Л.Николаев
Аннотация на хоровое
произведение "В поле ветер веет"
Жанр, форма произведения
Жанром произведения является хоровая миниатюра.
Форма данного произведения трехчастная простая. Вторая часть - середина противопоставляется
крайним разделам. В буквенном обозначении ее можно представить как А+В+А1. В репризе 1ое
предложение повторяется, а 20е полностью изменено.
1 часть - (1-8 такты) - период, состоящий из 2 предложений (4+4), однотональный, квадратного строения, заканчивается
на доминанте. Данные признаки подтверждают, что этот период нормативный.
2 часть - (9-24 такты) - период, состоящий из 2 предложений (8+8), квадратного строения, имеет вопросно-ответную связь,
заканчивается на тонике частной тональности (G-dur).
Хотелось бы отметить, что 1 и 2 предложения начинается с запевов в стиле русской народной песне.
3 часть - (25-32 такты) - период, состоящий из 2 предложений (4+4), квадратного строения, имеет вопросно-ответную связь,
заканчивается на тонике главной тональности.Музыкальный материал движется в
зависимости от структуры текста. Первая строфа - это экспозиция (1 часть), 2 и 3 строфы - развитие,
4 строфа - это итог, завершение произведения.
2.4 Анализ мелодии
В данном произведении мелодия проходит у сопрано в тех местах, где фактура гомофонно-гармонического склада. Чередуясь, мелодия появляется то в женской, то в мужской партии, когда
появляется полифония. Женские голоса - образ женщины, мужские - мужчины.
Произведение написано в стиле русской народной песни. Встречаются распевы на гласные, мелодия
движется вокруг устойчивых звуков, опевая их:
В процессе развития появляются скачки на ч.4, м.6 и м.7, мелодия становится более выразительной:
Диапазон мелодии увеличивается с наступлением кульминации, все партии поют в высоком регистре,
а особую краску придает седьмая пониженная ступень в соль мажоре, которая повторяется дважды
в мелодии, подводя к вершине развития. Выше было сказано, что произведение написано в духе
народной песни, а для нее характерно употребление старинных ладов. 7 пониженная ступень
свидетельствует о том, что здесь употребляется миксолидийский лад:
Реприза начинается как сначала, мелодия движется вокруг квинтового тона. Но в 29 такте появляется скачок на чистую октаву, чтобы выделить смысловую кульминацию - «как придут по сердцу очи голубые!»:
2.5 Анализ метроритмических особенностей
Большое выразительное значение имеет метроритм.
Здесь размер переменный. Систематически чередуются 5/8 и 3/8, и фрагментально появляется 9/8.
Чередование пятидольности и трехдольности выражает тонкий, подвижный и легкий характер.
Несимметричность, непрерывистость, легкость, ощущение единой линии - все это признаки хоровода.
Отсюда следует, если рассматривать данное произведение как жанр русской народной песни, то
можно сказать, что это лирическая песня с
элементами хороводности.
Размер 9/8 появляется в тех местах, где автор желал выделить смысловые акценты.
Ритм в произведении преимущественно ровный, что характерно для русской народной песни. Все
фразы заканчиваются на слабую долю.
2.6 Ладотональный план
Основная тональность e-moll. В процессе произведения уходит в параллельную тональность. Это
очень характерно для русской народной, редко встретишь песню, в которой постоянно меняются
тональности. E-moll встречается в натуральном и гармоническом и фригийском ладах, a G-dur в гармоническом и миксолидийском ладах.
G-dur появляется в кульминации произведения на словах «без пути, без света свою долю сыщет!»,
это говорит о напористости и целеустремленности, о боевом духе русского человека.
2.7 Анализ гармонического языка, фактура
Гармонический язык данного произведения разнообразен. Присутствуют аккорды всех функций, а
также различные альтерации. Например, II2#3 приходится на конец фразы после тоники:
Очень интересно звучит VII65#1ь3, который следует после неаккордового созвучия и разрешается в
G-dur:
Благодаря альтерированным аккордам, создается больше напряженности и тяготения к тонике,
что очень помогает в раскрытии образа. Заканчивается произведение традиционно полной
совершенной каденцией.
Фактура: гомофонно-гармонический склад изложения с элементами подголосочной полифонии.