Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

Творческий путь,

"Картинки с выставки", опера "Борис Годунов".

Один из замечательных новаторов. Член «Могучей кучки». Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Для симфонического оркестра – фантазия «Ночь на Лысой горе» и «Интермеццо». Пять опер: «Саламбо» (не закончил), «Сорочинская ярмарка». Создал народные, музыкальные драмы: «Борис Годунов» и «Хованщина». Перед «Борисом Годуновым» он писал «Женитьбу» по Гоголю, в которой есть речевая интонация. (Не закончил.)

Мусоргский написал новаторский фортепианный цикл  - «Картинки с выставки». И огромное значение имеют романсы и песни. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна: нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам, поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются развитием настроения, переживания.

 

 

Жизненный путь

Родился 9 марта в 1839 году в небольшом имении своих родителей в сельце Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Раннее детство его протекало в деревенской обстановке, в окружении крестьян, быт которых он близко узнал. Первые музыкальные впечатления его связаны с народной песней. Музыкальные занятия начались рано (первой учительницей была мать).

Когда ему было 10 лет, отец отвёз его вместе со старшим братом в Петербург, там он был принят в школу гвардейских подпрапорщиков. В 1856 году, после окончания школы, он был зачислен офицером в Преображенский полк. В Петербурге он брал уроки у педагога по фортепиано Герке.

В 1856 году один из военных товарищей (любитель музыки) привёл Мусоргского в дом Даргомыжского, где он познакомился с Кюи, Балакиревым. В 1858 году он выходит в отставку.

 

 

1858 – 1868 гг.

Это годы учения и творческих исканий, появление первых зрелых произведений. В начале 60-х Мусоргский был на положении ученика Балакирева, но композиторское мастерство приобреталось непосредственно на практике сочинения. Самостоятельно изучал Глинку, Моцарта, Бетховена и др. В этот период он написал оперу «Саламбо» (по одноимённому роману французского писателя Флобера), но не закончил. Вторая опера «Женитьба» (по Гоголю), тоже не закончил. В эти же годы он пишет свои ранние романсы, создаёт ряд инструментальных произведений, среди них – мелкие фортепианные и оркестровые пьесы, а также «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия, навеянная народным преданием о шабаше ведьм.

 

 

1868 – 1874 гг.

Годы создания «Бориса Годунова». Наряду с этим пишет «Хованщину». Над «Хованщиной» Мусоргский работал с 1872 г. Либретто сочинял сам. Материалом  служили многочисленные исторические документы и исследования, литературные источники и мемуары, которые он тщательно собирал и изучал.

На рубеже 60-70-х им были написаны «Раёк» и вокальный цикл «Детская» на собственные слова.

 

1874 – 1881 гг.

Последний период жизни. Был самым мрачным в жизни Мусоргского. В последние годы Мусоргскому приходилось много выступать в концертах в качестве аккомпаниатора. Его превосходное исполнительское мастерство, легкость чтения с листа и артистизм снискали ему заслуженную славу одного из лучших аккомпаниаторов Петербурга.

В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку по югу России (Украина, Крым) с известной певицей Леоновой. Это было последние радостное событие в жизни композитора.

Ненормальный образ жизни подрывал здоровье композитора. Наступали признаки тяжёлого физического заболевания. В феврале 1881 года Мусоргского на квартире у Леоновой настиг удар. В тяжёлом состоянии композитор был помещён в Николаевский военный госпиталь. Там же Репин писал с умирающего свой знаменитый портрет. 16  марта 1881 года Мусоргский скончался.

И в последний период жизни он был постоянно полон творческих замыслов. В его воображении вырисовывались контуры третьей народной музыкальной драмы «Пугачёвщина», которую ему так и не довелось написать.

 

 

«Борис Годунов»

Первая редакция – 1869 год, вторая – 1872, а в 1874 году оперу, наконец, поставили. Народная музыкальная драма по трагедии Пушкина. В первой редакции было семь картин, заканчивалась смертью Бориса, а во второй редакции Мусоргский сочинил две польские картины, появилась Марина Мнишек, сцена народного бунта под Кромами. Также переработал второе действие.

Опера новаторская, в которой есть различные драматические планы. Есть и личная и народная драмы. Соединил разные стилевые концы: и комические и трагические черты. Такое смешение разных линий напоминает Шекспировские произведения.

Народные сцены – их много, но это собрание отдельных личностей. Возникает хоровой речитатив. Развитие этой линии идёт по нарастающей.

