Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Симфоническое творчество Чайковского.

Зто важнейшая ветвь в его творчестве на ряду с операмиСюда входятодночастные увертюры4 симфонические сюитытри фортепианных и один скрипичный концерт6 симфоний и «Манфред».

Чайковский – один из основоположников русской классической симфонииа в частности лирической и лирико-драматической симфонииЭта лирикав противоположность Бородинукоторый создал эпическую симфониюЛирика приобретает разную окраску.

Ранние симфонии1-3В них Чайковский в основном ориентируется на внешний мирприродабытТематизм очень ярко эмоционально окрашенМного цитат русских народных песенЕсть элементы программностиВсе эти симфонии лирико-жанровые1 симфония - g-moll2 – c-moll3 – D-dur.

Поздние симфонии46Главная их тема – это конфликт человеческих стремлений с неумолимой силой рока.

Чайковский впервые создал симфонию-драму – 6 – это трагедияЗдесь он достиг особого единства всего цикла и неуклонного развития одной идеи.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

 

Три редакции: 1869, 1870, 1880. Написана по совету Балакирева, ему же и посвящена. Увертюра-фантазия по трагедии Шекспира. Здесь Чайковский сразу раскрылся как мастер драмы. Программность воплощена обобщённо, а не сюжетно описательно. Здесь обобщённый тип драматического конфликта.

Сонатная форма со вступлением. Тема вступления играет огромную роль. В начале она звучит отрешённо – тема средневековья f-moll, она же тема рока. Дальше она сильно драматизируется. (Играют: дерево, валторны, трубы, медь.)

Г. п. – тема вражды h-moll.

П. п. – тема любви Des-dur.        

Интродукция. 1 раздел. Первый элемент – тема рока, 2 элемент - полифоническое ведение голосов, 3 элемент – похож на органное звучание. 2 раздел h-moll. 3 раздел сильно драматизирован.

Г. п. – тема вражды – 3-х частная форма с динамизированной репризой. Затихает и подготавливает к Des-dur. Des-dur – п. п. – 1-я тема, 2-я тема у засурдиненных скрипок и альтов. З. п. в Des-dur, арфа.

Экспозиция и разработка отделены друг от друга. 1 раздел fis-moll, соединены тема вражды и темы хорала. 2 раздел – тема хорала, звучит у труб. Предыкт и реприза. Г. п. и динамизированная п. п. Первая тема п. п. после второй. В конце репризы она вытесняется ударами г. п.

Кода. Г. п. – хорал c-moll, cis-moll и кульминация в конце раздела. D органный пункт, D-dur – 2 раздел, у струнных сломлённая п. п.

 

 

4 симфония.

1877 год. f-moll. Она отразила тяжёлые переживания Чайковского и с ней он вышел из душевного кризиса. Это симфония-драма. В письме к Танееву он писал, что основная идея схожа с 5 симфонией Бетховена: борьба с судьбой, но эта идея массовости, победа над судьбой – не свойственна этой симфонии.

Основное содержание программности симфонии Чайковский изложил в письме к фон Мекк. Ей он посвятил её.

В симфонии 4 части. 1 часть – сонатная форма, постепенно раскрывает эту борьбу человеческой души, силы зла, рока. Показано очень наглядно, театрально. Эта сила рока не преодолима. 2 часть – Канцона, песня b-moll. Сложная 3-х частная форма. Средняя часть предвосхищает финал. Про эту часть Чайковский писал, что – это воспоминание. 3 часть – Скерцо F-dur – Чайковский писал, что – это капризные арабески, неуловимые образы. Сложная 3-х частная форма. 4 часть – финал F-dur, радостный, массовый, но – это не результат победы над судьбой. Здесь соединены четы рондо и вариаций. Вводит тему в качестве эпизода: «Во поле берёзка стояла…».  

 

Симфония едина, начинается с темы рока – зерна всей симфонии. Играют все духовые инструменты. В 4 такте интонации будущей г. п. Нисходящее движение. В конце остаётся секундовая интонация, из которой вырастает г. п.

