Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

Творчество, опера "Князь Игорь"

 

Композитор из «Могучей кучки». Выделялся своей гармоничностью, цельностью. Он обладал почти универсальной одарённостью. Это крупнейший учёный, химик мирового масштаба, с открытиями. Гениальный композитор. Также был одарён литературно, писал тексты романсов, очерки о Листе. Был дирижёром и общественным деятелем. Преподавал в академии.

Музыки написал немного: около 20 произведений, но каждое из них весомо. Опера, 3 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», фортепианный квинтет, 2 квартета, маленькая сюита для фортепиано, 18 романсов, оперетта «Богатыри».

Бородин продолжил традиции Глинки: стал автором эпической оперы «Князь Игорь», родоначальником эпической, классической симфонии  и, даже романса. («Песня тёмного леса», «Спящая  княжна» и др.)

Эпические черты творчества – это особое внимание к старине, к богатырским образам. Ему свойственна монументальность, масштабность. От Глинки идёт область ориентализма, образы Востока. Есть у Бородина и комедийные страницы: Скула и Ерошка. (Из «Князя Игоря»)

Друзья  по «Могучей кучке» называли его классиком - он привержен к классическим традициям.

Новаторские черты проявляются в средствах музыкальной выразительности: мелодии (пентатонные интонации), свойственные народным былинным песням. Использует претворения плача: плач Ярославны. Гармония у Бородина необычная: начало 4 части 2 симфонии. Очень характерны для него длительные органные пункты, целые пласты органных пунктов. (Разработка 1 части 2 симфонии).  

 

Жизненный и творческий путь

Родился в 1833 году, был побочным сыном князя Гедеонова, мать – дочь солдата. Князь влиял на обучение талантливого сына. Играл на фортепиано, флейте. Писать музыку стал рано. Первые произведения: концерт для флейты, трио для 2-х скрипок и виолончели, полька «Элен».

 

1850 – 1856гг.

Учёба в медико-хирургической академии Петербурга. Любимый ученик выдающегося химика Зинина. Также интересовался литературой, философией. Знал Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Участвовал в любительских квартетах (играл на виолончели). Писал фуги, песни в народном духе. Окончил академию. Прошёл врачебную стажировку, начал исследования в области органической химии. Защитил докторскую диссертацию.

 

1859 – 1862гг.

Научная командировка в Германию, Италию, Францию. Сочинил инструментальные ансамбли, и лучший из них – фортепианный квинтет. В этой командировке познакомился с Протопоповой – пианисткой из Москвы. Стала его женой. Привила любовь к Шуману и Шопену.

 

1862 – 1869гг.

Период до «Князя Игоря».  Работа над 1 симфонией. В 62 году вернулся в Россию, стал профессором медико-хирургической академии. Познакомился с Балакиревым, и вошёл в кружок «Могучей кучки». Под руководством Балакирева писал симфонию. 1-ое исполнение было в 69 году. Дирижировал Балакирев. Имела успех. В конце периода возникли первые романсы, оперетта «Богатыри».

 

1869 – 1876гг.

Время написания 2 симфонии и «Князя Игоря». (Идею подсказал Стасов.) Оперу не закончил. В 76 году закончил 2 симфонию. В 72 году Бородин отвлекся на создание (совместно с другими композиторами) оперы «Млада», по заказу театра. Бородину досталось 4 действие. Но оперу не закончили.

Бородин продолжал бурную научную деятельность. Преподавал там. Принимал участие в издании журнала «Знание». Писал научные труды.

Быт Бородина был не устроен: болела жена. Музыку писал урывками.

 

Конец 70-х и до 87 года

Написал свои лучшие струнные квартеты (1 и 2), симфоническую картину «В Средней Азии», несколько романсов.

В 80-е писал мало: 3 незаконченных симфоний, маленькая сюита для фортепиано. Меньше стал заниматься наукой. Переживал по поводу закрытия женских курсов.

Но в это время растет его европейская известность, исполняются его симфонии. Особенно ценил Бородина Лист. Бородин 3 раза был в Веймаре. О встречах с Листом, Бородин написал очерки. В 85–86гг. ездил в Бельгию на исполнение симфонии. (Имел большой успех.) В конце жизни общался с Лядовым, Глазуновым.

В 1887 году внезапно умер. (Весь день был здоров, потом внезапно упал и умер.)

