Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Крупнейший композитор, дирижёр, гениальный пианист. Время, когда работал, было временем новаторства, искания нового в музыке: Скрябин, Дебюсси, Равель. Композиторы ново-венской  школы: Шонберг, Берг, Веберн.

Рахманинов не стремился к такому радикальному новаторству. Он воспринимал и развивал музыкальные традиции, на их основе создал свой стиль. Писал во всех жанрах, кроме балета.

Самый главный жанр – фортепианный концерт, который он мыслил как симфонию.

4 концерта для фортепиано и рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, которую часто называют 5 концертом.

В его музыкальном языке ясно проступает русская песенность, приёмы русского песенного развёртывания, образующие широкие, бесконечные мелодии, которые ассоциируются с русскими просторами. Очень свойственно подголосочное развитие. Он обращался к древним пластам русской музыки и знаменному распеву: «Всенощная», 3 концерт.

Притворил колокольное звучание, в след Мусоргскому, не только в кантате «Колокола», но и во многих других произведениях: 1, 3 симфонии, 2, 3 концерты, симфонические танцы, фортепианные пьесы.

Рахманинов – композитор-лирик, этим он близок Чайковскому. С Чайковским его роднит трагическое восприятие мира. В его музыке присутствует мужественность, волевое начало. Свойственны ему восторженные ликования, картины природы.

Эпическая широта роднит его с Бородиным. Рахманинову не чужд ориентальный элемент, но он выявляется не так конкретно: проявляется в томном характере музыки. Асафьев: «Где музыка медлит и плавно колышется в длительном, пассивном созерцании».

По характеру пианизма ближе к Листу.

Творчество Рахманинова очень цельно, но расположено не равномерно по творческому пути.

Очень много было написано в русский период до 1917 года. Его стиль претерпел эволюцию к концу жизни, но нет радикального переосмысления, как у Скрябина.

 

 

Жизненный путь.

 

Родился в имении Онег Новгородской губернии. Дворянская семья. С 1885 года учился в Московской консерватории у Зверева. В старших классах учился у Зилотти (двоюродный брат), у Танеева.

В 1891 году закончил консерваторию как пианист, а в 1892 как композитор. Экзаменационная работа – опера «Алеко», одноактная, по поэме Пушкина. Чайковский был восхищён оперой и добился её постановки. В консерватории написал 1 концерт. Проявилась эмоциональность, богатый мелодический дар, лирико-трагический характер.

 

 

Первый период творчества – до 20 века.

 

Вариации на тему Шопена для фортепиано. Романсы: «Не пой, красавица, при мне», «Весенние воды», «Островок». 1 сюита для 2-х фортепиано, пьесы для фортепиано, среди них – музыкальные моменты.

В 1893 году, потрясённый смертью Чайковского, написал элегическое трио «Памяти великого художника». Написал симфоническую фантазию «Утёс» и 1 симфонию, которая в 1897 году неудачно была исполнена под управлением Глазунова. Симфония с треском провалилась. У Рахманинова началась депрессия, лечился у доктора  Даля. 3 года ничего не писал, но начал дирижировать в Мамонтовском театре. Подружился с Шаляпиным. В 1899 году поехал в Лондон, как пианист и дирижёр, со своими произведениями.

 

 

1901 – 1917 гг.

 

Полная творческая зрелость. С 1904 – 1906 гг. – дирижирует в Большом театре. С 1906 – 1909 гг. – Германия, Италия, приезжал в Россию.

Написал 2 концерт, с ним вышел из депрессии и посвятил его доктору Далю, 3 концерт. Оперы: «Франческо да Римини», «Скупой рыцарь», соната для виолончели и фортепиано. Кантаты: «Весна», «Колокола». 2 тетради прелюдий, этюды-картины, 2 симфонию, 2 сонаты для фортепиано, симфоническую поэму «Остров мёртвых». Хоровые циклы: «Всенощная», «Литургия».

Дружит с актёрами МХАТа, дружил с Чеховым, Буниным.

