АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
Творчество, опера "Князь Игорь"
Композитор из «Могучей кучки». Выделялся своей гармоничностью, цельностью. Он обладал почти универсальной одарённостью. Это крупнейший учёный, химик мирового масштаба, с открытиями. Гениальный композитор. Также был одарён литературно, писал тексты романсов, очерки о Листе. Был дирижёром и общественным деятелем. Преподавал в академии.
Музыки написал немного: около 20 произведений, но каждое из них весомо. Опера, 3 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», фортепианный квинтет, 2 квартета, маленькая сюита для фортепиано, 18 романсов, оперетта «Богатыри».
Бородин продолжил традиции Глинки: стал автором эпической оперы «Князь Игорь», родоначальником эпической, классической симфонии и, даже романса. («Песня тёмного леса», «Спящая княжна» и др.)
Эпические черты творчества – это особое внимание к старине, к богатырским образам. Ему свойственна монументальность, масштабность. От Глинки идёт область ориентализма, образы Востока. Есть у Бородина и комедийные страницы: Скула и Ерошка. (Из «Князя Игоря»)
Друзья по «Могучей кучке» называли его классиком - он привержен к классическим традициям.
Новаторские черты проявляются в средствах музыкальной выразительности: мелодии (пентатонные интонации), свойственные народным былинным песням. Использует претворения плача: плач Ярославны. Гармония у Бородина необычная: начало 4 части 2 симфонии. Очень характерны для него длительные органные пункты, целые пласты органных пунктов. (Разработка 1 части 2 симфонии).
Жизненный и творческий путь
Родился в 1833 году, был побочным сыном князя Гедеонова, мать – дочь солдата. Князь влиял на обучение талантливого сына. Играл на фортепиано, флейте. Писать музыку стал рано. Первые произведения: концерт для флейты, трио для 2-х скрипок и виолончели, полька «Элен».
1850 – 1856гг.
Учёба в медико-хирургической академии Петербурга. Любимый ученик выдающегося химика Зинина. Также интересовался литературой, философией. Знал Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Участвовал в любительских квартетах (играл на виолончели). Писал фуги, песни в народном духе. Окончил академию. Прошёл врачебную стажировку, начал исследования в области органической химии. Защитил докторскую диссертацию.
1859 – 1862гг.
Научная командировка в Германию, Италию, Францию. Сочинил инструментальные ансамбли, и лучший из них – фортепианный квинтет. В этой командировке познакомился с Протопоповой – пианисткой из Москвы. Стала его женой. Привила любовь к Шуману и Шопену.
1862 – 1869гг.
Период до «Князя Игоря». Работа над 1 симфонией. В 62 году вернулся в Россию, стал профессором медико-хирургической академии. Познакомился с Балакиревым, и вошёл в кружок «Могучей кучки». Под руководством Балакирева писал симфонию. 1-ое исполнение было в 69 году. Дирижировал Балакирев. Имела успех. В конце периода возникли первые романсы, оперетта «Богатыри».
1869 – 1876гг.
Время написания 2 симфонии и «Князя Игоря». (Идею подсказал Стасов.) Оперу не закончил. В 76 году закончил 2 симфонию. В 72 году Бородин отвлекся на создание (совместно с другими композиторами) оперы «Млада», по заказу театра. Бородину досталось 4 действие. Но оперу не закончили.
Бородин продолжал бурную научную деятельность. Преподавал там. Принимал участие в издании журнала «Знание». Писал научные труды.
Быт Бородина был не устроен: болела жена. Музыку писал урывками.
Конец 70-х и до 87 года
Написал свои лучшие струнные квартеты (1 и 2), симфоническую картину «В Средней Азии», несколько романсов.
В 80-е писал мало: 3 незаконченных симфоний, маленькая сюита для фортепиано. Меньше стал заниматься наукой. Переживал по поводу закрытия женских курсов.
Но в это время растет его европейская известность, исполняются его симфонии. Особенно ценил Бородина Лист. Бородин 3 раза был в Веймаре. О встречах с Листом, Бородин написал очерки. В 85–86гг. ездил в Бельгию на исполнение симфонии. (Имел большой успех.) В конце жизни общался с Лядовым, Глазуновым.
В 1887 году внезапно умер. (Весь день был здоров, потом внезапно упал и умер.)