Г. п. f-moll. Тема г. п. – это мечущаяся человеческая  душа. Играют скрипки, вальсообразный ритм, придающий ей полётность. Г. п. имеет 3-х частную форму с динамизированной репризой. Реприза звучит на более высоком уровне, с хроматизмами (tutti).

Св. п. короткая, переключает в другую сферу. Перекличка кларнета и фагота.

П. п. имеет 3 темы: сфера грёз, мечты. 1 тема, as-moll, у солирующего кларнета. 2 тема , H-dur, похожа на колыбельную. В неё вторгаются элементы г. п. 3 тема, H-dur, гимнического плана.

З. п. плясового характера. На гране экспозиции и разработки необычно вторгается тема рока в h-moll. Возникают аккорды.

Разработка очень драматичная. 1 раздел – развитие последней интонации  з. п. и  интонации г. п. 2 раздел – кульминация. Вступает тема рока, встречное движение голосов оркестра. Тема вступления развивается и приводит к динамизированной репризе сонатной формы.

Реприза. Г.п. звучит в d-moll и в ней тоже встречное движение голосов.

П. п. не в основной тональности, а в d-moll у фагота. 2 тема п. п. в F-dur. 3 темы нет.

З. п. в F-dur, которая опять наталкивается на тему рока в f-moll. Наступает кода, которая состоит из нескольких разделов. В ней соединены интонации темы рока и плясовые интонации из з. п. 2 раздел – f-moll. В судорожном движении проходит тема, которая соединяет интонации г. п. и темы рока. 3 раздел – г. п. в увеличении: здесь она в f-moll. Остаётся одна секунда.

В этой части очень необычный, напряжённый малотерцовый тональный план: f-moll – as-moll – H-dur – d-moll – F- dur, f-moll.

 

2 часть. Песня, b-moll. Всё больше и больше наростает эмитация внешнего мира, жанровости. Сложная 3-х частная форма, в крайних частях две темы: первая - вариации (глинкинские). В начале - соло гобоя. Тема вся построена на одном ритме: одни восьмушки. Вторая тема, как будто припев, As-dur, аккордовая. Средняя часть народно-жанрового характера, напоминает тему рока и г. п. В репризе перекликаются разные голоса, оплетая тему подголоска, B-dur. Вторая тема – As-dur.

 

3 часть. Скерцо, F-dur. Скрипки pizz. Сложная 3-х частная форма. Средняя часть имеет юмористический характер, A-dur. Звучит у флейт. Возникает новый образ: военный оркестр. Реприза – лёгкие аккорды pizz. Нисходящее движение идёт тоже из темы рока и темы г. п.

 

4 часть. Финал, F-dur. Рефрен. Эпизод – народная песня: «Во поле берёзка стояла…», она вносит вариационность, меняется не только тонально, но и интонационно. Перед последним проведением рефрена возникает тема рока. 

 

 

6 симфония.

1893 год. h-moll. Трагическая вершина, итог симфонического творчества, который отразил все характерные особенности 4 симфонии. Одно из самых трагичных произведений мировой литературы. Сопоставима с мессой h-moll, её роднит опора на основные тональные центры: h-moll – D-dur, неоконченная симфония Шуберта 1 часть.

Здесь наибольшей силой выражен основной конфликт – это стремление человеческой души к счастью, борьба с роком. Эта борьба заканчивается здесь трагически. Но конфликт человеческой души с силами зла выражен более глубже. Здесь нет отдельной темы рока. Роковое начало проступает в процессе развития тем совершенно другого характера

Есть цитата в разработке 1 части – это тема молитвы: «Со святыми упокой».

Симфония очень личная, отражает переживания Чайковского последних лет. Предчувствие смерти, которая наступает через несколько недель после исполнения этой симфонии в Петербурге.

Чайковский хотел назвать её программной, хотя она без программы, но после первого исполнения, по совету брата назвал её патетической.

Строение цикла здесь необычно: финал – медленная часть, эмоциональная, трагическая кульминация.

1 часть – h-moll, самое драматическое сонатное аллегро у Чайковского и самое масштабное, со вступлением. По существу она и заканчивается трагически: кода звучит как траурный марш.

