учеников: Глазунов, Лядов, Аренский. А также он и дирижировал.

Искусство Р.-К. яркое, гармоничное: он притворил народные представления о добре, зле, поэтому его музыка оптимистичная в целом и объективна. Главная сфера его творчества – опера. (15.) Есть и симфонические произведения, очень яркие. (10.) Среди них: симфонии, фортепианные концерт, каприччио (испанское). Кантаты, романсы, камерные ансамбли, хоры. Как и все «кучкисты», он развивал национальные традиции в музыке, но у него были свои любимые темы: богатая русская культура, искусство, история, народный быт. Его очень привлекали русские народные сказки, сказания, былины. Увлекался народными обрядами – целиком помещал их в оперы. Очень любил народные песни: 40 и 100 (2 сборника).

В его творчестве соединены и романтизм и реализм. Он был величайшим мастером оркестра. Очень много оркестровых звучаний из опер: волшебные превращения леса («Снегурочка»), три чуда («Сказка о царе Салтане»). Был прекрасным мелодистом. У него очень красочный гармонический язык, особенно в фантастических сценах. Использовал новые лады: тема Лешего («Снегурочка»), красочные лады в «Садко».

 

Жизненный путь.

Родился в городе Тихвине Новгородской губернии. С 6-ти лет учится играть на фортепиано, рано полюбил Глинку и написал дуэт в стиле песни Вани. А также увлекался морем.

 

1859-1862гг.

Учёба в морском корпусе. По окончании стал гардемарином. В корпусе научился железной дисциплине. Брал уроки фортепиано Канилле. С ним стал писать первые произведения: фортепианные пьесы и симфонию. Канилле познакомил его с Балакиревым. Под его руководством Р.-К. изучал классиков (Листа, Берлиоза). Общался со Стасовым. Организовал музыкальный кружок в морском корпусе. Организовал хор (руководил им). После корпуса отправился в кругосветное плавание. Получил офицерство и вошёл в кружок «Могучая кучка».

 

60-е годы.

Начало симфонического творчества. Первая симфония, которую исполнил Балакирев в корпусе в 65 году. Симфоническая картина «Садко». Симфоническая сюита, программная. Увертюра на русские темы. Романсы.

В 1868 году начал писать оперу «Псковитянка» - историческая, музыкальная драма, по драме Мея. В 1872 году закончил. В это же время оркестровал «Каменного гостя» Даргомыжского. Жил в одной квартире с Мусоргским.

 

70-е годы.

В 71 году стал профессором Петербургской консерватории, чем обидел Мусоргского. Преподавал сочинение, оркестровку. Был инспектором оркестров морского ведомства. Был директором бесплатной            музыкальной школы. Сам трудился над своим образованием: занимался оркестровкой, полифонией, гармонией. Стал большим мастером. Всю технику воплотил во второй симфонии, в камерных ансамблях, полифонических хорах.

В это же время увлекался поэзией, обрядами.

В 70-е годы написал оперу «Майская ночь» по Гоголю. Лирико-комическая опера, там очень много обрядов, которые он изучал.

 

80-е годы.

Полная творческая зрелость. Начинается с оперы «Снегурочка». Лирико-эпическая, по весенней сказке Островского. Была поставлена в Петербурге, потом в театре Мамонтова в Москве, а потом в Большом театре.

В 80-е годы новый всплеск симфонической музыки: симфоническая картина «Садко», концерт фортепиано с оркестром, фантазия на народные темы для скрипки с оркестром, испанское каприччио и «Шехерезада» (программная симфоническая сюита). Завершил «Князя Игоря», «Хованщину», сделал новую редакцию «Бориса Годунова».

Выступал как дирижёр за рубежом, преподавал в придворной певческой капелле.

В середине 80-х. Образовал беляевский кружок. Он (Беляев) был лесопромышленником, меценатом. Руководителем всех музыкальных мероприятий стал Р.-К.