Римский-Корсаков и Глазунов полностью дописали «Князя Игоря», подготовили к печати 2 симфонию, 2 квартет, романсы. Глазунов дописал 3 симфонию и оркестровал. А опера впервые была поставлена в 90-е, и прошла с большим успехом.
опера «Князь Игорь»
69 год – начало работы, но не закончил. Глазунов по памяти написал увертюру и 3 действие.
Бородин начал писать оперу по совету Стасова. Либретто писал сам.
В опере присутствуют восточные элементы. Не всё «Слово о полку Игоря» вошло в оперу: нет битвы, речи князя Киевского.
Жанр: эпическая русская опера. Развитие эпической стороны Руслана. Эпичность – это контрасты противоположные разным героям: русская и восточная сферы. Обобщённость характера героев. Ария Князя Игоря (2д.), ария Кончака (2д.). Есть сцены непрерывного развития. Сцена Ярославны и Галицкого (1д.).
Основные конфликты решены как контрастные картины. Эти контрасты воплощены в действия. Они построены очень симметрично: 1-4д. – русская сфера, а 2-3д. – половецкая. Стройность придают хоровые сцены. Есть хоры бытового характера, которые претворяют черты русских народных песен: хоры девушек. Есть элементы плача. Речевая интонация (скороговорка). Хор поселян имеет черты протяжной лирической песни. Есть темы былинного, богатырского характера (в прологе). Нет ни одной цитаты.
У Ярославны и Игоря общие интонации, связанные с элементами пентатонного лада. Есть общая тема, она звучит в средней части арии князя Игоря: «Ты одна, голубка…». И у Ярославны в плаче: «Я кукушкой перелётной…». Это говорит об их близости.
Есть и юмористические моменты: Скула и Ерошка (трусливые гудошники).
В опере 4 действия и пролог. Пролог – большая хоровая сцена. Оркестровое вступление C-dur. Потом идет хор «Слава»: «Солнцу красному слава…» 2 тема: «Туру ли ярому…» 3 тема: «С Дона великого…» E – dur. Женский хор. Дальше - большая сцена. В начале звучит богатая архаичная тема. Внутри интродукции солнечное затмение и прощание с князьями.
Солнечное затмение – здесь Бородин использует традиции Руслана. (Сцена похищения Людмилы.) Слова речитативные: «Что это значит? Глядите: меркнет Солнца свет». Атмосфера фантастическая. Все говорят о том, что ненужно идти в поход.
Ариозо Игоря.«Нам божье знаменье от Бога…» В этом маленьком ариозо заложены интонации Игоря с Ярославной.
Дальше небольшая комическая сценка: трусливые ратники, гудошники Скула и Ерошка. «Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдём…»
Сцена прощания княгинь с князьями. Спускающаяся вниз тема.
Ответ Галицкого: «Изволь, услуга за услугу…» Интонации простые, прямолинейные. Эти интонации предвосхищают будущую песню Галицкого.
Ярославна и княгини уходят.
Реприза: тема оркестрового вступления и возвращение всех хоровых тем. Они соединяются вместе.
1-е действие. 2 картины. 1 картина – гуляние в тереме Галицкого, 2 – у Ярославны.
Уже 1 картина построена очень концентрично: ABCDEBA.
Песня Скулы G – dur. «То не речка всколыхалась…» Эта же тема подхватывается хором и оркестром. Варьированные куплеты. Скула: «Красна девица взмолилась…» В центре песня Галицкого. (Она напоминает песню Варлаама из «Бориса Годунова»). «Только б мне дождаться чести». Средняя часть: «К ночи б в терем мне загоняли…»
Хор девушек. Сначала звучит вступление. Построено на интонациях причета. «Ой, лихонько! Ой, горюшко!..» Ответ Галицкого: «Эй вы бабы чего там взвыли?»
Княжья песня. Запевают гудошники. Сначала Скула, потом Ерошка. G – dur, e – moll. «Что у князя Володимира Ярославича…»
Репризность: 1 песня Скулы и Ерошки.
2 картина. Контрастна первой. Эти контрасты свойственны эпической опере.
Вступление a – moll. «Немало времени прошло с тех пор…» Речитатив.
Ариозостройное, 3-х частная форма. «Ах, где ты, где ты прежняя пора…» f – moll. Середина имеет колыбельные оттенки: «Мне часто снится лада мой…» cis – moll.
Дальше точная реприза.
