Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936)

Представляет беляевский кружок, очень крупный композитор – монументалист. Был дирижёром и прогрессивным директором Петербургской консерватории. Принимал участие в издательстве и редакции работ умерших композиторов. Обладал ярчайшей музыкальной одарённостью и профессионализмом. Ученик Р.-К. Основная сфера – симфонические произведения: 8 симфоний, 7 сюит, 5 увертюр, симфоническая поэма «Стенька Разин», «Финская фантазия», «Русская фантазия», 2 фортепианных концерта, 1 скрипичный, 1 виолончельный и 1 для саксофона, 7 струнных квартетов и 1 саксофонный. Писал пьесы для фортепиано, оркестра. Романсы, хоры. Развивал традиции русского балета: «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года». Продолжал традиции кучкистов: богатые национальные формы, восточные мотивы. Есть черты, связывающие его с Чайковским. Произведения отличаются общим, оптимистическим взглядом на мир. Формы стройные, классические. Бесконфликтность, эпический размах объясняются характером, натурой. Асафьев сказал: «Он плывёт по жизни, как гондола».

Впитал традиции зарубежных композиторов. Ездил к Листу. Писал ряд статей.

 

Скрипичный концерт a-moll

 

1904 год. Одно из самых ярких его произведений. 2 части, идущие без перерыва. Есть черты поэмности, одночастности. Необыкновенно богата партия скрипки, где используются все её возможности: тембровые, регистровые.

1 часть. Сонатная форма, a-moll

2 часть. Allegro с чертами вариационности, рондо, A-dur.

Отсутствие медленной части компенсируется медленным эпизодом в начале разработки в Des-dur, интонационно связанным с г. п.

Г. п. Взволнованная, патетическая тема, в необычайном для скрипки низком регистре.

В разработке есть медленный эпизод Andante. Динамизированная реприза. Между частями расположена каденция, как вторая разработка.

Финал. Ликующая, фанфарная тема, с элементом золотого хода. Получается яркая, жизнерадостная динамизация к концу.