Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Жорж Бизе (1838-1875),

творчество, биография, анализ оперы "Кармен"

        Бизе – вершина оперного реализма. Родился в Париже. Отец – учитель пения и композитор. Мать играла но фортепиано и учила Жоржа играть на фортепиано. В 10 лет Бизе поступил в парижскую консерваторию (1848-1857 гг.). По фортепиано учился у Мармонтеля. По теоретическим предметам – Циммерман, потом Галеви. Галеви приобщил Бизе к опере. Жорж учился также и у Гуно (по композиции). Учился отлично. За годы учебы получил 7 премий по разным предметам. Занимался и органом.

         В консерватории им написано: симфония C-dur, оркестровая увертюра, комическая опера «Дом доктора», фортепианная и вокальная музыка, кантаты.

         По окончании консерватории Бизе получил Римскую премию и в этот же год написал оперетту «Доктор Миракль».

1858-1860 гг.

            Италия. Подружился с Гиро (тоже ученик Мармонтеля). В Италии Бизе изучал литературу, живопись Италии, музыку, том сформировались его эстетические вкусы. Полюбил Моцарта, Рафаэля, Россини. В искусстве ценил разумность, изящество, красоту формы. Бизе свойственны классические черты. В Италии он пишет комическую оперу буффо «Дон Прокопио», оду-симфонию «Васко-дагама».

            В 60-е годы живет в Париже. В 60-е им написано: «Искатели жемчуга» (1863 год), пятиактная опера «Иван Грозный» (неудачное либретто). В театре эту оперу («Иван Грозный») не приняли. Бизе начинает чувствовать непонимание его искусства. Написал единственную критическую статью «Беседы о музыке», где показал трудную жизнь художника во времена 2-й империи. Выступает за реализм в музыке. Хвалит Верди. В этой статье он критикует большую французскую оперу и лирическую оперу (за ее слезливость). Более жизненным жанром он считал французскую комическую оперу, а из литературы он выделял Гюго.

            Бизе пробовал себя в разных оперных жанрах. 1867 год – опера «Пертская красавица» по роману Вальтера Скотта. Там есть реалистические черты, но во многом эта опера лирическая. Опера имела успех. Бизе писал потом несколько опер, но не завершал их.

            Писал также и инструментальную музыку – «Рим» или «Воспоминание о Риме» – сюита 1867 года. Писал романсы.

70-е годы

Бизе интересовался политическими событиями. Переживал поражение Франции во франко-прусской войне. Написал «Патриотическую песню» на стихи Гюго. 1870-1875 гг. – расцвет творчества Бизе. Вершина его реалистического искусства – музыка к драме Доде «Арлезианка» и опера «Кармен», а так же лирическая опера «Джамиле» (1872 год), увертюра «Родина», неоконченная опера «Дон Родриго». Для фортепиано в 4 руки написал сюиту «Детские игры». Судьба произведений трагическая. «Арлезианка» не имела успеха. По заказу французской комической оперы в 1874 году Бизе написал оперу «Кармен», впоследствии ставшей всемирноизвестной. Опера "Кармен" была поставлена в 1875 году и потерпела неудачу. Пресса отмечала низменность сюжета. Бизе был потрясен неудачей. Через 3 месяца он умер.

Чайковский первый предсказал бессмертие оперы «Кармен».

Стиль Бизе

            Это – оперный реалист, который жизненно и правдиво раскрыл характеры. В его искусстве сочетается огромный темперамент, сила драматизма и изящество, отточенность музыкального письма. С одной стороны – простонародность, с другой – вкус аристократизма, чувство меры (классическая черта). Гармонический язык яркий, сочный. Часто отражает национальный колорит в музыке. Поражает точное, классическое голосоведение. Особой яркостью отличается оркестровка. Несмотря на яркость оркестровки, его оркестр, вместе с тем, очень прозрачен.

