Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

Шебалин В.Я.

анализ хорового произведения "Полынок"

 

Все ходы на чистую кварту и скачки на квинту вверх интонируются остро на хорошем дыхании, а вниз - широко на хорошем дыхании, чтобы не занизить звучание.

В произведении встречаются трезвучия и септаккорды основных и побочных ступеней и их обращения.

Произведение "Полынок" надо сначала пройти отдельно по голосам, а затем их свести вместе в медленном темпе, чтобы прослушать каждый аккорд.

Чтобы при хорошей хоровой звучности не пострадала ясность передачи текста, с одной стороны,  и художественность впечатления – с другой, надо особое внимание обратить на хорошую дикцию.

 Для достижения хорошей дикции хора необходимо:

 – распевать слог прикрытым, округленным звуком;

 – четко произносить «р»-утрированным звуком (раду);

–четко произносить окончания слов, но не выталкивая и не выкрикивая их;

–четко проговаривать согласные на их стыке, присоединяя одну согласную, к следующей.

Дикция в произведении мягкая, т.к. акцент при пении падает на гласные звуки. При работе над дикцией необходимо правильно прочесть текст произведения. При этом следует соблюдать законы вокальной орфоэпии – максимально округленно и звучно пропевать гласные звуки, коротко и четко произносить согласные.

Пение на р требует четкой работы артикуляционного аппарата поющих. Вялая артикуляция может негативно отразиться на качестве дикции хора, что в свою очередь не позволит в полной мере донести до слушателей содержание произведения. В данном случае I фраза исполняется на р, мелодия проходит в партии S.

Для лучшего произношения необходимо предварительно пропеть пару специальных упражнений на дикцию (на одном звуке пропевать слоги «БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ»)

В произведении используется общехоровое, цепное дыхание и дыхание по фразам. Дыхание совпадает со строением фраз и следует равномерно его распределять на четыре такта.

Голосоведение произведения скачкообразное. Для того, чтобы лучше раскрыть характер хора и литературный текст, автор использует кварто-квинтовые скачки.

В произведении используется прием звуковедения legato.

В данном произведении присутствуют и взаимодополняют друг друга разные типы и виды ансамбля: общий и частный, интонационный,  ритмический и динамический, тембровый, темповый, дикционный, интонационный, метроритмический. Ансамбль делится на частный (по партиям), и общий (все голоса). В хоре следует обратить внимание на интонационный, ритмический и динамический ансамбли.

Динамический ансамбль, это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего произведения или его фрагмента. Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью,т. е. силой звучания. Чтобы добиться динамического ансамбля, необходимо требовать от хористов одинаковых приемов регулирования громкости звука. Исполнение на p в начале хора возможно благодаря одинаковой звучности голосов, достигнутой выработкой однотипного дыхания.

Метроритмический ансамбль основан на метроритмическом и дикционном единстве «произношения» музыкально-поэтического текста произведения певцами каждой хоровой партии и правильном соотношении метроритма между партиями.

Тембровый ансамбль – ансамбль, основанный на тембровых качествах

 

певцов. ТЕМБР (франц. метка, отличительный знак) — окраска звука;

 

зависит от различия, сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки

 

других. Для выработки тембрового ансамбля, нужно, чтобы исполнители

 

пользовались едиными приемами и навыками при формировании звука.

 

Слитности голосов по тембру и силе следует достигать, вырабатывая единую

 

певческую манеру, единые вокальные приемы и навыки, единые

 

эстетические критерии.

 

Темповый ансамбль – ансамбль, в основу которого входят темповые

 

качества исполнения. ТЕМП (лат. tempus — время) — скорость

 

исполнения, выражающееся в частоте чередования метрических долей. У хора

 

должо быть постоянное ощущение темпа исполняемого произведения. Для

 

того, чтобы этого добиться, существуют специальные упражнения.