На рубеже 80-90-хх. годов – кризис от нервного перенапряжения и семейной трагедии: умерли дети. Ничего не сочинял. Стал писать «Летопись моей музыкальной жизни». Вышел из кризиса в 94 году.

 

90-е годы.

«Ночь перед рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане». В эти годы появились его оперы–драмы, психологические драмы. Одноактные: «Моцарт и Сальери», «Боярыня Верашелога» (по драме Мея).

1898 год – опера–драма «Царская невеста» (по драме Мея). Много романсов. В Мамонтовском театре его пели: Шаляпин,  Забела-Врубель. Декорации делали: Врубель, Поленов, Серов.

 

1900-е годы.

Время общественных выступлений. Написал: осенняя сказка «Кащей Бессмертный», 1904 год – «Сказание о невидимом граде Китиже и прекрасной деве Февронии».

1905–06 гг. – во время студенческих волнений он поддерживал студентов. Написал статью и был уволен. В знак протеста ушли: Глазунов, Лядов. Были проведены выборы директора – им стал Глазунов. Он вернул Р.- К.

Последняя опера – сатира «Золотой петушок». Была поставлена после смерти. В последние годы работал над учебником оркестровки. Умер в усадьбе Любенск под Петербургом от болезни – Смерть.L

 

 

Оперное творчество

Оперы Р.-К. весьма различны по содержанию и художественному облику, по своим формам и музыкальной драматургии. У него есть исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические произведения. Наряду с монументальными оперными  полотнами композитор создавал и небольшие одноактные оперы; некоторые из них носят чисто камерный характер. Большая часть опер написана на русские сюжеты, заимствованные из классической русской литературы или из народного творчества.

«Снегурочка»

1880 год. Была написана в порыве вдохновения: за одно лето. Написана по весенней сказке Островского. Собственное либретто. Опера лирико-эпическая. Сочетаются и эпические и лирические и сказочные черты. Эпические черты заключаются в контрастах, противопоставлениях различных персонажей. Сказочные персонажи: Весна, Мороз, Леший. Реальные: Купава, Мизгирь. Полуреальные: птицы, Лель (исполняет контральто). Элемент лирики заключается в Снегурочке. Поначалу она сказочный персонаж, а в конце превращается в девушку и тает. Этот персонаж изменяется - не присуще эпической опере – поэтому в опере присутствует лирическая черта. Эпические черты заключаются и в масштабе оперы: 4 действия и пролог. Обилие народных сцен: Р.-К. использует большое количество цитат русских народных песен и наигрышей. Вводит целые обряды с русскими народными песнями –это проводы Масленицы, встреча лета. Есть сцены непрерывного развития, а также законченные музыкальные номера с характеристиками героев.

Очень важна роль оркестра: он необыкновенно красочен, благодаря тембровым характеристикам, развивает традиции «Руслана и Людмилы». У Снегурочки, как и у Людмилы сначала флейта, а потом скрипка, у Весны валторна и виолончель, низкие струнные у Мороза. Второе действие открывается песней слепцов-гусляров (фортепиано и арфа). Р.-К. использует лейтмотивы: два лейтмотива Снегурочки, Купавы, любви Мизгиря, тема Весны. Оркестровая сцена – волшебные превращения леса. Важную красочную роль играют лады. Их Р.-К. использует для характеризации сказочности, фантастичности: тема Лешего – увеличенный лад, уменьшённый лад у берендея. В прологе  ярко показан контраст между фантастичным и реальным.

 

Пролог. Оркестровое вступление. Первая тема - мороза, крик петухов (гобой и английский рожок). Вторая тема – Весны. Третья тема – птиц (Флейты пикколо). Четвёртая тема – Лешего, тритоновая интонация: «Конец зиме…». На фоне темы птиц появляется певучая, красивая тема Весны (начинают валторны, потом подхватывают виолончели).

