Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Брамс – крупнейший композитор 2-й половины 19-го века, который жил в то же время, что и Вагнер, Лист, и был их антиподом. Очень своеобразный композитор. Отрицал крайности романтизма (надрыв, преувеличение). Брамс искал и находил опору в классических традициях, которые сыграли огромную роль в его творчестве. Это придаёт объективность его творчеству. Все романтические переживания заключены в классическую форму. Он воскресил баховские формы и жанры (например, «Пассакалия»). У Брамса есть органные прелюдия и фуга, фуга, хоральные прелюдии. Он был величайшим симфонистом – у него 4 симфонии, 2 увертюры. Симфония у него не программная. Он отрицал программность. В связи с этим Брамс не любил Листа и Вагнера.

            Бюлов назвал 1-ю симфонию Брамса 10-й симфонией Бетховена. Великой ценностью Брамс считал народный фольклор. Он обрабатывал народные песни. «Народная песня – мой идеал» (И. Брамс). Обрабатывал немецкие народные песни. Писал бытовые немецкие народные песни и танцы: «Бытовые пьесы в 4 руки», «Венгерские танцы». Традиции бытового музицирования Брамс воспринял от Шуберта. Интересовался и славянским, и венгерским фольклором. Шуберт, Шуман и Мендельсон – любимые композиторы Брамса. Он очень ценил Дворжака, Грига, Бизе. У Брамса есть вокальная лирика. Она у него мягкая, задушевная, где он развивает традиции Шуберта. Много работал в фортепианной музыке (здесь он близок Шуману).

            Основные произведения: 2 фортепианных концерта, 1 скрипичный концерт (D-dur), двойной концерт для скрипки и виолончели, 3 скрипичных сонаты, 2 виолончельных сонаты, 2 сонаты для кларнета; камерные ансамбли разного состава (классическая традиция): 3 струнных квартета, фортепианные квартеты и фортепианный квинтет, фортепианные трио, трио с валторной, кларнетовый квинтет (не 5 кларнетов).

            Произведения для фортепиано: 3 сонаты, вариации на темы Генделя, Шумана, Паганини, разные пьесы, 1 скерцо, этюды по пьесам Баха, Вебера, Шуберта, Шопена.

            Вокальные произведения: около 200 песен и романсов, вокальные ансамбли для бытового музицирования, хоры «Акапелла» и с сопровождением оркестра.

Жизненный путь

            Родился в Гамбурге. Отец – городской музыкант. Брамс учился по фортепиано у многих (в том числе и у Марксена). Марксен привил Брамсу любовь к классике. С детства Брамс был трудолюбив. Он быстро овладел фортепиано. Играл свои произведения и классику. Детство прошло в трудных условиях. Приходилось зарабатывать, играя в театре, в ресторанах. Это было бытовое музицирование.

            В 1849 году Брамс подружился с венгерским скрипачом Эде Ременьи. В 1853 году Брамс отправился вместе с Ременьи в качестве его концертмейстера по Европе. В репертуаре Ременьи были венгерские народные песни и танцы. К этому году Брамс написал Скерцо, камерные  ансамбли, сонату, песни. Вместе они поехали в Веймар, где встретили Листа.

            В 1853 году через своего друга-скрипача – Иоахима - Брамс познакомился с Шуманом в Дюссельдорфе. Шуман с восторгом воспринял Брамса и написал о нем свою последнюю статью «Новые пути», благодаря которой Брамс стал известен.

            Брамс подружился с Кларой Вик. Брамс, Клара Вик, Иоахим и др. организовали группу поддержки классики, выступали против программности. Брамс написал свою единственную в жизни статью, где выступал против программности.

            Во 2-й половине 50-х годов – концертные поездки Брамса как пианиста. Играл с оркестром Гевандхауза. Выступал с Кларой Вик и Иоахимом.

            1858-1859 гг. Руководство придворной хоровой капеллой в Детмольде (Германия). Дирижировал произведения Палестрины, Орландо Лассо, Генделя, Баха. Писал «Мойры». Хоровая музыка очень важна в творчестве Брамса. Позже он написал немецкий реквием.