Сцена Ярославны с девушками. 1 хор. 1 тема «Мы к тебе, княгиня…» На терцовом органном пункте. 2 тема хора «Но не ночью нагрянул наш обидчик…» gis – moll.
2 хор. Построен на скороговорке. «Ты помилуй нас…»
Сцена Ярославны с Владимиром. Единая сцена. Построена на контрастах музыкальных характеров. У Владимира интонации грубые, прямолинейные, а у Ярославны лирические, трепетные, но потом сердитые интонации.
Финал 1 действия. Романтический. Приход бояр и сцена пожара.
1 хор бояр. «Мужайся княгини…» es – moll. Эта тема берёт своё начало из 3 хора пролога: «С Дона великого». Суровая тема в басах.
2 хор бояр. В ответ на возгласы Ярославны. Более торжественный, героический. «Нам, княгиня, не впервые…» Es – dur. Интонации схожи с игоревскими оборотами, пентатонные. Возникает репризность, обрамление.
В конце, в движении возникают аккорды «затмения». Ещё одна репризность.
2-е действие.В половецком стане. Восточный колорит. Опять есть обрамление внутри действия. В центре – большая ария князя Игоря, а в начале и в конце действия – восточный колорит. Сама ария князя написана в форме, близкой к концентрической (с обрамлением). Получается стройность в форме.
Хор половецких девушек. Хроматика, капризный, разнообразный ритм, переменный лад. 1-й хор половецких девушек томного характера. F-dur-d-moll. Начинает девушка: «На безводье днем на солнце вянет цветик». Черты импровизационности. Сонатная форма без разработки.
2-я тема (как П.П.) у хора: «Сядет солнце, ночь настанет». F-dur в начале. Рефрен заканчивает П.П. в репризе в d-moll у хора.
Пляска половецких девушек. Характерно звучание органного пункта как имитация звучания восточных инструментов. F-dur.
Каватина Кончаковны.Начинается с речитатива: «Меркнет свет земной». Es-moll. Крайняя неустойчивость. Es-moll появляется не сразу (основная тональность).
Каватина. «Ночь, спускайся скорей». Хроматика, обилие синкоп. 3-х частная форма.
Речитатив и каватина Владимира.Он здесь представлен как лирический герой – «Медленно день угасал». Он тоже ждет свидания с Кончаковной. Лирический речитатив.
Каватина. «Где ты, где, отзовись на зов любви». As-dur.
Ария князя Игоря.Центральная характеристика героя. Очень разнообразная. Здесь он показан как воин, человек совестливый, переживающий поражение и как любящий муж.
Ария в строгой форме, близкой к концентрической. Сложная 3-х частная форма, в которой общая реприза начинается с середины и всю арию обрамляет оркестровое вступление с напевным речитативом.
Строение арии
Вступление Речитатив 1-я часть арии Средняя часть Реприза Вступ. Реч.
ABA C BA
Оркестровое вступление суровое. «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
1-я часть.
А – «И бранной славы пир веселый, и бранной славы горестный конец». Des-dur. Игоревские интонации.
В – «Погибло все – и честь моя, и слава». B-moll.
Реприза (А) – «О дайте, дайте мне свободу».
Средняя часть.
Лирическая часть. Обращение к Ярославне – «Ты одна, голубка, лада» (С). Тоже присутствуют игоревские интонации. Тема очень важна, т.к. вся она будет звучать в плаче Ярославны в 4-м действии, но там она будет в D-dur.
Общая реприза.
В – «Ужели день за днем влачить в плену бесплодно». Далее А – «О дайте, дайте мне свободу». Далее оркестровое вступление и речитатив – «Ни сна, ни отдыха. Мне ночь не шлет надежды на спасение».
Кода (маленькая).
«Ох, тяжко, тяжко мне». B-moll.
Ария Кончака. Еще один яркий контраст. Показывает его (Кончака) дикость, его отчаянную смелость, хитрость, и даже благородство. Начинается с речитатива диковатого звучания – «Здоров ли, князь».
1-й раздел. Основан на любимом Бородиным ритмом скачки: «Ты ранен в битве при Каяле» – тема переходит из оркестра в голос.
Речитатив. «Сознайся, разве пленники так живут?».
2-й раздел. B-dur. В оркестре имитация звучания восточных инструментов. «О нет, нет, князь, ты здесь не пленник». Середина – «Хочешь, возьми коня любого, возьми любой шатер». Реприза 2-го раздела – «Да, князь, все хану здесь подвластно».
