Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гектор Берлиоз (1803-1869)

Берлиоз – своеобразный французский романтик, обладавший пылкой, мятежной, неуравновешенной натурой. Порывы страсти он воплотил в музыке. Материальная жизнь у него была очень тяжёлой. Он был новатором, который воплотил в музыке симфонии современного молодого романтика, воплотил роль героя в симфонии. Он заложил основы программного симфонизма и создал оригинальный красочный оркестр. Большое воздействие на его симфонии оказала литература (Шекспир, Байрон, Гёте). Программу в симфонии Берлиоз раскрывает подробно, как бы описывает программу в музыке. Это – тип картинно-описательного симфонизма (в отличие от Листа, у которого программа в музыке обобщённая). У Берлиоза получается тип музыкального романа. Важной особенностью симфонической музыки Берлиоза является близость к театральным жанрам (драма). Конкретно следуя программе, он вводит в симфонию хор, певцов, чем заметно театрализует симфонию, приближает её к опере. Он вводит в симфонию как в оперу лейтмотив (оперный приём). Например: «Фантастическая симфония», симфония «Ромео и Джульетта».

            В связи с программой Берлиоз переосмысливает строение цикла. В «Фантастической симфонии» 5 частей, в «Ромео и Джульетта» – 7 частей (с хором и солистами), В траурно-триумфальной симфонии 3 части (в финале хор). Симфония «Гарольд в Италии» (по Байрону) состоит из 4-х частей. В ней героический характер. Она написана памяти жертв революции 30-го года.

            I часть – «Траурное шествие».

            II часть – «Надгробное слово» (соло тромбона).

            III часть – «Апофеоз».

            Эта симфония написана для 2-х оркестров (симфонический и военный) и хора.

            Берлиоз – яркий новатор в области оркестра. Он у него яркий, декоративный. Он помогал внедрению программы. Ввёл новые инструменты в оркестр. Это: кларнет in es (визгливый тембр). Он используется в финале «Фантастической симфонии». Изображает ведьму. Также он ввёл английский рожок (IIIч. «Фантастической симфонии» – «Сцена в полях»). Ввёл арфы (IIч. «Фантастической симфонии» – «Бал»), флейта пикколо (В финале «Фантастической симфонии» – «Шабаш». Изображает свист.).

            Берлиоз расширил симфонический оркестр – 2 тубы, 4 валторны. Интересные комбинации тембров - флейта со скрипками (главный лейтмотив в «Фантастической симфонии»). Использует новые приёмы изложения темы (каждый звук – новый инструмент (IV ч.)). Новые приемы звукоизвлечения – con legno (IV  ч.).

Основные произведения

            4 симфонии; 4 оперы; 6 увертюр; 23 вокально-хоровых произведения, среди которых «Реквием»; драматическая легенда «Осуждение Фауста» (по Гёте); ранние романсы; кантаты.

Жизненный путь

            Родился в 1830 г. в городе Кот-Сент-Андре (маленький город во Франции). Отец – врач. Он хотел, чтобы Берлиоз был врачом. Берлиоз играл на гитаре и на флейте. Играл в духовом оркестре.

В 1821 г. уехал в Париж. С увлечением слушал оперы Сальери, Эвюля, Спонтини. Его потрясла музыка Глюка. Под воздействием музыки Глюка Берлиоз решил стать музыкантом. Из-за этого он поругался с отцом и потерял материальную поддержку. Сидел в качестве слушателя в оперном оркестре. Ранние неудачные произведения уничтожал. Писал романсы под гитару, написал 2 квинтета для смешанных составов. Брал уроки у Лесюэра. От Лесюэра Берлиоз воспринял традиции французской музыки и идею программности.

В 1826 г. поступил в парижскую консерваторию. По композиции учился у Лесюэра, а по полифонии у Рейхи. В консерватории писал увертюры, кантаты, написал несколько сцен из «Осуждение Фауста». В отличие от Гёте, Берлиоз осудил Фауста (берлиозовский Фауст не освобождается от власти Мефистофеля, а ввергается вместе с Мефистофелем в преисподнюю). Познакомился с симфониями Бетховена. Он стал его кумиром.

1830 г. – написал «Фантастическую симфонию». Она навеяна событиями личной жизни (любовь к ирландской актрисе Гарриет Смитсон). В 1830 г. написал кантату «Сарданапал» по трагедии Байрона и картине Делакруа. Под воздействием революционных событий Берлиоз инструментовал «Марсельезу» (автор «Марсельезы» - Роже де Лиль).

