Анатолий Константинович Лядов (1855-1914)
Композитор, дирижёр, педагог. Ученик Р.-К. Профессор Петербургской консерватории. Этот композитор начал писать в первой половине 70-х гг. Формировался в традициях «Могучей кучки». От них он перенял любовь ко всему национальному, русскому в музыке.
Это композитор-миниатюрист, который обращал внимание к каждой детали миниатюры, оттачивал каждую деталь. Написал немного, никогда не делал эскизов: всё делал в уме.
Идеалами в искусстве у него были: Пушкин, Глинка. Не любил Толстого с его философией: «Надо быть аристократом чувства, вкуса и ума».
Писал в двух областях: фортепианная и симфоническая музыка, и всё – миниатюры.
В 19 веке писал для фортепиано и немного вокальных произведений. Фортепианные произведения: арабески, прелюдии, вальсы, мазурки. Он первым в русской музыке начал развивать жанр прелюдии. Написал более 200 обработок народных песен, песни на народные детские считалочки (традиции Мусоргского).
В 20 веке писал симфонические произведения и продолжал писать фортепианные.
Симфонические произведения – это программные пьесы русского, сказочного характера: «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». 8 русских народных песен для оркестра, другие пьесы: «Танец Амазонки».
Есть немного хоров, музыка к пьесе Метерлинка: «Сестра Биатриса». Светлый гармоничный художник, лирик.
Пьесы для оркестра отличаются особой красочностью, картинностью, даже живописностью. Обращался к русским сказкам. Пьесы национальные по характеру. Отличаются отточенностью каждой детали. Главным средством выразительности является ладогармонизм и тембр оркестра.
«Кикимора»
1910 год. Народная сказка для оркестра. Вступление излагает все темы, которые будут развиваться во 2 части.
Мрачная тема в басах у низких деревянных. 2 тема – колыбельная тема у английского рожка (поёт Кот-баюн). Лейтмотив Кикиморы в gis-moll у флейты и гобоя. Вводит челесту, изображающую колыбельку, хрустальное звучание.