2 часть – 5-ти дольный вальс, D-dur. Звучит в дымке, воспоминание. Сложная 3-х частная форма, с очень скорбным трио – h-moll.

3 часть. Скерцо – марш, G-dur. Форма близка сонатной, без разработки.

4 часть – медленный финал, h-moll. Сонатная форма без разработки. Таким образом, контрасты между частями обостряются.

Симфония едина – это интонационное единство, тональное единство. Эту симфонию часто сравнивают с «Пиковой дамой».

 

1 часть. Начинается с медленного вступления, как бы интродукция ко всей симфонии. Сумрачное, в низком регистре: контрабасы и фаготы. 1-я интонация – это восходящее движение с нисходящей секундой. Из неё вырастает г. п. 2-я - протянутый звук валторны прорезается и тянется. 3-ий элемент – это нисходящий речитатив альтов. Это 3 важных интонации, которые будут появляться на протяжении всей симфонии.

Г. п., h-moll, выражает душевное состояние человека, она выросла из 1 элемента (секундовая интонация). Г. п. – большой раздел с большой волной развития. В конце второго развития тоже звучат роковые интонации. Постепенно, к концу г. п. возникает полное успокоение.

П. п. –  совершенно другой характер: спокойная, в ней есть законченность. На тоническом органном пункте, D-dur, законченная 3-х частная форма. Середина контрастная, построена на имитациях духовых. Реприза имеет более гимническое звучание первой темы. К п. п. прилегает кода: полное успокоение, все инструменты исчезают, остаётся один кларнет.

Разработка. Внезапно обрушивается. На фоне тремоло возникает аккорд (удар). Судорожные аккорды. Эта тема возникла из г. п., сильно преобразована. Дальше следует 3 волны развития.

1 раздел – это фугатто на теме г. п. Оно приводит к роковой кульминации. Кульминация – нисходящее движение труб в Es-dur. Эта тема берёт своё начало из 3 элемента вступления (нисходящий речитатив альтов).

2 раздел. Начало – тема «Со святыми упокой», у меди в низком регистре. На триольном органном пункте, d-moll.

3 раздел. Гармонический язык очень неустойчив, органный пункт. 3 волна поглощается динамизированной репризой. Приводит к двум кульминациям: одна в уменьшённом ладу, тоже нисходящее движение по гамме тон - полутон.

Дальше генеральная кульминация 1 части с типичными кульминационными средствами Чайковского. Встречное движение. Дальше идёт п. п. в E-dur. Звучит устало, с хроматизмами в басу. Она сокращена.

Кода. H-dur. В ней повторяется один и тот же бас. Неживая, потусторонняя сила. Медь вверху и струнные внизу. В стиле траурного марша. Секундовые интонации из интродукции.

 

2 часть. Вальс, воспоминания о прошедшей жизни, D-dur. Начинается у виолончелей и альтов. 3-х частная форма. Средняя часть h-moll, возникают секундовые интонации. В басу повторение ноты ре (идёт от протянутого звука валторны). Есть кода (воплощаются и вальс и трио).

 

3 часть. Скерцо – марш. 1 тема лёгкая, триольная, у струнных. Но в ней постепенно зарождается тема марша. (У гобоя). Потом она освобождается и звучит самостоятельно в экспозиции сонатной формы без разработки, как п. п., E-dur. Возвращается тема скерцо, п. п. звучит громогласно. Проступает роковое начало. В конце звучит у всего оркестра. Эта часть больше других лишена эмоциональности.

 

FINALE. Сонатная форма без разработки. Трагический речитатив, плач – это г. п. h-moll. Она вырастает из основного зерна: движение вниз вырастает из речитатива альтов, выдержанный звук валторны, секундовые интонации. Развитие этой темы приводит кульминации, и её срыву.