Римский-Корсаков и Глазунов полностью дописали «Князя Игоря», подготовили к печати 2 симфонию, 2 квартет, романсы. Глазунов дописал 3 симфонию и оркестровал. А опера впервые была поставлена в 90-е, и прошла с большим успехом.

 

опера «Князь Игорь»

69 год – начало работы, но не закончил. Глазунов по памяти написал увертюру и 3 действие.

Бородин начал писать оперу по совету Стасова. Либретто писал сам.

В опере присутствуют восточные элементы. Не всё «Слово о полку Игоря» вошло в оперу: нет битвы, речи князя Киевского.

Жанр: эпическая русская опера. Развитие эпической стороны Руслана. Эпичность – это контрасты противоположные разным героям: русская и восточная сферы. Обобщённость характера героев. Ария Князя Игоря (2д.), ария Кончака (2д.). Есть сцены непрерывного развития. Сцена Ярославны и Галицкого (1д.).

Основные конфликты решены как контрастные картины. Эти контрасты воплощены в действия. Они построены очень симметрично: 1-4д. – русская сфера, а 2-3д. – половецкая. Стройность придают хоровые сцены. Есть хоры бытового характера, которые претворяют черты русских народных песен: хоры девушек. Есть элементы плача. Речевая интонация (скороговорка). Хор поселян имеет черты протяжной лирической песни. Есть темы былинного, богатырского характера (в прологе). Нет ни одной цитаты.

У Ярославны и Игоря общие интонации, связанные с элементами пентатонного лада. Есть общая тема, она звучит в средней части арии князя Игоря: «Ты одна, голубка…». И у Ярославны в плаче: «Я кукушкой перелётной…». Это говорит об их близости.

Есть и юмористические моменты: Скула и Ерошка (трусливые гудошники).

В опере 4 действия и пролог. Пролог – большая хоровая сцена. Оркестровое вступление C-dur. Потом идет хор «Слава»: «Солнцу красному слава…» 2 тема: «Туру ли ярому…» 3 тема: «С Дона великого…» E – dur. Женский хор. Дальше - большая сцена. В начале звучит богатая архаичная тема. Внутри интродукции солнечное затмение и прощание с князьями.

Солнечное затмение – здесь Бородин использует традиции Руслана. (Сцена похищения Людмилы.) Слова речитативные: «Что это значит? Глядите: меркнет Солнца свет». Атмосфера фантастическая. Все говорят о том, что ненужно идти в поход.

Ариозо Игоря.«Нам божье знаменье от Бога…» В этом маленьком ариозо заложены интонации Игоря с Ярославной.

Дальше небольшая комическая сценка: трусливые ратники, гудошники Скула и Ерошка. «Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдём…»

Сцена прощания княгинь с князьями. Спускающаяся вниз тема.

Ответ Галицкого: «Изволь, услуга за услугу…» Интонации простые, прямолинейные. Эти интонации предвосхищают будущую песню Галицкого.

Ярославна и княгини уходят.

Реприза: тема оркестрового вступления и возвращение всех хоровых тем. Они соединяются вместе.

 

1-е действие. 2 картины. 1 картина – гуляние в тереме Галицкого, 2 – у Ярославны.

Уже 1 картина построена очень концентрично: ABCDEBA.

Песня Скулы G – dur. «То не речка всколыхалась…» Эта же тема подхватывается хором и оркестром. Варьированные куплеты. Скула: «Красна девица взмолилась…» В центре песня Галицкого. (Она напоминает песню Варлаама из «Бориса Годунова»). «Только б мне дождаться чести». Средняя часть: «К ночи б в терем мне загоняли…»

Хор девушек. Сначала звучит вступление. Построено на интонациях причета. «Ой, лихонько! Ой, горюшко!..» Ответ Галицкого: «Эй вы бабы чего там взвыли?»

Княжья песня. Запевают гудошники. Сначала Скула, потом Ерошка. G – dur, e – moll. «Что у князя Володимира Ярославича…»

Репризность: 1 песня Скулы и Ерошки.

2 картина. Контрастна первой. Эти контрасты свойственны эпической опере.

Вступление a – moll. «Немало времени прошло с тех пор…» Речитатив.

Ариозостройное, 3-х частная форма.  «Ах, где ты, где ты прежняя пора…» f – moll. Середина имеет колыбельные оттенки: «Мне часто снится лада мой…»  cis – moll.

Дальше точная реприза.

