Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Прелюдия e-moll Шопена

 Цикл фортепианных прелюдий Шопена – это своего рода энциклопедия всего творчества великого композитора, ярчайший образец его стиля, где невольным вдохновителем стал Бах и его «Хорошо темперированный клавир», хотя принцип построения прелюдий несколько иной – по квинтовому кругу с чередующимися параллельными тональностями. Каждая миниатюра из альбома – это ярчайший образ, наполненный своей философией, «энциклопедия романтизма» - так называют критики цикл прелюдий, это вершина творчества композитора, созданная в эпоху эмоционального подъема, это образцы и светлой лирики, и легкой беззаботности, и глубокой печали.

Прелюдия №4 ми минор из оп.28 – фортепианная миниатюра, полная  глубокого трагизма и душевной боли утраты. Антон Рубенштейн  называл ее одним из самых трагичных произведений во всей мировой классике. Плач, слезы, вздохи, жгучая боль и тихая скорбь – все запечатлено в этой маленькой пьесе. По эмоциональному наполнению миниатюру часто сравнивают с Crucifixus из си минорной мессы Баха – та же скорбность, те же секундовые и терцовые нисходящие интонации, составляющие основу прелюдии.

Произведение написано в форме периода, состоящего из двух предложений. По структуре их можно обозначить как А + А1. Прелюдия построена по принципу хроматической гаммы. Мелодия правой руки немного статичная, с «плачущими» интонациями малой секунды, что создает атмосферу печали, скорби и трагизма.

Басы в левой – мерные, ровные, лишенные какой-либо ритмической экспрессивности. Нисходящее движение аккордов также построено по принципу хроматических ходов.

Гармонизация постоянно меняет свою окраску, но довольно долго находится в состоянии неразрешенности – диссонансы меняются один за другим, долго не находя тонического завершения. Так, начальная тоника меняется септаккордом второй ступени, плавно переходит в уменьшенный септаккорд и надолго задерживается в доминантовой группе в разной ее вариантности. Такая доминантовая окраска создает ощущение огромного внутреннего напряжения и неизменной неустойчивости, которую усиливают секундовые интонации в мелодии прелюдии.

Первое предложение так и не пришло в тонику, закончившись доминантовым септаккордом с пропущенной квинтой.  И даже начавшаяся тоника в начале второго предложения не дает разрешения, а продолжает тематическую основу, полную трагизма и скорби. Но долго сдерживаемые эмоции ищут выхода, и секундовые «плачущие» вздохи разливаются в широкую по своему диапазону мелодию, сопровождающуюся мощным динамическим усилением. Так буквально врывается кульминация, три такта несдерживаемого потока чувств – и снова застывшая малая секунда и нисходящее движение.  В басах и после взрыва эмоций доминантовое преобладание на находит тонического разрешения, а прерывается кадансовым оборотом с шестой ступенью. Мажорный по структуре аккорд не дает ни просветления, ни облегчения и довольно быстро опять переходит в диссонанс, что только усугубляет преобладающую напряженность.  Тоническое разрешение происходит только в последнем такте – глубоким низким полным трезвучием с утроенной первой ступенью.