П. п., D-dur, другой тональный центр. Она звучит здесь сломлено. Органный пункт (идёт от валторны из вступления). Звучит у струнных, возникает нисходящее движение, C-dur. Роковое звучание. Между экспозицией и разработкой звучит эмоционально – напряжённый монолог. Трагический. И дальше г. п., h-moll, с затактом. Эта тема получает тоже большое развитие и  приводит опять к кульминации. Наглядно – выпукло даётся картина гибели.

П. п. в репризе играет роль коды всей симфонии. Трагичная, в h-moll. Музыка постепенно уходит в низкие регистры, из которых начиналась вся симфония. Тонический органный пункт.

 

 

«Пиковая дама»

1890 год. Флоренция, была написана за 44 дня. Вершина мировой оперной трагедии. Она сопоставима с 6 симфонией (и в тональном отношении есть сходство: большую роль играет h-moll, D-dur – связан с любовью, надеждой).

Написана по повести Пушкина, по заказу директора Всеволожского театра, по его желанию действие было перенесено в 18 век.

По сравнению с Пушкиным – в опере большие изменения: у Пушкина – повествование, спокойное, холодное (светский анекдот), Лиза – бедная родственница. Герман у Пушкина не гибнет, Лиза тоже (выходит замуж). Из-за того, что действие перенесено в 18 век, получился резкий, стилистический контраст. С одной стороны Чайковский вносит музыку 18 века, цитаты 18 века. Музыка в стиле ранних венских классиков и, даже есть цитата из концерта Моцарта (для трубы с оркестром) в 3 картине. В 4 картине Чайковский использует тему из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце». Там же звучит французская песенка: «Да здравствует Генрих IV!» В конце 3 картины звучит гимн Козловского: «Гром победы раздавайся». 2 картина начинается со стилизованного дуэта Лизы и Полины. Также есть стихи поэтов 18 века: Державина: хор «Радостно, весело». 7 картина – песенка Томского: «Если б милые девицы…», стихи Жуковского: дуэт Лизы и Полины. Характеристика Германа близка 19 веку, романтизму. Он вступает в противоречие, конфликт. Важность Германа подчёркивается тем, что он на первом плане в каждой картине, это ведёт к созданию моно опер с одним героем (20 век).

Чайковский создал, не отвергая сложившиеся оперные формы, подлинную музыкальную драму, предельно симфонизирующую оперу – это вершина симфонической оперы.

В опере есть лейтмотивы: тема Пиковой дамы (впервые звучит в интродукции в e-moll, приходит к своей кульминации в 7 картине), тема любви (звучит в интродукции в D-dur), возникает и расцветает во 2 картине, в 3 картине «На балу» - тема любви разрушается, деформируется и возникает только в 7 картине (Герман вспоминает о любви, Des-dur). Есть тема трёх карт (звучит в балладе Томского), зарождается в ариозо Германа: «Я имени её не знаю…». Развивается и достигает своей кульминации в 4 картине. В 5 картине перерастает в тему призрака графини. Возникает в 7 картине, перед гибелью Германа.

4 – 5 картины – кульминации. Много интонационных связей: квинтет «Мне страшно!» (завязка драмы) связан с оркестровой темой из 4 картины. Ариозо Германа: «Если б когда-нибудь знали вы…», интонационно связано с темой рока.

С темой рока связаны низкие деревянные инструменты (бас кларнет, фагот). С темой любви связаны струнные.

Последние 2 картины – это развязка.

Опера была исполнена в Петербурге под управлением Направника, с большим успехом.

В опере 7 картин.

Интродукция. 1 раздел начинается с темы баллады Томского в h-moll. В конце звучат вздохи всего оркестра. 2 раздел. Устанавливается пунктирный ритм, звучит тема рока в e-moll. В конце проходит тема призрака графини, целотонная гамма. 3 раздел. Тема любви, D-dur, струнные. Это типичная для Чайковского тема любви. («Ромео и Джульетта».)

 

1 картина.  «Летний сад». 1 тема лёгкая, нейтральная. Тема гуляющих. Маленькие девочки, хор нянюшек, хор гувернанток, хор кормилец, хор мальчиков в B-dur.

Появление Германа. 3 ариозо, разные по характеру. Сначала речитативная сцена. В оркестре появляется тема будущего ариозо.

