Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Феликс Мендельсон (1809-1847)

Это немецкий романтик, композитор-лирик, который кроме своего композиторского дарования был крупным пианистом, выдающимся дирижером, музыкантом-просветителем. Мендельсон – создатель первой немецкой консерватории, которую открыл в 1843 году. Это композитор, который возродил творчество Баха. В 1829 году им были исполнены «Страсти по Матфею» Баха и с того момента творчество Баха привлекло общественное внимание.

            Мендельсон в истории музыки один из немногих композиторов, который был материально обеспечен. Он творил ради творчества. В доме Мендельсона бывали Гёте, Вебер, Гофман, пианисты Мошелес, Гуммель, философ Гегель. Мендельсон был знаком с Гёте. Он много ездил как пианист. Особенно знамениты его поездки в Англию и Италию. Результатами этих поездок были: создание 2-х симфоний («Шотландская» и «Итальянская»), увертюра «Гибриды». После поездки в Италию появляется новый жанр – песня без слов. В нем использует характерные для итальянской музыки жанры «Баркарола», «Гондольера».

            В 30-е годы новые связи (Лист, Паганини, Берлиоз). Это самый расцвет творчества. С 1835 года Мендельсон становится дирижером оркестра Гевандхауза. Перед этим он работал дирижером в других городах. Во время работы Мендельсона в Лейпциге туда приезжали многие знаменитости – Лист, Шопен, Берлиоз, Клара Вик, Нильс Гаде (учитель Грига). К этому периоду относится исполнительская деятельность Мендельсона-органиста и пианиста. Он организует цикл исторических концертов из музыки от Баха до современности. И, наконец, кульминацией его деятельности было открытие консерватории в Лейпциге в 1843 году. Туда он сразу пригласил Шумана, Давида, Гаде.

            Мендельсон прославился как композитор очень рано. В 17 лет он создал произведение, которое сразу сделало его знаменитым. Это была увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826 год). Спустя почти 20 лет – в 40-х годах – Мендельсон снова обратился к этому произведению и дописал ещё несколько номеров, составляющих сюиту.

            Мендельсоном создано: 5 симфоний, увертюры, 1 скрипичный и 2 фортепианных концерта, камерные ансамбли, баллада для голоса «Вальпургиева ночь», 2 оратории «Илия» и «Павел», масса (48) «Песен без слов». Были попытки создания оперы, но не получилось, зато он написал музыку к трагедии Сафокла «Антиона». Также он написал увертюру к драме Гюго «Рюи Блаз», 7 струнных квартетов, 2 трио, октет, 80 песен и вокальные ансамбли.

 

Концерт для скрипки e-moll

            Создан в 1844 году под конец жизни. Посвящен Фридриху Давиду. Он очень патетичный. Романтичный по характеру. Хотя он написан в 3-х частной классической форме, есть стремление к одночастности, части идут без перерыва, а 2-я часть и финал связаны речитативной связкой. Нет ни вступления, ни оркестровой экспозиции. Он начинается сразу с Г.П. Каденция перенесена в середину части. Необыкновенно мелодичен, очень выразительный мелодический язык оркестра.

            1-я часть. E-moll. Сонатное аллегро. Страстно-лирический характер. Основной контраст между Г.П., С.П. и П.П.

            2-я часть. C-dur. 3-х частная форма. Романсового, поэтического склада. Неожиданная драматическая связка подводит к жизнерадостному финалу.

            3-я часть. E-dur. Сонатная форма с народными танцевальными темами. Легкая, порхающая, игривая лирика, смесь танцевальности и скерцозности.