Песня и пляска птиц. Хор птиц: «Сбирались птицы, сбирались певчие…». «Орёл воевода…».

Лейтмотив Ярилы-Солнца. Ария Снегурочки: «В лес с подружками по ягоду ходить…». Вплетается её лейтмотив. Очень много смен темпа. Средняя часть: «В сумеречки тебя утешу…». As-dur, как народная песня.

Ариетта Снегурочки. d-moll: «Слыхала я, слыхала…». На этой теме будет построена сцена таяния.

Вторая половина пролога. Хор. Проводы Масленицы. Все темы народные. Первая тема As-dur: «Раным-рано куры запели …». Вторая тема c-moll: «Ой, честная Масленица…». Третья тема: «Веселенько тебя встречать…». Четвёртая: «Воротись к нам…» Es-dur. Пятая: «Маслениця мокрохвостка…». c-moll. Темы варьировано возвращаются. Заключительная сцена – появление Снегурочки.

 

1 действие. Перед домом Бобыля и Бобылихи. Первая сцена. Речитативная сцена Снегурочки с Лелем. Есть оркестровое вступление. Все оркестровые фрагменты очень красочны. Здесь перекличка валторн, пасторальный характер. Красочная перекличка разных инструментов. Пастушеский наигрыш. В речитативе Снегурочки - соло кларнета. Кларнет – это лейттембр Леля. В этой речитативной сцене звучат лейтмотивы Снегурочки из её арий. На коде Снегурочка волнуется, возникает ещё одна тема, резвая со скерцозностью, более взволнованная.

Первая песня Леля. g-moll. Сначала соло кларнета (пастушеский наигрыш): «Земляничка ягодка…». Печальная, тоскливая. Варьированные куплеты. Сначала нет сопровождения. Возникают, как будто, «глинкинские вариации». Постепенно появляется аккомпанемент. Между куплетами пастушеский наигрыш.

Вторая песня Леля. Плясовая. Сначала наигрыш у скрипки. Варьированные куплеты: «Как по лесу лес шумит…». B-dur. Дальше девушки манят Леля, и он убегает.

Ариетта Снегурочки. Здесь проявляются её реальные черты – чувство обиды. g-moll. Есть черты траурного марша: «Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало…». Во втором разделе, в вокальную партию вплетается её лейтмотив: «К другим бежит пастух…». Ариозо вплетается в большую сцену. Это принцип построения Р.-К.

Сцена и ариетта Купавы. Совершенная противоположность Снегурочки. Темпераментная, горячая, взволнованная. Есть лейтмотив, звучит в начале, буйный, архаичный. Она рассказывает Снегурочке о своей            радости – это и есть ариетта. Начало основано на лейтмотиве: «Снегурочка, я счастлива!». Появляется Мизгирь.

Свадебный обряд. Он основан на двух народных темах: Первая, h-moll, в низком регистре: «Как за речкою». Характеризует жениха. В оркестре. Вторая тема нежная, лирическая: «Как не пава». Характеризует невесту. Тоже в оркестре. Эти тема здесь варьируются. Вариации на неизменную мелодию.

Купава зовёт Снегурочку. Девушки запевают: «Ай, во поле липенька…». Хороводная. Тут Мизгирь видит Снегурочку и влюбляется в неё. Звучит вторая тема Снегурочки.

Финал. Купава зовёт родных подруженек. Рондо-образная форма. Рефрен – народная тема в унисон. Похожа на плач, причет, только в быстром темпе.  Появляется лейтмотив любви Мизгиря к Снегурочке. Патетический, страстный. В оркестре. Одним из эпизодов является обращение Купавы к пчёлкам, хмелю, речке: «Пчёлки, пчёлки крылатые!». Имитация жужжания пчёл. Речитативная мелодия: «Хмелинушка, тычиная былинушка…». Лирическая, плавная тема: «О, реченька, студёная водица…». Появляется хор. Хочет броситься в воду, но Лель её удерживает.