1 ариозо: «Я имени её не знаю…». 3-х частная форма. Середина: «Сравненья все перебирая…», и реприза. Опять речитатив.

2 ариозо: «Ты меня не знаешь! Нет, мне её не разлюбить!».

Хор гуляющих: «Наконец-то бог, послал нам…», F-dur. Речитатив.

3 ариозо: «Когда б отрадного сомненья…», e-moll.

Маленький дуэт Елецкого и Германа, g-moll.

Входит графиня с Лизой. Возникает тема Пиковой дамы. Герман узнаёт Лизу.

Квинтет: «Мне страшно!». (Лиза, Графиня, Томский, Елецкий, Герман.) fis-moll. Тема предчувствия. Томский: «Графиня! Позвольте вас поздравить…», fis-moll.

Сцена. Обращение Елецкого к Лизе. Сцена и баллада Томского: «Однажды в Версале…». Звучат вздохи из интродукции: «О боже!». Звучит секвенция Пиковой дамы.

Заключительная сцена. Гроза. Основная тональность h-moll. Крайне неустойчивая музыка. Развивается тема из баллады, хроматическая последовательность.

 

2 картина. В комнате Лизы. Даётся её полная характеристика. Развивается тема любви. Эта картина внутренне контрастная.

Дуэт Лизы и Полины. Стихи Жуковского. Фортепиано, флеёты и струнные: «Уж вечер… облаков померкнули края…».

Романс Полины. Стихи Батюшкова. Предчувствие судьбы Лизы. Интонационно этот романс связан с 6 картиной, где Лиза погибает. es-moll: «Подруги милые…». Куплетная, вариационная форма, и каждый куплет заканчивается более драматично. Как контраст звучит хор в народном стиле, плясовой в A-dur: «Ну-ка, светик Машенька…».

Ариозо гувернантки: «Барышням нашего круга надо приличие знать!».

Заключительная сцена. Тема в оркестре, у английского рожка – будущая тема арии Лизы. (Типичный приём для Чайковского.)

Ария Лизы.  2 больших раздела. 1 раздел c-moll, простая 3-х частная форма: «Откуда эти слёзы…». Середина в b-moll: «Вот как вы оправдались на яву…», более взволнованная. Реприза. 2 раздел восторженный, страстный: «О, слушай ночь…». Обрыв арии, прерванный оборот. Появляется Герман.

Сцена с Германом. Сначала речитативный раздел.

Ариозо Германа. Основано на теме любви. 1 раздел: «Если есть, красавица, в тебе…». В голосе речитативные фразы, а в оркестре развивается тема. 2 раздел – тема любви звучит уже в голосе: «Дай умереть тебя благословляя…» Дальше идёт ещё одно ариозо в fis-moll. Тема звучит сначала мрачно, трагично, а в конце, в постлюдии 2 картины звучит восторженно: «Прости небесное создание…». Приводит к патетической кульминации в C-dur, потом её обрыв. Входит графиня. В оркестре проходят секвенции Пиковой дамы. Востанавливается тема любви. Партия Лизы: «Сжальтесь, вы губите меня!». Звучит постлюдия: «Прости небесное создание…», восторженное звучание.

 

3 картина. Бал в доме богатого вельможи. Развивающая картина. Происходит распад темы любви. В сознании Германа одна цель подменяется другой. Тема трёх карт широко развивается, впервые после баллады Томского.

Много внимания уделяется пышной обстановке. Хоровые сцены обрамляют всю картину, D-dur. Резким контрастом является развитие драмы.

Антракт и хор в D-dur. Тема Моцарта, сонатная форма без разработки. Хор: «Радостно, весело…».

Сцена и ария князя Елецкого. Звучит благородная ария князя: «Я вас люблю…».

Развитие драмы Германа. Сумрачная тема, пунктирный ритм: «После представления ждите меня в зале…». Тема рока, секвенции Пиковой дамы, постоянно звучит тема трёх карт.