3-й раздел – «Хочешь пленницу с моря дальнего». Музыка более томная, с хроматизмами.
Оркестровое заключение на теме 2-го раздела.
Финал. Вокально-симфоническая сюита «Половецкие песни и пляски».
Начинается с оркестрового вступления. Хроматизмы, ориентальный колорит.
1-й раздел – песня и пляска девушек (не половецких девушек, а пленниц) – «Улетай на крыльях ветра».
2-й раздел – дикая пляска половецких мужчин. F-dur. Синкопы. Квинтовое звучание (подражание восточным инструментам).
3-й раздел – общая пляска с хором: «Пойте песни славы хану». На фоне хора звучит голос хана: «Видишь ли, пленниц ты с моря дальнего» на теме 3-го раздела арии.
4-й раздел – пляска мальчиков.
Реприза начинается с 1-го раздела – «Улетай на крыльях ветра». Все темы проходят в измененном виде.
3-е действие.
4-е действие. Опять в Путивле.
Плач Ярославны. Здесь дана полная характеристика Ярославны с помощью народного жанра плача, причета. Рондообразная форма. H-moll. Рефрен – тема плача. Она звучит сначала в оркестре, а потом в голосе («Ах, плачу я») с перекличкой в оркестре.
1-й эпизод – тема Игоря и Ярославны. Это – тема средней части арии Игоря («Ты одна, голубка, лада»). Там эта тема звучала в Des-dur, а здесь в D-dur - «Я кукушкой перелетной полечу к реке Дунаю».
Рефрен. Опять тема плача в оркестре.
2-й эпизод – «Ох ты ветер, ветер буйный». Обращение к силам природы. В духе народных песен. В оркестре – тремоло струнных, которое изображает дуновение ветра.
Рефрен в голосе – «Ах, плачу я».
3-й эпизод. Обращение к Днепру – «Гой ты, Днепр мой широкий». Fis-moll. Разложенный аккомпанемент, ощущение простора, вольная тема.
Рефрен в голосе.
В конце повторяются темы 1-го и 2-го эпизодов. Сначала тема 2-го эпизода, потом 1-го.
Обрамляется все темой плача.
Хор поселян. Плач Ярославны и хор поселян связаны нотой fis (она тянется). Хор в духе народной песни – «Ох, не буйный ветер завывал». Начинается a capella. Типичная народная полифония. Форма куплетно-вариационная. В конце добавляется оркестр, но очень мало (отдельные инструменты).
«Богатырская симфония»
2-я симфония. Бородин написал 3 симфонии. Третью не закончил. Также он написал симфоническую партиту «В средней Азии» для оркестра. Бородин - создатель русской классической эпической симфонии, а Чайковский - создатель лирико-драматической симфонии.
2 симфония — образец эпической симфонии. Она создавалась с 1869 по 1876 гг. Это - время создания «Князя Игоря». Они близки по богатырскому характеру музыки и по интонациям. Стасов назвал симфонию богатырской, Мусоргский – героической, славянской. В ней 4 части. Стасов дал толкование каждой части:
I - собрание русских богатырей
II - богатырские состязания, игры
III - эпическая песня Баяна
IV - богатырский пир, праздник
Эпический характер симфонии проявляется в общей объективности содержания, уравновешенности, в отсутствии драматических конфликтов. Недаром экспозиционность преобладает над разработочностью (в сонатных формах). Эпический жанр предполагает не конфликты, а контрасты - яркие сопоставления красочных картин. Здесь это проявляется на разных уровнях: на уровне всей симфонии - каждая часть самостоятельна и контрастна окружающим. Каждая часть в своей тональности: I – h-moll, II (Скерцо) – F-dur. Бородин переставляет местами медленную часть и скерцо - сначала скерцо, потом медленная часть для усиления контраста. Форма сложная 3-х частная (II ч.), где крайние части - сонатная форма без разработки. Такая форма характерна для Бородина. III ч. – Des-dur (сонатная форма), IV (Финал, пир) - H-dur. Праздничный характер, сонатная форма.
Есть контрасты русских и восточных тем. Восточная тема - средняя часть Скерцо. Напоминает половецкие песни из «Игоря».
Есть контрасты и внутри частей.