За кантату он получил «римскую премию» (право несколько лет находиться в Риме и писать музыку). В Риме он увлекался революционными идеями. Там написал увертюру «Корсар» (по Байрону), «Король лир» (по Шекспиру). Встретился с Глинкой.

В 1823 г. Берлиоз возвращается в Париж. Женился на Смитсон. Берлиоза понимали не многие: Лист (он сделал транскрипцию фантастической симфонии), Паганини (был в восторге от музыки Берлиоза и заказал ему концерт для альта с оркестром, музыка которого впоследствии стала симфонией «Гарольд в Италии». 1-е исполнение этой симфонии было в 1834 г.).

Берлиоз писал статьи, а так же фельетоны. Писал о Глюке, Вебере, Моцарте, Бетховене. В 1863 г. написал статью об опере Бизе «Искатели жемчуга».

В 1844 г. Берлиоз подружился с Глинкой. Он очень ценил его музыку.

1837 г. – написал «Реквием» памяти жертв революции.

1838 г. – опера «Бенвенуто Челлини» (о любви Берлиоза). Позже написал к ней 2-ю увертюру «Римский карнавал».

1839г. – драматическая симфония «Ромео и Джульетта».

1840 г. – «Траурно-триумфальная симфония».

1846 г. – драматическая легенда «Осуждение Фауста». В ней максимальное приближение к опере.

Все эти произведения не имели успеха.

Чтобы поправить своё материальное положение, Берлиоз едет в Германию с концертами. В 1847 г. поехал в Россию, где имел огромный успех. Стасов писал восторженные статьи о Берлиозе. Берлиозу в России выплатили большой гонорар.

Революцию 1847 г. Берлиоз воспринял враждебно.

1854 г. – оратория «Детство Христа».

1858 г. – оперная дулогия «Троянцы».

1862 г. – постановка последней оперы Берлиоза – «Беатриче и Бенедикт».

1867 г. – опять поездка в Россию. Берлиоз подружился с кучкистами (особенно с Балакиревым). Русские музыканты избрали Берлиоза почётным членом «Русского музыкального общества».

В 1869 г. Берлиоз скончался.

«Фантастическая симфония»

            C-dur. Это – 1-я программная романтическая симфония. Начало этого жанра – пасторальная симфония Бетховена. Симфония автобиографична. Она связана с любовью к Гарриет Смитсон. Свои терзания и чувства Берлиоз воплотил в музыке. Берлиоз сам сочинил литературную программу. Воплотил её в музыке он сюжетно-описательно (шаг за шагом). Берлиоз написал к ней монодраму «Лелио» или «Возращение к жизни» и предполагал исполнять симфонию с монодраматизмом сценически (приближение к опере).   В симфонии 5 частей. Берлиоз назвал её «Эпизод из жизни артиста».

            Iч. – «Мечтания, страсти». В связи с программой Берлиоз переосмыслил сонатную форму. Она монотематична (Г.П. – лейтмотив возлюбленной, на котором строится весь другой материал). Лейтмотив проходит во всех частях симфонии. В репризе сонатного аллегро нет П.П. Есть вступление в c-moll, построенное на материале раннего романса «Эстелла». Оно подготавливает интонации Г.П.

            IIч. – «Бал». A-dur. Сложная 3-х частная форма. Сюда Берлиоз вводит арфы. В средней части – тема возлюбленной.

            IIIч. – «Сцена в полях». F-dur. Сложная 3-х частная форма с обрамлением.

            IVч. – «Шествие на казнь». g-moll. Форма близка вариациям на 2 темы.

            Vч. – «Сон в ночь шабаша». C-dur. Форма похожа на форму оперной сцены, но она (форма) свободная. Оркестровка отличается фантастичностью.

            В симфонии очень большой состав оркестра: 2 флейты + флейта пикколо, 2 гобоя + английский рожок, 2 кларнета + кларнет   in es, 2 трубы, 2 тубы, 3 тромбона, 4 литавры, 2 арфы, 2 колокола, большой расширенный состав струнных. Есть соло литавр программного характера в 3-й части. Изображает гром. В 103-й симфонии Гайдна тремоло литавр не программного характера. В «Фантастической симфонии» необычный гармонический и мелодический язык.