Интермедия: «Искренность пастушки» (стихи Карабанова). Несколько номеров. Сначала кадриль, D-dur. Стиль ранних венских классиков. На этой теме построен хор пастухов и пастушек. Сарабанда, D-dur.

Дуэт Прилепы и Миловзора: «Мой миленький дружок, любезный пастушок». Звучит тема любви.

Встреча царицы Екатерины. В конце картины гимн Екатерине: «Гром победы раздавайся». Музыка и стихи Козловского.

 

4 картина. С неё начинается кульминация. В спальне графини. Полный контраст 3 картине. Вся картина полна предельной психологической напряжённости – сцена сквозного развития. Огромная роль оркестра.

Оркестровое вступление в fis-moll, скрипки, низкие струнные на D органном пункте. Передаётся состояние напряжённости. Остинатная структура у альтов. Аккорд струнных с типичными для Чайковского двойными, тройными задержаниями. Всё это происходит из квинтета «Мне страшно!». Чайковский делает огромный по протяжённости органный пункт. Эта тема звучит на протяжении всего следующего речитатива: «Всё так, как она мне сказала…». Хор приживалок и горничных: «Благодетельница наша…», fis-moll. Создаётся впечатление назойливости, напряжённого ожидания.

Следующий раздел – сольный. Бас кларнет, фагот – лейттембры графини. Большую роль играет оркестр: «Ну, времена!» Речитатив на фоне пунктирного ритма фаготов. «А бывало: кто танцевал…», на фоне кларнета. «Да здравствует король Генрих IV!» - подлинная французская мелодия, g-moll.

Песенка Графини. h-moll, основана на музыке Гретри из оперы «Ричард Львиное Сердце». Пунктирный ритм придаёт цельность. Форма куплетная. Опять нисходящая фигура фагота.

Финальная сцена. У графини тема рока, увеличенный лад. У виолончели звучит тема трёх карт. Речитативный раздел. Сцена Германа: «Не пугайтесь!». Ответ в оркестре у фагота – перебои сердца: «Для чего вам беречь эту тайну…». Ответ – тема рока.

Ариозо Германа: «Если когда-нибудь знали вы чувство любви…», g-moll. В это ариозо вплетается роковая секвенция. Графиня умирает. Возвращается тема вступления к 4 картине. Входит Лиза. Диалог, в оркестре развитие. Завершается вся тема кульминацией темы трёх карт.

 

5 картина. Продолжение кульминации. В казарме. Полная тональная и гармоническая неустойчивость. Нет ариозных моментов. Речитативная партия Германа.

Комната Германа. 1 элемент  - хоральный церковный напев в es-moll. 2 элемент – бой барабана, труба (вдалеке). 3 элемент – тема страдания Германа, напоминает искажённую тему любви. Элементы чередуются. Читает письмо Лизы: «Я не верю…», тема у бас кларнета.

Последняя сцена. Начинается с темы рока. Опять возникает тема трёх карт. Звучность усиливается, появляется призрак Графини. Трансформируется тема трёх карт. Целотонная гамма. Монолог призрака: «Я пришла к тебе против воли…», тремоло на f.

 

6 картина.  Развязка трагедии. Поначалу не была в либретто. Основная тональность связана с роковыми: e-moll и fis-moll. Обрамляют всю картину оркестровое вступление и заключение. В начале, во вступлении – это e-moll, мрачного, маршеобразного характера. На этом фоне звучит речитатив Лизы, она ждёт Германа: «Уж полночь близится, а Германа всё нет…». Дальше ариозо Лизы, один из немногих, законченных номеров, a-moll. Меланхоличного, печального характера в начале и драматизирующееся к концу. В этом ариозо ярко проявляются национальные, русские черты. Похожа на русскую песню и форма куплетная, но второй куплет драматизируется. Начинается нисходящими фразами деревянных духовых, звучит бессильно: «Ах, истомилась я горем…». Второй куплет: «Жизнь мне лишь радость сулила…». Гроза изображается в виде тремоло, интонационно связана с романсом Полины: «Подруги милые…». Появляется Герман. Дуэт, светлого характера: «О да, миновали страдания…», A-dur, 9/8. Меняется характер музыки: «Но, милая, нельзя нам медлить…». Речитативное окончание дуэта. В басах появляется остинатная фигура, как в спальне у графини: «Там груды золота лежат…». Потом звучит целотонная гамма. Лиза бросается в реку. Постлюдия, звучит в увеличении, fis-moll, траурного характера.