 

Например: берем фрагмент произведения и исполняем по руке дирижера, а

 

он, в свою очередь, жестом показывает ускорения и замедления. После этого,

 

произведение исполняется в своем темпе. Путем сравнения исполнители

 

привыкают к основному темпу, внимательно следят за дирижерским жестом,

 

что дает нам правильный темповый ансамбль.

 

         Настоящий ансамбль, слитность которого естественна и органична,

 

создается не под давлением индивидуальной свободы партнера, он возникает

 

тогда, когда неразрывность контакта не только не обременяет партнеров, но

 

и служит дополнительным источником силы и уверенности. Главное правило

 

ансамбля – слушать и слышать рядом сидящего.

 

 

 В хоре использованы  восьмые, четвертные, пололвинные и целые длительности. Для их точного исполнения, следует пропульсировать длительности шестнадцатыми.

Метрические трудности могут возникнуть при пении длинных или  залигованных нот.

 

Пример8.

Такты:1-2,27-29

 

При работе над произведением можно применять дробление долгого звука более мелкими длительностями.

При пении восьмых длительностей необходимо стремиться к неспешному, но упругому их пропеванию.

При работе над динамическим ансамблем следует обратить внимание на тихую нюансировку, чтобы партии в хоре звучали одинаково по звучности.

От чистоты интонирования, от умения хористов слушать себя и друг друга зависит ансамбль хора.

При работе над произведением, нужно обратить внимание на все виды ансамбля, дикцию, правильное произношение слов, интонацию, а также темп. Произведение исполняется в темпе moderato (умеренно). При работе над темповым ансамблем, нужно пропевать трудные места в замедленном темпе, постепенно ускоряя его  до нужного.

  

 

 Исполнительский анализ

 

При кажущейся на первый взгляд простоте произведения, основная и серьезная работа падает на преодоление исполнительских трудностей. Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Исполнительский анализ должен охватывать все художественные особенности произведения в их взаимосвязи, учитывать их выразительное значение для создания музыкального образа.

Кропотливой отделки требует фразировка произведения. Произведение «Полынок» написано для смешанного хора, в трехчастной форме. Исполняется в умеренном темпе, в размере 4/4 (на протяжении одного такта, размер меняется на 3/2).

 При дирижировании и заключительной работе над произведением необходимо стремиться к обобщению частных деталей исполнения, соразмерности их с формой произведения.

Разучивание хора «Полынок» Шебалина расширяет музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных вокально-хоровых исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижера, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Для управления хором при исполнении этого произведения дирижер должен владеть четким показом вступлений и снятий звучания, показать цепное дыхание, фермату в конце произведения, показать прием звуковедения legato, показ контрастной нюансировки.

Для мелодической линии, в данном произведении, характерны мелодичность, широта. Гармония хора красочна. Встречаются тонические аккорды с  обращениями, аккорды S и D функций, а также аккорды II ступени. Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на скачки. Пропевать скачки следует аккуратно, не набрасываясь на звук. Поэтому надо следить за тем, чтобы не было крикливого, формированного звука. Он должен быть округлым, плотным, в хоровой вокальной позиции. Атака звука - мягкая.

В мелодии есть распевания гласных на несколько звуков. Эти распевания  украшают, обогащают мелодию, однако составляют определённую  трудность для певцов.

Большую роль в создании музыкального образа играет  нюансировка. Гибкая фразировка, которая достигается  с помощью нарастания и спада динамики, требует от певцов чуткости, тонкости исполнения.

Исходя из анализа хорового произведения, напрашивается вывод, что оно может быть исполнено не только профессиональным хором.     Рекомендуемые  репетиционные приёмы: пропевание трудных мест в замедленном темпе, ритмическое дробление длительностей на более лёгкие, произвольные остановки на отдельных аккордах, утрированное произнесение текста в быстром темпе. Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями. На первом этапе разучивания  особого внимания требует интонационная и метро-ритмическая точность исполнения.

Необходимо ощущение опорных точек, к которым устремляется мелодическое движение. Работая над отдельными фрагментами, важно помнить о целостности произведения.

Назад