Евлахов О.А., прелюдия "Маска"
Евлахов Орест Александрович - русский композитор и музыкальный педагог. В 1972 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он является одним из крупнейших русских педагогов по композиции во второй половине XX века, представитель петербургской композиторской школы. В 1941 году Евлахов окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции и инструментовки Д.Д.Шостаковича. С 1947 работает преподавателем, а с 1959 стал профессором этой консерватории.
Среди его учеников такие известные музыканты, как С.Н. Баневич, В.А. Гаврилин, Г.Г. Окунев, А.П. Петров, С.М. Слонимский, Б.И. Тищенко И.И. Шварц, Ю.П. Юкечев и многие другие. Орест Александрович - автор книги «Проблемы воспитания композитора», различных научно - методических работ, а также многочисленных статей и рецензий.
В разнообразном по жанрам композиторском творчестве О.Евлахова преобладают крупные инструментальные произведения: балеты - «День чудес», «Иванушка», «Бронзовая сага»; для хора, солистов и оркестра - вокально-симфонический цикл «Ленинград», «Из искры»; для оркестра им написаны 3 симфонии и сюиты. Фортепианное творчество включает: концерт для фортепиано с оркестром, фортепианное трио, фортепианный квинтет, соната, сюита «Ленинградский блокнот», фортепианные миниатюры. В педагогической практике популярностью пользуются прелюдии. Многие из них имеют программные названия: Диалог, Прелюдия, Мелодия, Маски.
Одной из интересных является прелюдия «Маски».
Маска - это специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды). Название пьесы отсылает нас к балу - маскараду - балу, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Как известно, маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они
составляют одно из любимых развлечений карнавала. Пьеса открывает нам сферу враждебных сил, рисует мрачную и устрашающую маску.
Слушая прелюдию «Маски» невольно возникают ассоциации с творчеством С.Прокофьева, а именно с образами из балета «Ромео и Джульетта».
Прелюдия написана в двухчастной форме, в тональности си-бемоль минор. Начинается небольшим двухтактным вступлением, на фоне тоники с увеличенной квартой звучат настороженные, крадущиеся интонации в левой руке:
Далее на фоне глухих затаенных басов вступает основная тема в дважды гармоническом ладу, что придает ей оттенки фантастичности. Мелодия представлена отдельными короткими мотивами, которые выстраиваются в единую линию. Важно понять логику мелодического развития, ощутить движение мелодической энергии, интонационные тяготения.
Необходимо приучать ученика наиболее тонко слышать ладо - тональные тяготения, различать выразительный смысл отдельных звуков, вводных тонов, альтераций. В целом гармонии терпкие, диссонирующие, остро звучащие, что способствует расширению диапазона ладо - гармонического восприятия современной музыки.
Кульминация во втором предложении приводит нас к полной совершенной каденции. Звучание будто затихает и исчезает.
Во второй части динамика звучания усиливается до mf , мелодия излагается в октавном удвоении, динамика нарастает и звучит с новой силой, насыщая тему новыми оттенками: масштабностью, разворотом, злостностью.
Трели в мелодии придают эффект фантастичности образа. Акцентирование первых долей, sf усиливают напряженность звучания. Ближе к кульминации звучность постепенно насыщается, при чем линия нарастания идет здесь волнообразно, то усиливаясь, то немного затихая к концу фраз. Мощность звучания в кульминации символизирует торжество темных сил. Важным формообразующим моментом является фермата в конце построения.
Вслед за ферматой звучит кода, построенная на основном мотиве, носит также затаенный, крадущийся характер, постепенное diminuendo от mf до pp дает эффект исчезновения.
Сложности:
Начинать изучение пьесы необходимо с работы над отдельными элементами музыкальной ткани.
Особенность и сложность мелодии состоит в том, что она изложена короткими мотивами, которые необходимо выстроить в единую линию. Для исполнения штриха staccato нужно активизировать кончики пальцев, добиться цепкости и остроты звучания.
Необходимо прослушать линию баса и вести фразу согласно развитию мелодической линии. Партию левой руки желательно выучить наизусть, что позволит добиться большей гибкости переносов.
В данной пьесе целесообразно обратить внимание на аппликатуру в левой руке: бас берется 5-ым пальцем, нижний звук аккордов- 3 или 4.
Исполнение средней части требует разворота, но нужно опасаться грубой игры.
Одна из основных сложностей - исполнение октав. При исполнении октав очень важно соблюдать единство линии, горизонтальное направление. Поучить отдельно 1-ым и 5-ым или 4-ым пальцами (черные клавиши играть 4-ым пальцем). Это помогает услышать горизонтальное направление, рельеф мелодии, добиться необходимого качества звучания в каждом голосе.
Известную трудность представляет исполнение трели. Над ними необходимо работать в медленном темпе. Учить трели нужно в определенной ритмической структуре, лучше всего триолями, т.к. они предполагают чередование ударений на разные пальцы, участвующие в трели.
Динамический план играет важную роль. При длительных нарастаниях динамики надо приучать учащихся соблюдать должную постепенность в усилении звука, иначе развитие будет статичным. Например, crescendo в дважды повторяющемся восходящем мотиве (19 - 20 такты) не должно быть особенно сильным, тот же динамический оттенок в кульминации (21 - 22 такты) надо воспроизвести более мощно.
На протяжении всей пьесы используется «прямая» педаль, которая насыщает рельефностью звучание и смягчает удар на сильные доли.
Работа над пьесой является полезной, т.к. развивает ассоциативно - образное мышление, умение объединять реплики и мотивы в единую мелодическую линию, воспитывает сознательное отношение к средствам выразительности и аппликатурную грамотность, способствует развитию пианистических навыков учащегося, а так же ставит задачи поиска колористического звучания и выбора различных способов туше.
Петрова Галина