Сцена Ярославны с девушками. 1 хор. 1 тема «Мы к тебе, княгиня…» На терцовом органном пункте. 2 тема хора «Но не  ночью нагрянул наш обидчик…» gis – moll.

2 хор. Построен на скороговорке. «Ты помилуй нас…»

Сцена Ярославны с Владимиром. Единая сцена. Построена на контрастах музыкальных характеров. У Владимира интонации грубые, прямолинейные, а у Ярославны лирические, трепетные, но потом сердитые интонации.

Финал 1 действия. Романтический. Приход бояр и сцена пожара.

1 хор бояр.   «Мужайся княгини…» es – moll. Эта тема берёт своё начало из 3 хора пролога: «С Дона великого». Суровая тема в басах.

2 хор бояр. В ответ на возгласы Ярославны. Более торжественный, героический.  «Нам, княгиня, не впервые…» Es – dur. Интонации схожи с игоревскими оборотами, пентатонные. Возникает репризность, обрамление.

В конце, в движении возникают аккорды «затмения». Ещё одна репризность.  

 

            2-е действие.В половецком стане. Восточный колорит. Опять есть обрамление внутри действия. В центре – большая ария князя Игоря, а в начале и в конце действия – восточный колорит. Сама ария князя написана в форме, близкой к концентрической (с обрамлением). Получается стройность в форме.

            Хор половецких девушек. Хроматика, капризный, разнообразный ритм, переменный лад. 1-й хор половецких девушек томного характера. F-dur-d-moll. Начинает девушка: «На безводье днем на солнце вянет цветик». Черты импровизационности. Сонатная форма без разработки.

2-я тема (как П.П.) у хора: «Сядет солнце, ночь настанет». F-dur в начале. Рефрен заканчивает П.П. в репризе в d-moll у хора.

Пляска половецких девушек. Характерно звучание органного пункта как имитация звучания восточных инструментов. F-dur.

Каватина Кончаковны.Начинается с речитатива: «Меркнет свет земной». Es-moll. Крайняя неустойчивость. Es-moll появляется не сразу (основная тональность).

Каватина. «Ночь, спускайся скорей». Хроматика, обилие синкоп. 3-х частная форма.

Речитатив и каватина Владимира.Он здесь представлен как лирический герой – «Медленно день угасал». Он тоже ждет свидания с Кончаковной. Лирический речитатив.

Каватина. «Где ты, где, отзовись на зов любви». As-dur.

Ария князя Игоря.Центральная характеристика героя. Очень разнообразная. Здесь он показан как воин, человек совестливый, переживающий поражение и как любящий муж.

Ария в строгой форме, близкой к концентрической. Сложная 3-х частная форма, в которой общая реприза начинается с середины и всю арию обрамляет оркестровое вступление с напевным речитативом.

 

 

Строение арии

 

Вступление  Речитатив  1-я часть арии  Средняя часть  Реприза  Вступ.  Реч.

                                               ABA                    C               BA

            Оркестровое вступление суровое. «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

            1-я часть.

            А – «И бранной славы пир веселый, и бранной славы горестный конец». Des-dur. Игоревские интонации.

            В – «Погибло все – и честь моя, и слава». B-moll.

            Реприза (А) – «О дайте, дайте мне свободу».

            Средняя часть.

            Лирическая часть. Обращение к Ярославне – «Ты одна, голубка, лада» (С). Тоже присутствуют игоревские интонации. Тема очень важна, т.к. вся она будет звучать в плаче Ярославны в 4-м действии, но там она будет в D-dur.

            Общая реприза.

            В – «Ужели день за днем влачить в плену бесплодно». Далее А – «О дайте, дайте мне свободу». Далее оркестровое вступление и речитатив – «Ни сна, ни отдыха. Мне ночь не шлет надежды на спасение».

            Кода (маленькая).

            «Ох, тяжко, тяжко мне». B-moll.

            Ария Кончака. Еще один яркий контраст. Показывает его (Кончака) дикость, его отчаянную смелость, хитрость, и даже благородство. Начинается с речитатива диковатого звучания – «Здоров ли, князь».

            1-й раздел. Основан на любимом Бородиным ритмом скачки: «Ты ранен в битве при Каяле» – тема переходит из оркестра в голос.

            Речитатив. «Сознайся, разве пленники так живут?».

            2-й раздел. B-dur. В оркестре имитация звучания восточных инструментов. «О нет, нет, князь, ты здесь не пленник». Середина – «Хочешь, возьми коня любого, возьми любой шатер». Реприза 2-го раздела – «Да, князь, все хану здесь подвластно».