Опера «Кармен»

            1874 год. Постановка была в 1875 году. Публику и прессу шокировали на сцене солдаты, контрабандисты, цыганка (Кармен). Всех шокировала безнравственность сюжета. По Мериме. Либретто Мельяка и Галеви. По заказу французского комического театра. Первоначальный жанр – комическая опера с разговорными диалогами. Затем Гиро написал речитативы вместо диалогов и опера перестала быть комической. В этой опере сочетаются лучшие черты разных жанров: от большой французской оперы – яркая театральность, от лирической оперы – лиризм мелодического стиля (особенно в партиях Микаэлы и Хозе), от комического жанра – реалистичность в бытовых народных сценах.

            Между Мериме и Бизе есть различия. Новелла написана в романтических тонах. Бушуют страсти, буйные характеры. У Мериме Хозе и Кармен одинаково сильные личности, а в опере Хозе более мягкий, человечный, близок к герою лирической оперы, но без сентиментальности, слезливости, чувства раскрыты глубоко. Кармен у Мериме – воровка, авантюристка, а в опере "Кармен" она облагорожена. В ее облике нет низменного и мелочного (в опере). Образ цельный. Она приподнята над нормами лживой морали и гибнет она гордой и свободной. Этот персонаж – вершина реализма.

Микаэлы у Мериме нет, а у Бизе есть (!). Она служит оттенением Кармен. Её партии свойственна романсовость, мелодичность, напевность. Персонаж характерен для лирической оперы.

            Тореадор. Его образ эффектен, ярок. Персонаж нарочито раскрыт в очень ярких внешних тонах. Он типичен для большой французской оперы.

            По сравнению с Мериме Бизе расширил народные сцены. Они играют большую роль, как сама жизнь. Несмотря на трагический конец, опера оставляет впечатление солнечности, яркости. Для Бизе трагедия – часть жизни. Несмотря на трагедию, жизнь прекрасна. Классический оптимизм. Народные сцены олицетворяют жизнь.

            В опере важен национальный испанский колорит. Хотя подлинных народных тем только 3: «Хабанера» (измененная кубинская мелодия), испанский танец «Поло» в антракте к 4-му действию и мелодрама из 1-го действия.

            В опере 4 действия + вступление. Есть сквозные сцены, а есть и законченные номера. Все сцены стройны и цельны. 1 д. 1 сц. – следы концентричности. 3 лейтмотива: тема роковой страсти, тема любви Хозе и тема Эскамильо (тореадор).

            С наибольшей глубиной раскрыт образ Кармен. Она постоянно в движении. Охарактеризована в духе народных песен и плясок – «Сегидилья», «Хабанера», испанская песня с пляской. Есть другая сторона ее характера – сцена гадания.   Очень красочны оркестровые эпизоды – вступление, 3 антракта и др.

Подробный анализ оперы "Кармен"

            Вступление воплощает основной конфликт, основную идею – смерть, трагедия внутри кипучей жизни. Сценическая реализация этого конфликта в 4-м действии. Форма вступления – сложная 2-х частная.

            1ч. сложная 3-х частная форма.

            2ч. Новая. Небольшая часть.

            1ч. A-dur. Радостная. Средняя часть – марш тореадора. 3-я часть – реприза. Обе темы из вступления будут использоваться и в 4-м действии.

            2ч. Резкий контраст. Тема роковой страсти. D-moll. Тема у виолончелей. Она контрастна своим трагизмом. Резко обрывается на ум. 7 аккорде. Этот лейтмотив проходит через всю оперу. В начале она звучит трагично (1д.), в сцене гадания (3д.) зловеще проползает, а в 4-м действии – кульминация этой темы.

            Опера Кармен. 1-е действие. Кармен появляется не сразу. Сначала показываются разные группы народа. Кармен появляется как кульминация 1-го действия. Такое начало оперы воздействовало на «Пиковую даму».       1 действие  имеет стройную 3-х частную форму с обрамлением. 1-я тема у кларнета. Означает гуляние народа. Далее разные группы людей. Средняя часть – хор солдат. Танцевальный. 3-я часть – опять кларнетовая тема.

