Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Прелюдия №2 ор.11  a-moll Скрябина

Александр Николаевич Скрябин – является одним из наиболее заметных и крупнейших композиторов конца 19 начал 20 века и является выдающимся пианистом. Среди своих современников Скрябин является очень яркой личностью и выделяется сложностью творческого облика. Его творчество рассматривается совершенно стоящее особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. В своих произведениях автор до предела усложняет гармонию.

Вторая прелюдия  ''ля минор''  из цикла прелюдий соч.11 могла бы называться по разному, но принято ее называть ''Грустным вальсом''. Была написана Александром Николаевичем в ноябре 1895 года  в Москве. На фоне мерных четвертей в трехдольном – вальсовом размере (левая рука) в мелодии мотивы ведут диалог. В нем слышатся вопросы и какой – то порыв – на это тут же звучат интонации сожаления и разочарования. Все очень тонко, слегка болезненно, зыбко и грустно. В этой пьесе  наблюдается  относительно  спокойный характер музыки. Но наблюдаемое спокойствие не равносильно некоей изначальной умиротворенности. Начало произведения более взволнованное, эта своеобразная лирическая, по своему вспыльчивая мелодия, является основным содержанием пьесы. Различные типы лирики которые проявляются в этой прелюдии можно отнести к Чайковскому. Наблюдаемую лирическую красочность Скрябин подчеркивает  элементами размеренного аккордового склада, который ясно прослеживается в прелюдии.

В прелюдии наблюдается развитие  несколькими волнами, соответствующими двум предложениям периода. В первом периоде движение четвертями в верхнем голосе появляется лишь в заключительной фразе. Она воспроизводит увеличение ритма в двух четырехзвучных мотивах, которые были изложенных в начале пьесы восьмыми. При этом данные мотивы идут в обратном порядке, что создает некий элемент симметрии, способствующий относительной завершенности предложения. Данное подчеркивание начальных интонаций пьесы в конце предложения, их укрупнение встречается и в других прелюдиях Скрябина, к примеру  как в  22 прелюдии ор.11.
В прелюдии средствами лирики служат многочисленные опевания звуков, доминантсептаккорды, задержания, так же элементы хроматики.

Для того чтобы дать полную оценку пьесы и содержащейся в ней творческой находки следует глубже вникнуть в ее средства, разобраться в теме, технической и музыкально – языковой задаче. На протяжении небольшой прелюдии Скрябина звучит последовательность доминанты и субдоминанты в разных масштабах и тональностях, но тем не менее она не нарушает сглаженность и плавное течение музыки.

По всему произведению наблюдается аккорды идут более последовательно 1-3-4-5,тоесть и при восходящих и при нисходящих движениях музыки присутствует устойчивая последовательность (при нисходящих 5-4-3-1).

Гармония Скрябина определенно имеет с гармонией Шопена, как ее еще называют ’’шопеновской традицией’’ (изысканная, тонкая, мелодичная музыка), а так же с гармониями Р.Вагнера и Ф.Листа.

В прелюдии ля минор Скрябина, в которой как в ранних так и в поздних произведениях,а так же прелюдии которые излогаются репризных формах, наблюдается достаточное количество секвенций, которые добавляют утонченности звука. Наблюдаются секвенции как в начале произведения,так и в середине, а так же и в репризах. Наблюдается усиление секвенции что служит так сказать ускорением или накалом пьесы. В секвенциях Скрябина возможно кому то может показаться что есть некая одинаковость, но это будет ошибочное мнение. Так и в этой пьесе секвенции поражают своей разнородностью, мелодичностью и тонкостью оттенков. Как и в большинстве секвенций Скрябина доминируют кварто – квинтовые сходство частей. Это добавляет музыке Александра Николаевича теплоты, огромное количество разнообразных оттенков, музыка начинает литься как река.

Гармония в прелюдии сопровождается как спадами так и падениями мелодии, которые наблюдаются на большом масштабе строк. Схожая гармония наблюдается и в произведениях Шопена. Гармония с взрывом подьемов и спадов повторяется и во втором фразе. Гармония не сильно выступает во главе, а наоборот, становится второплановой, но добавляет красок в мелодию, появляются вспомогательные аккорды.

Довольно таки у многих композиторов того времени встречаются  схожие гармонии и субдоминантовые обороты, но Скрябин не теряет своей индивидуальности и значимости в мировой музыке.