 

7 картина.  Развязка всей трагедии, гибель Германа. Игорный дом. Всё та же ночь. Здесь есть аналогия с Бизе: среди массового веселья, трагедия личности.

Открывается картина радостным хором игроков. Имитационное вступление: «Будем пить и веселиться!». Начинают играть.

Они просят весельчака Томского спеть.

Песня Томского: «Если б милые девицы…», фривольного характера, F-dur, куплетная форма. Дальше ещё один хор игроков, начинают двое, подхватывает хор: «Так в ненастные дни…». Переменный размер: 2/4 –3/4.

Заключительный хор. Приходит Елецкий, появляется Герман. На фоне тремоло звучит интонация рока. Герман бледный как смерть, он решился играть. Перед каждой ставкой звучит тема рока. Он выиграл, – все изумлены. Звучит интонация из квинтета «Мне страшно!». Вторая ставка. Устанавливается пунктирный ритм. Опять выиграл. Перед третьей ставкой Герман поёт свою песню: «Что наша жизнь? Игра!». Продолжение игры. Опять проползает тема рока, плавно переходит в тему призрака, целотонная  гамма. Речитатив: Старуха!.. Ты! Ты здесь!».

Закалывается. Последняя его мысль – о Лизе. Просит прощения у князя. Звучит тема любви, сначала в оркестре, потом в голосе: «Ах, как я люблю…».

Хор: «Господь! Прости ему…» Заканчивается опера просветлённо. В высоком регистре проходит тема любви в Des-dur. (Как и в «Ромео и Джульетте».)

 

 

«Евгений Онегин»

1877 г. Закончил в Италии. Писал и в Москве. По роману в стихах Пушкина. Первая вершина оперного творчества. Чайковского упрекали в малой сценичности. Он назвал её лирической сценой. Из всего романа взял лирическую драму Татьяны и сосредоточился только на психологической стороне.

В опере 7 картин. В каждой картине есть своя лирическая кульминация. Чаще всего – это ариозо (Татьяны или Ленского).

Основная форма – сцена непрерывного развития. Есть и законченные номера, которые вплетаются в сцены: дуэты, ария (Ленского), хоры (в 1 картине).

Основная черта музыки – это особенная теплота, искренность. Одна из любимых опер мирового репертуара. Чайковский часто опирается на интонации русского романса с типичными оборотами 6.

Особенно психологична глубина характера Татьяны и Ленского – это родственные души. Поэтому их интонации очень близки: «Кто ты: мой ангел ли хранитель…». Татьяна: «Что день грядущий мне готовит…». Ленский: «Я отрок был тобой пленённый…». Серенада Ленского, ариозо Ленского (1 картина).

У Онегина интонации не связанны с романсовыми истоками, ассоциируются часто с менуэтами. Есть в опере лейтмотивы: лейтмотив девичьих грёз, мечтаний  Татьяны, лейтмотив любви. Их развитие в опере, так же как и интонационное, симфонизируют оперу. При этом образуется стройная форма, напоминающая сонатную. Они развиваются в 1, 2 картинах. В 3, 4, 5 картинах их нет, и в последний раз тема любви возвращается в 6 картине, а тема девичьих грёз возвращается в 7 картине: «Как будто снова девочкой я стала».

Есть ариозо Ленского: «Я люблю вас…» Звучит в 1 картине. Дальше, в 4 картине оно трансформируется: «В вашем доме…». А в 5 картине оно мелькает во время дуэли.

Есть в лирических сценах темы, которые возникая, приводят к кульминации в конце картины. 5 картина – это тема арии Ленского, звучит мрачно, трагично в d-moll. Тема любви достигает своей кульминации в конце 2 картины. Тема  «Кто ты: мой ангел ли хранитель…» – 2 картина в конце сцены письма. Звучит громогласно.