            3-й раздел – «Хочешь пленницу с моря дальнего». Музыка более томная, с хроматизмами.

            Оркестровое заключение на теме 2-го раздела.

            Финал. Вокально-симфоническая сюита «Половецкие песни и пляски».

            Начинается с оркестрового вступления. Хроматизмы, ориентальный колорит.

            1-й раздел – песня и пляска девушек (не половецких девушек, а пленниц) – «Улетай на крыльях ветра».

            2-й раздел – дикая пляска половецких мужчин. F-dur. Синкопы. Квинтовое звучание (подражание восточным инструментам).

            3-й раздел – общая пляска с хором: «Пойте песни славы хану». На фоне хора звучит голос хана: «Видишь ли, пленниц ты с моря дальнего» на теме 3-го раздела арии.

            4-й раздел – пляска мальчиков.

            Реприза начинается с 1-го раздела – «Улетай на крыльях ветра». Все темы проходят в измененном виде.

 

            3-е действие.

 

         4-е действие. Опять в Путивле.

Плач Ярославны. Здесь дана полная характеристика Ярославны с помощью народного жанра плача, причета. Рондообразная форма. H-moll. Рефрен – тема плача. Она звучит сначала в оркестре, а потом в голосе («Ах, плачу я») с перекличкой в оркестре.

1-й эпизод – тема Игоря и Ярославны. Это – тема средней части арии Игоря («Ты одна, голубка, лада»). Там эта тема звучала в Des-dur, а здесь в     D-dur - «Я кукушкой перелетной полечу к реке Дунаю».

Рефрен. Опять тема плача в оркестре.

2-й эпизод – «Ох ты ветер, ветер буйный». Обращение к силам природы. В духе народных песен. В оркестре – тремоло струнных, которое изображает дуновение ветра.

Рефрен в голосе – «Ах, плачу я».

3-й эпизод. Обращение к Днепру – «Гой ты, Днепр мой широкий».       Fis-moll. Разложенный аккомпанемент, ощущение простора, вольная тема.

Рефрен в голосе.

В конце повторяются темы 1-го и 2-го эпизодов. Сначала тема 2-го эпизода, потом 1-го.

Обрамляется все темой плача.

Хор поселян. Плач Ярославны и хор поселян связаны нотой fis (она тянется). Хор в духе народной песни – «Ох, не буйный ветер завывал». Начинается a capella. Типичная народная полифония. Форма куплетно-вариационная. В конце добавляется оркестр, но очень мало (отдельные инструменты).

 

«Богатырская симфония»

2-я симфония. Бородин написал 3 симфонии. Третью не закончил. Также он написал симфоническую партиту «В средней Азии» для оркестра. Бородин - создатель русской классической эпической симфонии, а Чайковский - создатель лирико-драматической симфонии.

2 симфония — образец эпической симфонии. Она создавалась с 1869 по 1876 гг. Это - время создания «Князя Игоря». Они близки по богатырскому характеру музыки и по интонациям. Стасов назвал симфонию богатырской, Мусоргский – героической, славянской. В ней 4 части. Стасов дал толкование каждой части:

I - собрание русских богатырей

II - богатырские состязания, игры

III - эпическая песня Баяна

IV - богатырский пир, праздник

Эпический характер симфонии проявляется в общей объективности содержания, уравновешенности, в отсутствии драматических конфликтов. Недаром экспозиционность преобладает над разработочностью (в сонатных формах). Эпический жанр предполагает не конфликты, а контрасты - яркие сопоставления красочных картин. Здесь это проявляется на разных уровнях: на уровне всей симфонии - каждая часть самостоятельна и контрастна окружающим. Каждая часть в своей тональности: I – h-moll, II (Скерцо) – F-dur. Бородин переставляет местами медленную часть и скерцо - сначала скерцо, потом медленная часть для усиления контраста. Форма сложная 3-х частная (II ч.), где крайние части - сонатная форма без разработки. Такая форма характерна для Бородина. III ч. – Des-dur (сонатная форма), IV (Финал, пир) - H-dur. Праздничный характер, сонатная форма.

Есть контрасты русских и восточных тем. Восточная тема - средняя часть Скерцо. Напоминает половецкие песни из «Игоря».

Есть контрасты и внутри частей.

