Рахманинов С.В.
Анализ хорового произведения "Слава народу"
По жанру произведение "Слава народу" представляет собой гимн. Гимн русскому народу, гимн нашим предкам, которые в тяжелых сражениях отстаивали свободу и независимость нашей Родины. Написано оно для женского хора с сопровождением. Склад письма - гармонический. Форма - трехчастная, репризная. Основная тональность - G-dur. Размер 4/4. Темп первой части и репризы - умеренный, в средней части - чуть замедленный. Динамика контрастна.
Начинается произведение с торжественного запева на динамике f. ("Слава! Народу нашему слава") Параллельные сексты у хора и широкое расположение звуков в оркестре придают этой фразе объем, величие, значимость. Тема распевна, с максимальными скачками в терцию. В следующей фразе оркестр уходит на второй план. В хоре тема сопровождается имитационными подголосками у альтов. Начинается фраза на динамике mf, а к концу предложения достигает f. Хор заканчивает фразу на субдоминанте, но на 4-ой доле последнего такта в оркестре звучит доминанта, которая разрешается в следующем предложении. Во втором предложении тема переходит к альтам, у сопрано - подголоски на терцию выше. Динамика ff, плотная фактура в оркестре, высокая тесситура у хора придают теме особую звонкость, пронзительность. Вторая фраза начинается на subito pp, с синкопы у хора. Тема приняла строгую, собранную форму - без распевов, повторяющийся ритм, унисонное изложение в средней тесситуре. Композитором созданы наиболее удобные условия для подачи слова. Здесь особенно важна четкая дикция.
Средняя часть начинается с нового размера (3/4), с динамики mf, и немного замедленным темпом. Контрастируя предыдущему предложению, тема здесь очень распевна, состоит из секундовых интонаций. Второй такт фразы – секвенционное продолжение первого. В третьем такте возвращается исходный размер (4/4). Далее следует постепенное развитие до f. В последнем такте предложения есть divisi в партии сопрано.
Реприза - кульминация всего произведения - начинается с ff, в первоначальном темпе. В запеве ("Слава!") у сопрано звучит квартовый скачок. Аккомпанемент состоит из триольных аккордов. Тему во второй фразе ("Доля народа, счастье его, мир и свобода прежде всего") начинают альты (в отличие от первой части), а у сопрано - яркая, утверждающая имитация на чистую квинту выше. В последнем предложении на первый план выходит оркестр - его звучание достигает кульминации - пунктирный и триольный ритм, сменяющийся ровными восьмыми, затем ровными четвертями, нарастающая до ff динамика завершают произвдение.
Произведение "Слава народу" написано для женского хора c сопровождением.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано: ре-диез 1-ой октавы - соль 2-ой октавы.
Альт: си малой октавы - до 2-ой октавы.
Тесситура средне-высокая. Высокая тесситура исполняется на динамике f, ff, так что это не должно вызвать особых сложностей у хористов. Сложности могут возникнуть динамические (длинные crescendo), метроритмические (смена размера, темпа во второй части), дикционные (особенно в местах с имитационной полифонией). Каждая из вышеперечисленных трудностей требует индивидуального подхода и решается за счет репетиционной работы.