Большую роль играют жанровые элементы: рисование быта того времени является фоном для развития – дуэт Татьяны и Ольги, два хора крестьян.

В 4 картине большую роль играет мазурка, включающаяся в развитие драмы. Во время ссоры она изменяется, звучит в тональности Ленского – e-moll, и в ней изменённые интонации. Куплеты Трике, вальс. Большую роль играет вальс – характеристика Татьяны.

В опере очень велика роль оркестра, фактура очень мелодизирована, певучая. Часто оркестровая партия досказывает музыкальную мысль или ведёт музыкальный диалог. Есть вступления и постлюдии, которые развивают главный тематизм, в них часто бывают кульминации. Вступление иногда контрастно самой картине. (В 4 картине вступление раскрывает внутреннее состояние Татьяны, а сама картина посвящена балу.)

 

1 картина. Вступление, полностью посвящено Татьяне. Простая 3-х частная форма.

Дуэт Татьяны и Ольги: «Слыхали ль вы …». В развитие дуэта вплетаются интонации Татьяны: «Тогда свирели звук унылый и простой…». Присоединяются няня и Ларина. Заключительная часть: «Привычка свыше нам дана…». 

Хор и пляска крестьян: «Болят мои скоры ноженьки со походушки…», Es-dur. Начинает запевала, потом подхватывает хор. Хор – глинкинские вариации. 2 хор контрастный, основан на подлинной народной теме: «Уж как по мосту, мосточку…», B-dur.

Сцена и ария Ольги. Здесь даётся её полная характеристика: «Как я люблю под звуки…». Ария: «Я не способна к грусти томной…», Es-dur.

Следующая сцена – появляется Ларина и няня. Звучит тема няни в бытовом, народном духе, C-dur.

Сцена и квартет. Квартет – это завязка драмы, C-dur. Начинает Онегин: «Скажи, которая Татьяна?».

Сцена и ариозо Ленского: «Как счастлив, как счастлив я…», E-dur. Появляются Татьяна с Ольгой: «Скажите мне, я думаю, бывает вам прескучно здесь…». Татьяна отвечает: «Я читаю много…». Опять появляются Ленский и Ольга: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга!». Середина: «Я отрок, был тобой пленённый…».

Завершается картина темой Татьяны, той, которая звучала в  середине вступления.

 

2 картина. Центральный характер Татьяны. Начинается с оркестрового вступления. Чайковский рисует глубокие переживания, даже вздохи Татьяны. Напряжённое, главная роль у струнных. Речитатив у виолончели. Здесь звучит тема девичьих мечтаний.

Сцена с няней. В ней тема няни близка народным темам. Рассказ няни о себе: «В наши лета…». Новая тема – тема любви – напряжённая, с тремоло струнных: «Ах, няня, няня…» В этой картине она сильно разовьётся. (Симфоническое, напряжённое развитие.)

Центральная сцена – сцена письма – контрастная. Несколько разделов, начинается с темы любви в оркестре, E-dur.

1 раздел. Des-dur: «Пускай погибну я…». Восторженный, приподнятый. Перед каждым разделом – речитатив, фрагмент на теме мечтаний.

2 раздел. d-moll, 3-х частная форма. Татьяна пишет. Основная тема у оркестра: гобой, аккомпанемент струнных и арпеджиато арфы. Диалог с няней. Мелодии у Татьяны: «Я к вам пишу, чего же более?» - с романсовыми интонациями. Средний раздел: «О да, клялась я сохранить…», в оркестре вздохи, напоминающие вступление. Реприза – тема гобоя: «Зачем, зачем вы посетили нас?».

3 раздел. C-dur, контрастный раздел – взволнованный и тревожный: «Нет, никому на свете…». Триоли, тоже 3-х частная форма. Средняя часть, Ges-dur, затаённая: «Ты в сновиденьях мне являлся…». Связана с интонациями Ленского и Татьяны. Реприза, C-dur: «Неправда ль…».

4 раздел. Основная тема – тема середины из 3 раздела – сначала в орк