 

2 действие. В тереме царя Берендея. Начинается с хора. Песня слепцов-гусляров. (Здесь явно традиции Глинки, его баяна.) Выделены арфа и фортепиано: «Вещие звонкие струны рокочут…». Переменный лад, основная тональность – G-dur.

Сцена царя с Бермятой. В начале звучит лейтмотив Бермяты. Прямолинейный, Военный.

Дуэт Царя с Купавой. У Купавы речевая интонация: «Батюшка, светлый царь!». Рассказ Купавы в середине этой сцены: «Время весеннее, праздники частые…». gis-moll.

Шествие царя Берендея. Главная характеристика царя. (Тоже традиции Глинки: «Марш Черномора».) Уменьшённый лад. Средняя часть – колокольчики, флейта.

Гимн Берендеев: «Привет тебе, премудрый, великий Берендей…». A cappella. Сцена суда. Тема любви Мизгиря к Снегурочке. Появляется Снегурочка. Органный пункт (до). Сказочная атмосфера: «Какой простор!».

Каватина царя: «Полна, полна чудес могучая природа…».

 

3 действие. Сцена в заповедном лесу. Встреча Лета. Много народных песен. Начинается с оркестрового вступления, в котором русская народная хороводная песня: «Ай, во поле липенька…». Варьированная куплетная форма. Потом вплетается тема, похожая на камаринскую. Песня Бобыля: «Купался бобёр, купался черной на речке быстрой».

Пляска скоморохов. 

Третья песня Леля. Начинается с наигрыша кларнета (его лейттембр). Литавры изображают гром: «Туча с громом сговаривалась…». As-dur. Куплетная форма.

Сцена Снегурочки с Мизгирём. Тоскливая тема в e-moll: «Пригожий Лель, ужель тебе не жалко Снегурочку…». Возникает репризность (характерно для эпического жанра). Звучит средняя часть арии из пролога: «Ах, цветочки-василёчки…».

Ариозо Мизгиря: «На тёплом, синем море…». es-moll. С синкопами, остинатная структура. Восточный колорит. Волшебные превращения леса. Тема Снегурочки и тема любви Мизгиря.

 

4 действие.  Сцена Снегурочки с Весною. Сцена Снегурочки с Мизгирём. Лейтмотив Ярилы-Солнца: «Но, милый мой; бежим скорей».

Финал оперы. Хоровая сцена: «А мы просо сеяли, сеяли». h-moll.

Сцена таяния Снегурочки. Лейттембр – солирующая скрипка. Основана на теме ариозо Снегурочки из пролога: «Но что со мной?». cis-moll.

Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу: «Свет и сила, бог Ярило, красное солнце наше, нет тебя в мире краше!». Es-dur, 11/4.J

 

«Царская невеста»

 

1898 год. Сильно отличается от других – напряжённая, психологическая драма. По произведению Мея, основанного на исторических событиях XVI в. (Иван Грозный). Здесь драма не только между 3-мя главными героями – Грязным, Любашей и Марфой, но и элемент социальной драмы.

В отличае от Мея  Р.-К. углубил и развил драму, и  гораздо меньшую роль отдал исторической обстановке, быту, массовой сфере.

4 действия, каждое имеет название:

1 действие – «Пирушка».

2 действие – «Приворотное зелье».

3 действие – «Дружко».

4 действие – «Невеста».

В отличие от сказочных опер («Снегурочка», «Садко») действие разворачивается стремительно, причём ускоряется к концу каждого действия (темповое cresc.). Действия заканчиваются драматической кульминацией. В начале более спокойные фрагменты –хоры, в конце – сквозные сцены. 4 действие – исключение – заканчивается тихой, лирической кульминацией – ария Марфы. Р.-К. предстаёт здесь как прекрасный мелодист. Оркестр имеет меньшее значение, чем вокал.

В это время в России увлекались Вагнером, а Р.-К. отвергал вагнеровские реформы – создал «Царскую Невесту». Перед этим писал много романсов.