            Iч. Монотематична. Вступление в c-moll. Мелодия из  юношеского романса «Эстелла». 3-х частная форма. Интонационно эта тема подготавливает Г.П.

            Г.П.  – Лейтмотив возлюбленной. Тема у флейты и скрипок. C-dur. Ритм угловатый. Судорожный ритм сопровождения. Довольно большая.

            П.П. – переработанный материал той де темы (Г.П.), но П.П. более порывистая и взволнованная. Она не контрастна Г.П.

            Разработка. В ней развивается тот же материал. Развивается «волнами» – нарастание и спад. Много полифонических приёмов.

            Реприза. Динамичная. П.П. нет (только Г.П.).

            Кода. Постепенное угасание от Ä к ¹.

И в разработке, и в репризе, и в коде лейтмотив возлюбленной проходит в разной оркестровке.

            IIч. – «Бал». A-dur. Терцовое соотношение тональностей (Iч. – С, IIч. – A). Сложная 3-х частная форма. Крайние части – картина бала. В них введены 2 арфы. Они исполняют красочное вступление и в основной части аккомпанируют скрипкам. Впервые в симфонии вводит вальс. Тема у скрипок.

            В средней части – лейтмотив возлюбленной в размере 3/8. F-dur. Играют деревянные духовые (в отличие от струнных в крайних частях). В этой части не участвуют трубы (так как у них слишком резкий тембр) и фаготы (так как тембр у них слишком мрачный).

            IIIч. – «Сцена в полях». Эта часть типична для романтизма. Это – герой и окружающая его природа. Есть пейзажные, изобразительные и психологические моменты. Сложная 3-х частная форма. Обрамлением служат переклички пастухов. F-dur (пасторальная тональность). Начинается с переклички английского рожка и гобоя. Свободный ритм. Тема повторяется в f-moll. Присутствует пентатонность. Основная тема у скрипок и флейты без сопровождения. Тема развивается и приводит к драматической кульминации. Появляется тремоло литавр, после которого идёт речитатив виолончелей и контрабасов и появляется лейтмотив возлюбленной. Следующая кульминация – выражение состояния героя. Появляются разные ум7 аккорды подряд и без разрешения. Обрамляет эту часть в конце пастушеский наигрыш. Вместо ответа гобоя звучит тремоло литавр, которое носит изобразительный характер (тремоло литавр есть также и во 2–й части – 9 симфонии Бетховена – в «Скерцо»).

            IVч. – «Шествие на казнь». В этой части шекспировское смешение драматического и шутовского. g-moll. Форма более свободная. Есть черты 3-х частности и вариационности. Варьируется 2 темы. Варьирование оркестровое. Дивизии у виолончелей и контрабасов. Низкий регистр. Короткие фразы играют валторны с сурдиной. Эти фразы интонационно готовят 2-ю тему.

            1-я тема. Мрачная, суровая. Проходит у виолончелей и контрабасов  октаву.

            2-я тема. B-dur. Блестящая. Проходит у духовых инструментов.

            Далее обе темы варьируются. Особенно фантастична оркестровка в вариациях на 1-ю тему, где каждый звук исполняют разные группы инструментов. Особенно ярко проявляется изобразительность в конце. Последняя мысль о возлюбленной (лейтмотив). В самом конце – соло ударных.

            Vч. – «Сон в ночь шабаша». Отсюда берёт своё начало «Вальпургиева ночь» и «Ночь на лысой горе». Эта часть строится как оперная сцена, а не как часть симфонии. Она ярко воплощает программу. Состоит из нескольких разделов (соответственно программе). Музыка ярко театральна и фантастична, поражает своей оркестровкой. Здесь применяются дивизии у скрипок и альтов, а так же флейта пикколо. В этой части в конце используются струнные con legno (пляска скелетов).

            1-й раздел. Собирается нечистая сила. Берлиоз рисует фантастический пейзаж. Тематизма как такового нет. Все звуки сливаются в гул.

            2-й раздел. Появляется лейтмотив возлюбленной у кларнета in es в карикатурном звучании. Возлюбленная предстаёт в виде ведьмы.

            3-й раздел. Начинается шутовской панихидой. 2 колокола и тубы. В низком регистре Dies Irae (средневековая тема). Она звучит у валторн и тромбонов. Звучит с искажениями.

            4-й раздел. Хоровод шабаша. Звучит фугато на тему хоровода шабаша. Тоска становится неистовой. В конце соединяются Dies Irae и хоровод шабаша.