I ч. Уже в пределах г.п. возникает контраст 2-х элементов: 1 -

архаическая тема, 2 - плясового характера. Даже темповый контраст. В I ч.

контраст г.п. и п.п. (П.п. в более сдержанном темпе).

II ч. Яркий контраст между крайними и средней частями.

III ч. Контраст между г.п. и п.п. Г.п. - эпическая, п.п. - лирическая.

IV ч. Яркий контраст - тема архаического звучания, начинающая

разработку.

Но при этих контрастах симфония цельная - общий характер, общие

интонации между частями, связанные с пентатонными элементами.

Между I и II частями Бородин дает общий аккорд – D9 (h-moll) – D7 (F-

dur).

 

I ч. Сонатная форма. h-moll.

Г.п. - 2 контрастных элемента.

1-й - архаический. Богатырские унисоны всего оркестра (tutti).

2-й - плясового характера. Они чередуются.

С.п. - игоревские интонации (терция и секунда).

П.п. - похожа на русскую народную песню. D-dur (классическое сопоставление тональностей). Тоже есть игоревские интонации.

З.п. - соединяет г.п. и п.п. В верхнем голосе интонации п.п.

РАЗРАБОТКА. Уравновешенная. Имеет элементы 3-х частности. Крайние разделы - эпизоды скачки, а средняя часть - п.п. в Des-dur на доминантовом органном пункте.

1-й эпизод. Ритм скачки. В басу тема, в которой интонации г.п. и п.п. (начинается с г.п., потом п.п). B-dur.

Средний раздел разработки. 2-й элемент г.п. и устанавливается Des-dur. Des-dur - важная тональность в симфонии. Доминантовый органный пункт (As). Проходит п.п. в Des-dur.

3-й раздел разработки - опять ритм скачки.

РЕПРИЗА. 1-й элемент г.п. звучит еще более грандиозно, т.к. звучит в увеличении (четвертями вместо восьмых).

2-й элемент – C-dur. Г.п. сокращена.

Контраст между г.п. и п.п. усилен. П.п. звучит более нежно, чем в экспозиции (в высоком регистре). Есть з.п.

КОДА. Основана на 1 элементе г.п. Сначала таинственное звучание с хроматизмами, а в конце 1-й элемент г.п. звучит в двойном увеличении (половинками).

 

II ч. Скерцо. F-dur. Между I и II частями есть связующие аккорды. Особенности II ч. - форма и четырехдольность, т.к. Скерцо обычно трехдольное. Увесистое богатырское скерцо.

Г.п. F-dur. Русское звучание.

П.п. Напоминает восточное звучание. Des-dur. На доминантовом органном пункте с синкопами.

Разработки нет.

Средняя часть. Контраст между крайними и средней частями. В средней части темп медленный, fis-moll. Восточный характер. Эта тема интонационно связана с п.п. I ч., но та была русская тема, а эта - восточная. Гармония хроматизированна. Органный пункт в басу.

РЕПРИЗА (как 3 часть). Опять сонатная форма без разработки.

Г.п. - F-dur.

П.п. - Des-dur.

КОДА. Опять повторяется измененная п.п.

 

III ч. Des-dur. Сонатная форма. Имитация звучания гуслей. Основная тема - соло валторны. Опять есть игоревские интонации.

П.п. - более напряженная, экспрессивная. Начинается в e-moll, далее модулируется. Тема более лирическая. На фоне перекличка деревянных духовых.

РАЗРАБОТКА. Темп скачки. Стаккато. Перед репризой проходит тема п.п.

РЕПРИЗА. Звучит более пышно, у всего оркестра. Громкое бряцанье струн.

П.п.

КОДА. В коде, как и в I ч. элемент г.п. проходит в увеличении.

 

IV ч. Праздничная. Сонатная форма. .

Вступление. H-dur.

Г.п. - народный стиль. H-dur. Переменный размер, пентатонные интонации.2/4 + 3/4 (это не формула, а размер).

П.п. - более протяжная, лирическая, с секундами в басах (имитация гудка (инструмент такой)) - гудошные интонации. В развитии п.п. и далее будет имитация звучания гуслей и балалаек.

РАЗРАБОТКА. В начале архаическая, медленная тема, напоминает г.п. 1-й ч. Напоминает вступление к прологу «Князя Игоря».

В конце разработки в C-dur звучит тема п.п. как кульминация. Потом вступление, г.п. и п.п.

Весь финал обрамляет тема вступления.