В опере есть хоры, ансамбли (с разными, контрастными характерами), арии, ариозо, часто законченные, но они не останавливают действие. Есть в опере лейтмотивы, лейттемы. Лейтмотив Грязного, Бомелия, приворотного зелья, Лыкова, златых венцов, тема Ивана Грозного (русская народная песня «Слава»).

Опера имеет и общие черты со сказочными операми – неземная, чистая Марфа, страстная Любаша.

 

Увертюра. d-moll, драматическая сонатная форма, в начале есть темы из оперы.

Г.п. стремительная, не связана с оперой.

П.п. связана с Марфой, F-dur, романс, но в опере эта тема не звучит.

Разработка основана на развитие г.п.

Реприза. Г.п. в g-moll (как бы продолжение разработки), п.п. A-dur.

Кода. D-dur, в высоком регистре тема златых венцов.

 

1 действие.  «Пирушка». Речетатив и ария Грязного, в оркестре лейтмотив – уменьшённый: «С ума нейдёт красавица…».  Ария в 3-х частной форме, h-moll. Средняя часть контрастная, воспоминание о былом, g-moll, речетативного характера. Реприза динамизированная, лейтмотив проникает в вокальную партию. Приходят гости. Звучат их лейтмотивы. Звучит лейтмотив Лыкова – светлый, лейт. Бомелия – аккорды с хроматизмами – скользкий тип.

Хор опричников: «Мы лаской будем сыты…». (Фугетта.)

Ариозо Лыкова. Des-dur: «Иное всё, и люди, и земля…» в 3-х частной форме.

Приходят песенники и песенницы. Поют песню во славу Ивана Грозного: «Слава на небе солнцу высокому…». Полифоническая манера, нисходящая тема. Следующий хор: «Как за реченькой яр-хмель…», F-dur, в народном стиле.

Выход Любаши  –  в оркестре звучит тема из будущего дуэта. Малюта Скуратов просит её спеть. Песня Любаши без сопровождения, лирическая, g-moll: «Снаряжай скорей, матушка родимая…». Варьированные строфы. Следующая сцена - разговор Грязного с Бомелием.

Трио: Бомелий, Грязной, Любаша. Грязной: «Ох, не верится мне, не верится…». Все три партии контрастны, fis-moll.

Гармоническая последовательность зелья: мажорный 6-аккорд и малый минорный 7-аккорд.

Любаша и Грязной. Начинается с лейтмотива Грязного: «Знать не любишь больше ты свою Любашу…». Романсового склада.

Ариозо Любаши: «Ведь я одна тебя люблю…», d-moll, каждая строфа варьируется. Сольный номер Любаши – клянётся отомстить, g-moll, кульминация всего действия.

 

 

2 действие.  «Приворотное зелье». 2 картины.

1-я картина с несколькими хорами, действие на улице перед домом  Собакиных. Вторая сцена. Тема пасторального склада, связана с Марфой.

Марфа и Дуняша. Ария Марфы – начинается со вступления – радостная: «В Новгороде рядом мы с Ваней жили». Основная тема – Des-dur, песенного склада: «Как теперь гляжу на зелёный сад…». 2 тема: «И жилося нам в зелёном саду…». Des-dur, тоже просветлённая. 3 тема: «Целый божий день мы с ним бегали, веселилися…». A-dur, в духе народной темы, затем тема из оркестрового вступления. 4 тема: «А родные всё, на нас глядючи…», романсовая. В ней, как продолжение, возникает лейтмотив златых венцов: «Что златы венцы для вас кованы».

Реприза. 1 тема в Des-dur, прибавляется соло виолончели: «Сколько ясных дней провели мы в нём…». Плавно переходит в речитатив. Затем тема «Славы» (Иван грозный).