В прологе народ вялый, равнодушный, а в конце он взбунтовался. (Сцена под Кромами.) Мусоргский опирается на интонации крестьянской песни. Есть цитаты народных песен: хор прославления Бориса (хор «Слава»), и в конце «То не сокол…». И середина хора «Расходилась, разгулялась…».(«Заиграй моя волынка»).

Характеристика Бориса – это вершина психологического достижения в русской музыке. Борис не просто злодей, но и человек которого мучает совесть. У него три важнейших сцены: «Скорбит душа…», «Достиг я высшей власти…» (2 д.) и сцена смерти (2 картина 4 д.).

В каждой картине оперы – большие сквозные сцены, в которые вплетаются монологи, рассказы, речитативы, сцены. Монологи Бориса – речитативно-напевные. (У Бориса не арии, а монологи.)

Есть много индивидуальных, ярких характеров. Мусоргский рисует конкретного персонажа. (Глубокое обобщение.) Варлаам, Юродивый, Пимин. Русские и поляки (противопоставление). (3 д.) Марина Мнишек: характеристика – полонез и мазурка.

Сквозное развитие придаёт наличие лейтмотивов.

Пролог. Первая картина. Оркестровое вступление cis-moll. В духе протяжной лирической песни, развитие её в русском стиле (подголосочная полифония).

Тема дубинки пристава: «Ну, что ж вы? Что ж идолами встали?».

Первая тема народа: «На кого ты нас покидаешь, отец наш!». В середине сцены возникает хоровой речитатив: «Митюх, а Митюх чево орём?». Разговор баб: «Ой, лихонько! Совсем охрипла». Приходит пристав. Реприза идёт под стук дубинки пристава (на пол тона выше). Выходит дьяк Щелкалов: «Православные! Неумолим боярин!». Заканчивается картина темой народного страдания.

Вторая картина. Трёх частное очертание. Площадь в кремле. Венчание Бориса.

Хор «Слава»: «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!». Построен как вариации на неизменную мелодию (глинкинские вариации). В центре второй картины первый монолог Бориса: «Скорбит, душа!». Музыка меняется вслед за текстом. Два раза обращается к усопшему отцу: «О, праведник, о мой отец державный!». Третий раздел – молитвенный характер: «Теперь помолимся…». Четвёртый раздел: «А там сзывать…». Переходит в репризу тема хора «Слава».

1-е действие. Первая картина. Келья в Чудовом монастыре. Монолог Пимина, в котором звучит его тема (альты): «Ещё одно последнее сказанье, и летопись окончена моя.». Здесь появляется хорального типа вторая тема. Вокальная партия напевно –речитативная. Просыпается Григорий. Его вокальная партия контрастна Пимину. Напряжённая. Он рассказывает о своём сне. В рассказе Пимина возникает тема царевича (тема самозванца) a-moll: «Гляжу, лежит в крови зарезанный царевич.». Дальше эта тема становится темой самозванца.

Вторая картина. Корчма на литовской границе. (Таверна.) Сюда приходят два беглых монаха и с ними бежавший Григорий. Комическая сцена. Написана с большим юмором. Стиль -  простонародный. Небольшое вступление – тема будущей песни Варлаама: «Как во городе было…». Вторая тема – тема беглых монахов. Тема царевича Димитрия. Открывается сцена и песня хозяйки корчмы (в духе плясовой народной песни): «Поймала я сиза селезня…». Из далека доносится песня монахов: «Люд христианский…». Заходят в корчму.

Песня – характеристика Варлаама: «Как во городе было во Казани.». fis-moll. Фригийский лад, ощущение буйной стихии.  «Как едет ён…». Варлаам засыпает. На этом фоне разговор. Приходит пристав.

2-е действие. Плач Ксении. Монолог Бориса: «Достиг я высшей власти.». cis-moll. «В семье своей я…». As-dur. «Тяжка десница грозного судьи…». ces-dur. «И даже сон бежит…».

3-е действие.  В Польше.  (Полонез и мазурки.) Ария Марины Мнишек в жанре мазурки. Сцена у Фонтана. Тема любовного дуэта: «О, царевич умоляю…».

4-е действие. Первая картина. Сцена с Юродивым: «Месяц едет, котёнок плачет…». Хор: «Кормилец батюшка, подай Христа ради…». Сцена с Борисом: «Борис! А Борис! Обидели юродивого…». Реприза: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие…».

Вторая картина. Смерть Бориса. Тема галлюцинаций. Звучит колокол за сценой. Траурный звон.

Третья картина. Под Кромами. Хор: «Не сокол летит пол небесью…». (Народная тема.) Появляются монахи: «Солнце, луна померкнули…». Хор: «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая.». (Народная песня: «Заиграй моя волынка.».)