 

A          C          A1

      A  B  A            Сцена с Микаэлой              B  A

        Cl.  Хор  Cl.

 

            C. Появление Микаэлы. A-moll. Тема с секундовыми интонациями. Жалобная. Микаэла разговаривает с сержантом. Сержант Моралес ей отвечает. Тема смены караула. E-dur.

            A1. Начинается с хора солдат. Слова: «Перед плацем прогуляться, поболтать, посмотреть».

            Марш и хор мальчиков. Марш исполняют флейты в высоком регистре. Эта тема – основа хора мальчиков: «Если караул сменяют – здесь мальчишкам быть пора». Варьированные куплеты. В каждом куплете меняется инструментовка.

            Работницы табачной фабрики. Вступление – плавная тема. Далее хор молодых людей: «Колокол пробил». Лирический. C-dur. Далее хор работниц фабрики: «Дымок голубой струей улетает». E-dur. Полифоническое 2-х голосие.

            Появление Кармен основано на теме рока. Звучит ярко на фортиссимо. Далее опять хор молодых людей: «Кармен, от себя ты нас не гони». F-moll. В оркестре – интонации роковой страсти.

            Речитатив Гиро.

Далее хабанера. Народная кубинская тема. D-moll. Звучит с хором. Хор в мажоре - D-dur. Слова: «У любви как у пташки крылья». Обрамляет эту сцену хор молодых людей: «Кармен, от себя ты нас не гони». Они окружают Кармен. Звучит лейтмотив роковой страсти. Здесь он звучит драматически (как в увертюре). Тема широко и долго развивается. Кармен бросила цветок Хозе. Он поражен. В оркестре звучит тема Хозе. У этой темы романсовый склад (это характерно для Хозе). Это тема любви Хозе. Она сильно контрастирует темам Кармен. После Хозе лейтмотив роковой страсти постепенно затихает.

Сцена Микаэлы и Хозе. Образ Микаэлы ещё больше связан с лирической французской оперой. Ей характерна лиричность, романсовость, наивность. Нужно знать 2 темы:

1-я тема – тема арии Микаэлы. Рассказ о матери Хозе. Речитатив переходит в арию: «Не можешь ли ты в город сходить, Микаэла?». Романсовый склад. G-moll.

2-я тема – дуэт Хозе и Микаэлы. Партии не контрастны друг другу. G-dur. Дуэт спокойный, мягкий: «Вновь мама предо мной» (Хозе). Есть черты колыбельной. Астинатный ритм в басу. Микаэла целует Хозе и после этого идет реприза – дуэт в G-dur.

Следующая сцена – яркий контраст. Ссора работниц табачной фабрики. Поссорились Кармен и Мануэлла. Рассказывают работницы фабрики. Хор ссоры: «Мануэлла подошла и …». Fis-moll. Быстрый темп. Звучит как скороговорка. В конце концов выясняется, что виновата Кармен. Ее доставляют на площадь и начинают допрашивать.

Мелодрама. Кармен поет издевательскую песенку в a-moll. В это время другие люди допрашивают её (разговаривают), но она не отвечает. Кармен не обращает на них внимания. Принято решение отвезти Кармен в тюрьму.

Сегидилья. Хозе ведет Кармен в тюрьму. Кармен поет. D-dur. Испанский колорит. Куплетная форма.

Опера Кармен. 2-е действие. Таверна Лилас Пастья. Вступление - e-moll – цыганская песня. Построена как нарастание темпа. Песня и пляска Кармен с хором: «Ты слышишь струнный перебор».

2-я сцена. Куплеты Эскамильо. F-moll. Под ритм болеро. Средняя часть куплета – тема (лейтмотив) тореадора (F-dur).