Появляется Лыков. Квартет: Марфа, Дуняша, Лыков, Собакин. Форма – двойной канон, романсового склада. Собакин: «Погоди моя милая…» с увеличенным 53.  2 тема. Марфа: «Друг мой, друг мой, Ванюшка…».

2-я картина. Сцена  Любаши с Бомелием, с драматической кульминацией в конце. Перед картиной оркестровое интермеццо, построенное на теме Любаши, e-moll, с подголосками.

1 раздел – речитатив: «Так вот гнездо голубки?», в оркестре тема мести из финала 1 действия.

2 раздел – сцена с Бомелием, в оркестре тема Бомелия. Состоит из 3-х ариозо Любаши с речитативами. В 1 ариозо – просит сделать зелье - звучат аккорды зелья. 2 ариозо: «Гляди сюда, вот перстень изумрудный…». 2 ариозо, cis-moll: «Тебе я, верно, мало посулила».

3 раздел. Ария Любаши. e-moll – скорбная ария: «Вот до чего я дошла, Григорий…» – речитатив, ария: «Господь тебя осудит…». Вплетается гармоническая последовательность – гармонические аккорды из речитатива перед встречей с Бомелием.

 

3 действие.  «Дружко». В конце драматическая кульминация оперы. Оркестровое вступление основано на теме Ивана Грозного. 2 тема – рассказ Домны Сабуровой (матери Дуняши), Es-dur.

В доме Собакиных: «И наши тут же» - речитатив – Домна Сабурова, F-dur, ариозо в 3-х частной форме. В 3 части тема Грязного.

Секстет с хором. Грязной: «Дай бог, чтоб дом у вас всегда был чашей полной…», романс, A-dur. Марфа и Лыков: «Благодарим тебя за ласковое слово…».

Величальная песня. Домна Сабурова: «Как летал сокол по поднебесью», E-dur, народная. Куплетная форма.

 C-dur, тремоло. Петровна: «К тебе идут бояре…», затем лейтмотив Скуратова. В оркестре 2 темы Ивана Грозного: 1-я из «Псковитянки», 2-я – «Славься».

 

4 действие.  «Невеста». Камерное по характеру, заканчивается арией Марфы – тихая кульминация. В царском тереме. Оркестровое вступление – аккорды несчастья (2 действие у дома Бомелия – Любаша).

2 сцена. Появляется Грязной. Квинтет с хором. Органный пункт, h-moll. Ритмичное биение больного сердца. Основная тема в оркестре – тема болезни. На этом же фоне – тема безумия Марфы – рассказ о сне, затем переходит в ансамбль: «За пяльцами мне вдруг вздремнулось…», fis-moll, романсового склада.

Сцена и ария Марфы  –  реприза арии  из 2 действия. Основная тема – D-dur, в оркестре у кларнета соло, а у самой Марфы – речитативы: «Ах, посмотри…». 1 раздел обрывается внезапно – тема безумия, 2 раздел – тема златых венцов – тема в голосе. Приходит Любаша – аккорды несчастья (из вступления к 4 действию), звучат некоторые темы из оперы.

 Ариозо Грязного: «Страдалица невинная, прости!». Опера заканчивается темой златых венцов. 

 

 

«Шехеразада»

            1888 г. Симфоническое творчество Римского-Корсакова развивалось в 60-е и 80-е гг.

            Шехеразада – одна из вершин симфонического творчества. Восточная сюита. Программная – по арабским сказкам «1001 ночь». Программа решена обобщенно. Сначала Римский-Корсаков дал названия частям, потом снял, – оставил общий подзаголовок. Но эти названия известны и по сей день:

            I часть – Море. Синдбадов корабль.

            II часть – рассказ Царевича Календра.

            III часть – Царевич и Царевна.

            IV часть – Багдадский праздник. Корабль, разбивающийся о скалы.