С 60-х годов Брамс жил в Вене, но не постоянно (выезжал в Гамбург, Баден-Баден, Цюрих и др.). С конца 60-х годов поселился в Вене. Опять руководит хоровой капеллой (венской). Крупный дирижер. Исполнял Генделя, «Страсти по Матфею» Баха, «Реквием» Моцарта.

            1872-1875 гг. Брамс был во главе общества любителей музыки и дирижировал симфонические концерты. Но потом решил углубиться в творчество. Годы рассвета – 70-80 гг.:

            4 симфонии, скрипичный и 2-й фортепианный концерты, 2 фортепианных трио (2-е и 3-е), 3 струнных квартета, песни и хоры, вокальные ансамбли, много бытовой музыки для домашнего музицирования – «Песни любви», венгерские танцы, вальсы, оркестровые серенады, фортепианные квинтеты, струнные квартеты.

            В последние годы своей жизни Брамс дружил с Дворжаком. Стал членом академии искусств в Берлине, доктор музыки Кембриджского и Бреславльского университетов. В конце жизни писал мало: пьесы для фортепиано – «Интермеццо», квинтет кларнетов, сборник из 49 немецких народных песен. В 1897 году Брамс умер.

 

4-я симфония (e-moll)

Лирико-драматический симфонический четырехчастный цикл.          I ч. начинается мягко, задушевно. 1-я тема мягкая, песенная. Заканчивается симфония трагическим финалом.

            I ч. e-moll. Сонатное аллегро. В этой части предопределен весь цикл (кода 1-й части).

            Г.П. Звучит драматически в аккордовой фактуре, с канонической интонацией.

            II ч. Типична для Брамса. Лирика. Серьезная. Есть отголоски пейзажности. E-dur. Сонатное аллегро.

            III ч. Контрастна 1-й и 2-й части. Праздничная. Похожа на скерцо. C-dur.

            IV ч. e-moll. Трагический финал. Это – пассакалия. 32 вариации на одну тему. Символизирует смерть. Форма вариационная.

I часть.

Г.П. В традициях Шуберта. Песенная. Звучит у скрипок. Мелодия и аккомпанемент. На этой теме построена С.П.

В конце С.П. перед П.П. появляется волевой фанфарный мотив. Fis-dur. Он играет большую роль в развитии. После него сразу идет П.П.

П.П. Лирическая. У виолончелей. H-moll.

З.П. Несколько элементов тем. 1-я мягкая в H-dur. 2-я тема связана с фанфарным мотивом. Героическая. 3-я тема – постепенное растворение.

 

Разработка

            Начинается с Г.П. в основной тональности. Это придает 1-й части черты повествовательности, балладности.

            В разработке 2 раздела.

            1-й раздел. Вычленение. Из темы вычленены мотивы, затрагиваются далекие тональности.

            2-й раздел. Развивается фанфарный мотив и 2-й элемент Г.П.

 

 

Реприза

            Начинается с Г.П. в увеличении. Со 2-й фразы Г.П. звучит как в экспозиции. П.П. и фанфарный мотив звучат уже в e-moll.

Кода

            Тема Г.П. сильно изменяется. Проходит канонически и в аккордах.

II часть

            E-dur. Сонатная форма с вступлением. Вступление – валторны. Мелодический E-dur.

            Г.П. Мелодический E-dur.

            П.П. Светлая лирическая тема у скрипок. H-dur. Пейзажная.

Разработка

            Основной метод развития в разработке вариационный. Есть кода.

III часть

            Сонатная форма.

            Г.П. C-dur. Мелькание разных элементов.

            П.П. Более певучая. G-dur.

Разработка

            Есть новая тема в Des-dur (называется «эпизод в разработке»). Далее разрабатываются элементы тем экспозиции.

Реприза

            Основная тональность.

IV часть

            Финал большой, трагический. Начинается хоральной мелодией. Звучит грозно. Весь вариационный цикл делится на 3 части (группы вариаций).

            1-я группа – до 12 вариации.

            2-я группа – 2 вариации. 1-я вариация. В начале соло флейты. Лирическая тема. Что-то типа арии ламенто. 2-я вариация. E-dur.

            3-я группа. E-moll.