3-я сцена. Сговор контрабандистов. Квинтет контрабандистов (3 женщины и 2 мужчины). Des-dur. Это – оркестровое и хоровое легкое скерцо. Кармен отказывается идти с ними, т.к. она дала слово дать Хозе после его возвращения из тюрьмы. Издалека слышна песнь Хозе а каппэлла: «Эй, кто там идет?». G-moll (тема антракта ко 2-му действию).

Дуэт Хозе и Кармен. Делится на 2 части. Всю 1-ю часть пронизывает тема песни Кармен: «Тра-ля-ля». B-dur. С кастаньетами. Звучит, постепенно преображаясь, зов трубы (2 трубы за сценой). Хозе должен возвратиться, но Кармен сердится. Ариозо Хозе (внутри этой сцены): «Видишь, твой цветок и поныне я сохраняю как святыню».      Des-dur. 2-х частная форма. 2-я часть как кульминация (это про ариозо Хозе). Кармен его прогоняет.

После дуэта появляется капитан Цунига, который приказывает Хозе отправиться в казарму. В порыве ревности Хозе бросается на своего офицера с оружием, завязывается поединок, контрабандисты разнимают дерущихся. Цунигу связывают. Хозе теперь нет возврата к прежнему, он остается с Кармен и контрабандистами.

В конце 2-го действия звучит оркестровый эпизод, основанный на легкой подвижной теме. Звучит от пианиссимо к яркому фортиссимо. Эту тему можно назвать темой свободы. Дуэт Кармен и Хозе.

Опера Кармен. 3-е действие. Оркестровый антракт. Es-dur. Соло  у флейты. Потом прибавляются другие инструменты.

Действие происходит ночью в горах. Крадутся контрабандисты. C-moll. Маршевая тема. Эта тема становится основной в секстете.

Сцена гадания. Трио. Сложная 3-х частная форма. Гадание Фраскиты и Мерседес. Слова: «Открыть должны нам карты эти…». F-dur. Средняя часть – ариозо Кармен. 3-я часть – реприза гадания. Эта сцена разъясняет смысл произведения.

Опера Кармен. 4-е действие. Развязка драмы. Опера построена симметрично, поэтому 1-е и 4-е действия схожи. В них много массовых народных сцен, а 2-е и 3-е действия ансамблевые.

Антракт к 4-му действию – испанский танец «Поло».

Действие открывается темой гуляния народа.

После этой сцены Гиро вставил 3 танца из музыки к драме Доде.

  1. 1.      Болеро.
  2. 2.      Лирическая музыка. Цыганский танец.
  3. 3.      Испанский танец «Оле».

Далее – развязка драмы.

Марш и хор. 1-я тема – рефрен. Здесь эта тема звучит не отдельно, как в увертюре, а с хором. A-dur. Тема марша тореадора. До конца – рондообразная композиция, где рефрен – 1-я тема. Один из лирических эпизодов – любовный дуэт Эскамильо и Кармен: «Если любишь, Кармен, если любишь». Далее марш (рефрен) в A-dur.

Далее заключительный дуэт – роковая встреча Хозе и Кармен. Разные интонации: у Хозе – лирические, а у Кармен – резкие, короткие. У Хозе мелодические фразы с чертами романсовости: «Я все забыл, Кармен, я все прощаю». Кармен: «Не проси о невозможном». Все ариозные фрагменты у Хозе.

2-й ариозный фрагмент: «Кармен, у нас ещё есть время». As-dur. Большой.

3-й ариозный фрагмент – As-dur. Это – повторение 2-го ариозного фрагмента. Это создает 3-х частность.

4-й – ариозо Хозе. Основано на триольном движении. B-moll. «Но я тебя люблю как прежде». У Кармен реплики на одной ноте (на фа). Издалека слышна фанфары.

Заканчивается опера "Кармен" темой роковой страсти. Fis-dur. Хозе убивает Кармен. 

 

Еще о творчестве Жоржа Бизе