I ч. Уже в пределах г.п. возникает контраст 2-х элементов: 1 -
архаическая тема, 2 - плясового характера. Даже темповый контраст. В I ч.
контраст г.п. и п.п. (П.п. в более сдержанном темпе).
II ч. Яркий контраст между крайними и средней частями.
III ч. Контраст между г.п. и п.п. Г.п. - эпическая, п.п. - лирическая.
IV ч. Яркий контраст - тема архаического звучания, начинающая
разработку.
Но при этих контрастах симфония цельная - общий характер, общие
интонации между частями, связанные с пентатонными элементами.
Между I и II частями Бородин дает общий аккорд – D9 (h-moll) – D7 (F-
dur).
I ч. Сонатная форма. h-moll.
Г.п. - 2 контрастных элемента.
1-й - архаический. Богатырские унисоны всего оркестра (tutti).
2-й - плясового характера. Они чередуются.
С.п. - игоревские интонации (терция и секунда).
П.п. - похожа на русскую народную песню. D-dur (классическое сопоставление тональностей). Тоже есть игоревские интонации.
З.п. - соединяет г.п. и п.п. В верхнем голосе интонации п.п.
РАЗРАБОТКА. Уравновешенная. Имеет элементы 3-х частности. Крайние разделы - эпизоды скачки, а средняя часть - п.п. в Des-dur на доминантовом органном пункте.
1-й эпизод. Ритм скачки. В басу тема, в которой интонации г.п. и п.п. (начинается с г.п., потом п.п). B-dur.
Средний раздел разработки. 2-й элемент г.п. и устанавливается Des-dur. Des-dur - важная тональность в симфонии. Доминантовый органный пункт (As). Проходит п.п. в Des-dur.
3-й раздел разработки - опять ритм скачки.
РЕПРИЗА. 1-й элемент г.п. звучит еще более грандиозно, т.к. звучит в увеличении (четвертями вместо восьмых).
2-й элемент – C-dur. Г.п. сокращена.
Контраст между г.п. и п.п. усилен. П.п. звучит более нежно, чем в экспозиции (в высоком регистре). Есть з.п.
КОДА. Основана на 1 элементе г.п. Сначала таинственное звучание с хроматизмами, а в конце 1-й элемент г.п. звучит в двойном увеличении (половинками).
II ч. Скерцо. F-dur. Между I и II частями есть связующие аккорды. Особенности II ч. - форма и четырехдольность, т.к. Скерцо обычно трехдольное. Увесистое богатырское скерцо.
Г.п. F-dur. Русское звучание.
П.п. Напоминает восточное звучание. Des-dur. На доминантовом органном пункте с синкопами.
Разработки нет.
Средняя часть. Контраст между крайними и средней частями. В средней части темп медленный, fis-moll. Восточный характер. Эта тема интонационно связана с п.п. I ч., но та была русская тема, а эта - восточная. Гармония хроматизированна. Органный пункт в басу.
РЕПРИЗА (как 3 часть). Опять сонатная форма без разработки.
Г.п. - F-dur.
П.п. - Des-dur.
КОДА. Опять повторяется измененная п.п.
III ч. Des-dur. Сонатная форма. Имитация звучания гуслей. Основная тема - соло валторны. Опять есть игоревские интонации.
П.п. - более напряженная, экспрессивная. Начинается в e-moll, далее модулируется. Тема более лирическая. На фоне перекличка деревянных духовых.
РАЗРАБОТКА. Темп скачки. Стаккато. Перед репризой проходит тема п.п.
РЕПРИЗА. Звучит более пышно, у всего оркестра. Громкое бряцанье струн.
П.п.
КОДА. В коде, как и в I ч. элемент г.п. проходит в увеличении.
IV ч. Праздничная. Сонатная форма. .
Вступление. H-dur.
Г.п. - народный стиль. H-dur. Переменный размер, пентатонные интонации.2/4 + 3/4 (это не формула, а размер).
П.п. - более протяжная, лирическая, с секундами в басах (имитация гудка (инструмент такой)) - гудошные интонации. В развитии п.п. и далее будет имитация звучания гуслей и балалаек.
РАЗРАБОТКА. В начале архаическая, медленная тема, напоминает г.п. 1-й ч. Напоминает вступление к прологу «Князя Игоря».
В конце разработки в C-dur звучит тема п.п. как кульминация. Потом вступление, г.п. и п.п.
Весь финал обрамляет тема вступления.