Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций 

Шебалин В., (Животов ) "Путь в горах"

анализ хорового произведения

 

Музыкально- теоретический анализ.

а)Форма и тональний план.

Произведение написано в простой трёхчастной форме, где вторая часть- развивающая середина, а третья часть-  динамизированная реприза.

                                    a+b  c  a1+b1

 

Основная тональность произведения g-moll , имеется отклонение в параллельную тональность  B-dur (в среднем разделе произведения).

 Такты [1]-[5]-  тематическое инструментальное вступление. Используются плагальные и автентические обороты. Также имеется скрытое отклонение в B-dur и   редкий септаккорд          ступени такт [3].

Вступление оканчивается на доминанте  (см.пример №1).

Пример № 1

  

 1 раздел a+b(4+4)  такты [6]-[9]+ [10]-[13]  наблюдается чередование гармонического и натурального минора (см.пример №2).

Пример № 2

 

Раздел представляет собой период, состоящий из 2х предложений неповторного строения.

2 разделc(11+2)  такты [14]-[24]+ [25]-[26] 

Такты [14]-[16]-инструментальное проведение с богатым гармоническим наполнением. Через доминанту происходит отклонение в с-moll, далее через доминантовый нонаккорд  видим отклонение B-dur (см.пример №3).

Пример № 3

 

 

 

 

Такты [17]-[20]-  кульминация произведения. Наблюдается сочитание  гармонического и натурального мажора, который придаёт этому произведению черты болгарской песенности

Такты [25]-[26]- инструментальная вставка, которая связывает 2 и 3 разделы

(см.пример №4).

Пример № 4

 

 

 

3 раздел a1+b1(4+5)  такты [27]-[30]+ [31]-[35]- динамизированная реприза. Благодаря появлению подголоска произошлоизменение в фактуре.

 

Активное гармоническое развитие произведения, используются трезвучия главных и побочных ступеней, также происходит отклонение в параллельную тональность.

 Тип стихосложения- в строфической форме. Сплетение стиха с музыкой точно подчёркивает характер произведения. Мелодика придаёт колорит болгарской народной песни.

После каждого раздела имеется инструментальная вставка, которая помогает выразить настроение, которое заложил композитор в каждой части произведения.

 б)Фактура.

Композитор использует песенный склад изложения. Наблюдается плотная фактура. Сочинение двухголосное в сопровождении инструмента,который выполняет яркую звукоизобразительную роль, является  основой произведения, т.к в хоре нет развитого многоголосия.

в) Метроритм, темп и ритмические особенности.

«Путь в горах» написан в темпе Andante(умеренно, в ритме шага), размер 3/4 (он неизменный). В произведении использованы несложные ритмические рисунки:

 *пунктирный ритм  ( например такт [1],[8] и т д);

* усложнением ритма является использование триолей;

*ровные длительности( четвертные, половинные).

Произведение не должно представить ритмической проблемы для исполнителей, за исключением триолей, которые необходимо точно просчитать.

г)Мелодика исполнения.

Мелодический рисунок  этого произведения   соответствует содержанию произведения, представляет собой волнообразное развитие . Мелодическая линия напевная с чертами народной песни. Такая мелодика характерна для болгарской народной песни, которая содержит в себе ровные длительности в сочетании с пунктирным ритмом и триолями. Она с точностью отображает образы, заложенные в литературном тексте.

д) Динамика и нюансы.

Композитор использует разнообразную динамику :от pдо f, а также подвижную динамику крещендо и диминуэндо. Инструментальное вступление на мf, к [5] такту наступает затишье, хор вступает наp.

 

В 1разделе динамика постепенно нарастает «Ночь темна»  такт [10],инструментальное проведение продолжается на p, но в дальнейшем такт [15] на крещендо подходит ко 2 разделу.

 2 раздел-  fкульминация произведения такты [17]-[20] (см.пример №5).

Пример № 5

 

 

Такты [21]-[24]- динамический спад. Инструментальная связка звучит на p.

3 раздел-  весь на тихом нюансеp,содержит в себе незначительные динамические изменения:[31]-крещендо, [33]-диминуэндо.

 

Далее