Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

Аннотация к хоровому произведению И. Ф. Стравинского

«У Спаса в Чигисах»

 

Народная песня – душа народа, в которой отразилась многовековая история русского народа, его мощь, широта и раздолье, печали и радости, находящие живой отклик в душе каждого русского человека. Эмоциональная искренность народной песни во все времена привлекала к ней внимание многих композиторов. Именно интонационная близость к народной песне является причиной широкой популярности многих произведений профессиональной музыки. Интереснейшими примерами обращения к народному материалу являются композиторские стилизации песен в народном стиле и на народные тексты. Именно таким примером является хор a capella для женского ансамбля «У Спаса в Чигисах», входящий первым номером в цикл из четырех «Подблюдных» крестьянских песен Игоря Стравинского.

Творчество И. Стравинского (1882-1971) можно поделить на несколько периодов, в каждый из которых в его музыке преобладает определенное художественное направление. Так в русский период (до 1927-го года) в его творчестве присутствует ориентация на русский архаический фольклор, его образы и тексты. С 1927-го по 1950-е годы проявляются неоклассические тенденции, а после 1950-го года – серийная техника. В творчестве Стравинского хоровая музыка представляет достаточно большой пласт: это и отдельные хоры различного содержания, и хоровые номера из его многочисленных опер. Композитор обращался к хоровому жанру на протяжении всей жизни, во все периоды творчества.

         В русский период это преимущественно хоры в народном духе. Среди них «Подблюдные» песни и хоры из «Свадебки». В следующие периоды творчества композитор создает множество хоровых произведений духовной тематики. Одной из вершин его творчества можно назвать «Заупокойные песнопения» для солистов, хора и камерного оркестра (1965-1966).

Начало ХХ века в России и в целом в Европе было напряженной эпохой. В 1914 году началась Первая мировая война. В это время композитор жил в относительно благополучной Швейцарии, но тяга к родине проявлялась в концентрации русских черт в творчестве этого периода. Аналогично хорам «Подблюдных» песен создавались и хоры из «Свадебки» - на аутентичный фольклорный текст композитор сочинял свои собственные мелодии в русском архаичном стиле.

Интерес к фольклору, особенно к его древним пластам, был очень характерен для того времени. Издавались сборники собирателей фольклора, изучались народные песни и вводились в учебную педагогическую практику. Интерес к русской культуре был высоким и в других странах Европы, где с успехом ставились балеты И. Стравинского, опирающиеся на русские интонации и ритмы: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).

Произведение «У Спаса в Чигисах» написано в так называемый русский период творчества И. Стравинского, когда композитор обращался преимущественно к народным текстам, сюжетам и средствам музыкальной выразительности, основанным на интонациях архаичной песенности. Композитор писал, что в текстах данных песен его привлекли именно музыкально-ритмические качества. Песни сочинялись в период с 1914-го по 1917 год, параллельно с сочинением таких произведений, как «Прибаутки» и «Свадебка».

Хор написан на народный текст, взятый из сборника А. Афанасьева. Собственно текст представляет собой слова святочного гадания – краткий текст-предсказание, который поется всеми участниками гадания, после того, как ведущий, не глядя, вытаскивает из блюда украшение кого-либо из участников. Само название песен – «Подблюдные» – произошло от вида гадания, когда его участники прятали под блюдо свои украшения, а потом по очереди вытаскивали их с предсказаниями.

Полный текст песни очень краток, что характерно для данного жанра народного творчества. В отличие от обычной двухчастной структуры подблюдных песен, в данном случае текст представляет собой одну строфу – четыре строки, – каждая из которых дополняется припевом-возгласом: «Славна, славна!».

У Спаса в Чигисах за Яузою - Славна, славна!

Живут мужики богатые - Славна, славна!

Гребут золото лопатами - Славна, славна!

Чисто серебро лукошками - Славна, славна, славна!

Символика золота и серебра в гаданиях обычно связана с образами благополучия и богатства и увеличения этого добра, а также с образами хлеба и плодородия. Характерно также обращение к образу Спасителя, который считается подателем благ и покровителем крестьян в земледелии и других работах.

         Соединяются строки данной песни в строфу как с помощью рифмы (окончания 3-4 строк рифмуются, а 2-я приблизительно рифмуется с ними), так и с помощью параллелизма (3-4 строки). Выпадает из общего ритма только первая строка – 11 слогов, тогда как все остальные состоят из 9 слогов. Метр данного народного текста переменный, метрически рифмуются только окончания строк, а их начала варьируются. Видимо, именно эта особенность и привлекла к этому тексту композитора, который подчеркнул эту особенность текста в том числе и музыкальными средствами.

         Чередование ударных и безударных слогов текста:

U —́ U —́ U U U U —́ U U

U —́ U U —́ U —́ U U

U —́ —́ U U U —́ U U

—́ U U U —́ U —́ U U

Текст стихотворения декламационный, также композитор добавляет в него различные распевы слогов, позволяющие сдвигать метрические и ритмические акценты.

 

Далее