В 1910 году уехал на гастроли в США.

 

 

Последний период - 1918 – 1943 гг.

 

Жил в Америке, а в 30-е гг. – дом в Швейцарии. 10 лет ничего не писал. Концертирует по Европе.

Начал писать с 1927 года. Написал 4 фортепианный концерт, 3 русских народных песни для хора с оркестром, вариации на тему Карелли, рапсодию на тему Паганини, 3 симфонию.

40-е гг. – симфонические танцы для оркестра, фортепианные транскрипции, редактировал свои произведения.

В поздних произведениях появились новые черты. Сохранились мощные аккордовые фактуры, яркие мелодии, но чувствуется стремление к большей аскетичности, строгости письма, ясности фактуры, больше стаккатных звучаний. Всё это заметно в 4 концерте. Усиливается трагизм. В 3 симфонии и в рапсодии на тему Паганини есть цитата из Диесираэ.

 

 

2 концерт.

 

1901 год, c-moll. Посвящён доктору Далю. С ним вышел из депрессии. Начался яркий период творчества. В этом концерте проявились все черты Рахманинова: характер тематизма, тип его развития, цельность формы, богатейший мелодизм, монументализм.

Вслед за Чайковским, Рахманинов симфонизирует жанр концерта (приближает его к симфонии). И фортепиано и оркестр составляют единое целое. Здесь нет момента соревнования, двойной экспозиции, отсутствует каденция. Сюда же относится необыкновенная цельность.

На протяжении всего концерта проходит интонация опевания 5 ступени в разных вариантах. Есть и другие тематические связи.

В концерте 3 части. Концерт лирико-драматический. Самая драматическая – 1 часть, c-moll, сонатная форма. Нет конфликтности.

В 1 части – мощные драматические кульминации, но возникают не в результате конфликтных столкновений, а в результате эмоционального роста темы.

В концерте есть эпически черты. Заканчивается концерт мощным, радостным  апофеозом – это кода финала, в которой звучит п. п. финала.

 

1 часть. Начинается с колокольного звучания фортепиано. Субдоминантовый предыкт, возникает опевание 5 ступени.

Г. п. начинает и играет оркестр, а п. п. фортепиано.

Г. п. – огромного размера период. Суровая, мужественная, волевая и напряжённая. 2 предложение начинается с новой интонации: с синкопы (она тоже объединяет темы). З. п. – аккордовая, интонация из г. п.

П. п. лирическая, в развитой 2-х частной репризной форме, Es-dur. В ней есть интонация из г. п. Этот контраст между п. п. и г. п. будет контрастом и в репризе.

Разработка. Очень динамичная, состоит из 2-х разделов. Вступление  в оркестре. Мотив из г. п., потом секвенция вверх (идёт из 2-ого предложения), из п. п., в басах стаккатный элемент. Объединение тем. Весь раздел построен на этих мотивах. 2 раздел основан на развитии п. п. и остальных мотивов.

Начало репризы – кульминация всей части. В оркестра тема г. п., а у солиста стаккатный элемент из разработки. П. п. звучит в увеличении, в оркестре.

Кода – это постепенное нарастание. Заканчивается мотивом из г. п.

Все части объединены и тем, что каждая следующая начинается  в тональности предыдущей, а потом идёт модуляция в другую.

 

2 часть. E-dur. Небольшая, в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. 1 часть – сложный период. Основная часть звучит у флейты. Она длится, развивается. В середине развивается тот же материал.

Небольшая кода. Потом звучит интонация п. п. из 1 части.

 

FINALE. Драматический, волевой, C-dur. Сонатная форма. Вступление, звучит стаккатный мотив опевания, секвенция. Перед г. п. звучит аккордовая последовательность к г. п. из 1 части.

Г. п. энергичная, виртуозного характера. Секундовая интонация из 1 части.

П. п. ориентального характера. В неё включена интонация из п. п. 1 части.

Разработка драматическая. На основе г. п. Фугатто.

Кода – апофеоз. Тема п. п. финала.