            Музыка очень красочная, с ярким ориентальным колоритом (восточным). Она рисует картины восточного быта, природы, есть и любовные сценки, картины праздника. Как великолепный мастер оркестра Римский-Корсаков проявил здесь это качество в полной мере. Здесь оркестр яркий, красочный, живописный, с множеством сольных эпизодов, которые напоминают импровизацию восточных народных инструментов или голосов, военных сигналов.

            Есть и лейттембры. Каждая из 4-х частей – яркая картина. Их соединяют 2 лейтмотива – лейт. Шахриара и лейт. Шехеразады. Они варьируются в частях (довольно сильные изменения) – особенно лейтмотив Шахриара, который в начале звучит грозно, а в коде IV части умиротворенно. На нем строится тема военного сигнала в среднем разделе II части. Тема моря тоже строится на этой теме (в I ч.). На теме Шехеразады построена 2-я п. п. I части.

            Все темы развиваются вариационно. Темы меняют оркестровку, ритм. Возникают все новые и новые варианты, хотя собственно вариационная форма только во II части в крайних разделах.

            Объединяющим моментом служит то, что в IV части собираются темы из всех частей. Это объединяет сюиту.

            I часть. Медленное вступление. Далее сонатное аллегро без разработки.

            Вступление e-moll. Первая тема Шахриара – грозная тема султана. Тема у низких струнных и низких духовых. Речитативная тема.

            Вторая тема – тема Шехеразады. Лейттембр Шехеразады – скрипка под аккомпанемент арфы. Тема проходит в дорийском a-moll.

            Основная I часть. Сонатная форма без разработки. E-dur. Картина моря – г. п. Вариационное развитие – разные тональности, инструменты и пр. Сама тема произошла от темы Шахриара.

            п. п. имеет 2 темы. 1 тема – C-dur. Это – аккорды деревянных духовых инструментов. Как будто корабль удаляется к горизонту. Называют темой корабля.

            2 тема – h-moll. Это – вариант темы Шехеразады. Тоже играет скрипка соло.

            Разработки нет.

            Реприза.

            Г. п. – E-dur.

            П. п. 1 – E-dur.

            П. п. 2 – h-moll.

            Есть кода, построенная на г. п. и на 1-й теме п. п.

            II часть. h-moll. Рассказ Царевича Календра.

            Вступление. Опять тема Шехеразады в e-moll.

            Основная II часть.

            Сложная трехчастная форма. Крайние части – вариации на неизменную тему («глинкинские вариации»). Средняя часть – картина битвы и марш.

            1 тема – тема царевича у солирующего фагота. Фагот имитирует голос царевича. Далее очень красочные вариации, но тема не меняется.

            Перед средней частью звучит лейтмотив Шахриара

            Средняя часть. Начинается с яркой темы – перекличка тромбона и засурдиненной трубы. Произошла от темы Шахриара. Приводит к яркому воинственному маршу на этой же теме. В конце средней части опять возникает фагот соло.

            Реприза. Продолжение вариаций на тему царевича.       

            III часть. Царевич и Царевна. G-dur. Сонатная форма без разработки. В основе 2 темы – царевича и царевны.

Г. п. Скрипки. Лирическая, плавная. Тема царевича. Подвергается вариационному развитию (хорошо звучит) и приводит к теме п. п.

П. п. Тема царевны. B-dur. Кларнет. Танцевальная, кокетливая. Красочно варьируется.

            Реприза. Темы в тех же тональностях.

IV часть. e-moll. Багдадский праздник. Яркая картина восточного праздника. Рондообразная форма.

 Вступление. В начале звучит тема Шахриара. Ему отвечает нежная каденция скрипки – тема Шехеразады с двойными (а иногда и тройными) нотами. Идет как бы диалог.

Г. п. (рефрен) – лезгинка у солирующей флейты. В развитии возникают темы из всех частей.

Заканчивается сюита кодой, где возвращается тема моря из I части и в конце на пианиссимо у низких струнных спокойно, умиротворенно звучит тема Шахриара – помиловал Шехеразаду. Проходит несколько раз. Завершается темой Шехеразады.