Звучит тема царевича. И заканчивается опера плачем Юродивого: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие…».

 

 

Камерно-вокальное творчество

Он написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.

Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада «Забытый» по картине Верещагина. Вокальный цикл «Без солнца», вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

В вокальном творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие («Трепак»). Каждый раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка обновляется.

 

 

Конец 50 – начало 60-х гг.

Первый ранний период – первые 17 произведений – сборник «Юные годы». В ранних песнях использует стихи Островского, Некрасова, Шевченко. Лирический романс «Ночь» по Пушкину.

Среди них выделяется «Калистрат», жанр колыбельной (по Некрасову). Колыбельная в трагическом стиле, слова: «Надо мной певала матушка…» fis-moll. Варьированные куплеты.

«Спи, усни, крестьянский сын». (По А. Островскому.) «Баю, баю, мил внучоночек!». B-dur.

«Колыбельная Ерёмушки.» Дорийский лад: «Ниже тоненькой былиночки…».

Песня на собственные слова – это картинки из собственной жизни. Их много: «Озорник», «Козёл», «Светик Савишна», «Семинарист», «Сиротка», вокальный цикл «Детская». Позже написал вокальную сюиту «Раёк».

«Светик Савишна». Речевая интонация. Юродивый умоляет женщину полюбить его, приголубить: «Свет мой, Савишна, сокол ясненький…». C-dur.

«Семинарист». Речевая интонация. Зубрёжка латыни. Появляется интонация церковной музыки f-moll: «Ах ты горе моё горе…».

Баллада «Забытый». (По Голенищеву-Кутузову.) es-moll: «Он смерть нашёл в краю чужом…»

«Песни и пляски смерти». (Четвёртая песня.) 1.) «Колыбельная», 2.) «Серенада», 3.) «Трепак», 4.) «Полководец». (В каждой песни действующее лицо – смерть.)

«Трепак»: «Лес да поляны, безлюдье кругом».

«Блоха» из Гёте: «Жил-был король когда-то…». h-moll.

У Мусоргского в вокальном творчестве очень важна фортепианная партия, тогда как у Даргомыжского фортепианная партия подавляется вокальной, скромна.

 

 

 

 

«Картинки с выставки»

1874год. Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. Это сюита из контрастных пьес написана пол впечатлением посмертной выставки друга-художника Гартмана. У Гартмана – это были рисунки и акварели прикладного характера. (Не настоящие: «Избушка на курьих ножках» – часы, «Гном» – щипцы, «Балет невылупившихся птенцов» - это балетные костюмы, «Богатырские ворота» - макет декорации к спектаклю. У Мусоргского всё принимает другой образ, характер: «Гном – яркиё портрет, «Богатырские ворота» – мощная, монументальная пьеса эпического плана.

Цикл вызывает ассоциацию с «Карнавалом» Шумана. 10 пьес их связывает «Прогулка», звучит полностью в начале, после 6 пьесы почти полностью (в b-dur). Часто возникает между пьесами, варьированно. Это, какбы бы личность автора, отражаются его впечатления. В «Богатырских воротах» тема «Прогулки» возникает в перезвоне колоколов в конце. А также изменённо, в h-moll, проходит в пьесе «С мертвыми на мёртвом языке». Сама тема «Богатырских ворот» похожа на прогулку в увеличении.

Пьесы разнохарактерны. Скерцозные, с элементом юмора: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок». Яркие характеры: «Гном», «Избушка на курьих ножках». Средневековые образы: «Старый замок». Сценки: «Два еврея: богатый и бедный». (Семуэль Гольденберг и Шмуйле.) Музыкальный язык ярко национальный, претворяются элементы русской песенности. «Прогулка звучит как русская песня. Мусоргский воспроизводит звучание голосов: в «Прогулке» начинает запевало, потом подхватывает хор. «Богатырские ворота» - звучание церковного хорового пение. Воспроизводит речевую интонацию: «Два еврея: богатый и бедный». Многие пьесы поражают оркестральностью звучания: есть переложения для оркестра. (Самое лучшее сделал М. Равель в 1922 году.)

Построение цикла очень стройно, с чертами симметрии. («Богатырские ворота» и «Прогулка», «Гном» и «Избушка на курьих ножках».)

      «Прогулка». (Без номера.)

  1. «Гном».
  2. «Старый замок».
  3. «Тюильрийский сад».
  4. «Быдло».
  5. «Балет невылупившихся птенцов».
  6.  «Два еврея: богатый и бедный».

 «Прогулка».

  1. «Лиможский рынок».
  2. «Катакомбы», сложный гармонический язык.

«С мёртвыми на мёртвом языке».