Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Список всех аннотаций

 

Коваль М.В. оратория "Емельян Пугачев"

(надо вставить нотные примеры)

В оратории «Емельян Пугачев» (слова В. Каменского) раскрыта историческая тема – крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Драматургическая линия оратории отличается рельефностью, образы очерчены ярко. Действующие лица – народ, Пугачев, его жена Устинья, башкирская девушка – имеют выразительную музыкальную характеристику. Народные сцены, написаны с большой убедительностью, составляют основу оратории. Тринадцать номеров оратории делятся на две части. Часть первая: «Ночь степная на Узени», «Песнь Устиньи», «Ой, земля - земелюшка», «Воля вольная»; часть вторая: «Пугачевский сбор», «Песня башкирской линии», «Бой», «Предательство», «Казнь Пугачева», «Финал». Драматургия этих частей близка к оперным действиям (не случайно позднее в опере «Емельян Пугачев» Коваль использовал почти все номера оратории). В первой части дан образ угнетенного, задавленного нуждой народа.

Хор крестьян «Ой, земля-земелюшка» как бы концентрирует в себе все страдания, всю меру отчаяния голодных и бесправных людей. Коваль пишет это хор без сопровождения, тем самым еще больше приближает нас к народной песне. Хор написан в сложной 3-х частной форме АВА₁. Первая часть А – период из 3-х  предложений.

На протяжении всего первого предложения звучит альтовая партия со своим плотным, густым, бархатным тембром (пример 1).

 

Начало хора звучит тяжело, обреченно. Квинтоль в запеве Альтов придает мелодии свойственную народным песням несимметричность размера.                   

Во втором предложении этой части вступает весь хор на вокальном приеме «закрытый рот», только сопрано ведет мелодию и исполняет роль подголоска. (пример 2).                                                                                                                               

 

Третье предложение, период повторного строения, заканчивается на D (вопросительно, пример 3).

Вторая часть В – период не повторного строения, состоящий из 2х предложений. В первом предложении (на слова «Ой, земля-земелюшка!») приводит к мощному унисону всех партий хора – «Помоги, Емелюшка!» (пример 4)

Во втором предложении голоса резко делают скачек вверх в нюансе forte – звучит кульминация. Как плачь звучат нисходящие хроматические ходы голосов.(пример 5)

Кульминация способствует увеличению динамики и изменению темпа: pocoapocopiumosso (мало по малу более подвижно).

Третья часть А₁ - реприза. В отличие от первой части репризу поет мужской состав хора. В исполнении Басов тема приобретает еще большую тяжелость. (пример 6)

Тема Сопрано из первой части переходит к Тенорам и накладывается мотив «Помоги, Емелюшка!» из первой части у Альтов. На последних тактах звучат все хоровые партии.  

В хоре преобладают черты народной песни: внутрислоговые распевы, подголоски, унисоны сменяющиеся многоголосием. Преобладает гомофонно-гармонический  склад письма. Тональность b-moll придает серые, мрачные тона хору. Размер постоянный на протяжении всего хора 4/4. Темп первой и второй частях Larghetto – несколько скорее чем Largo(широко, очень медленно), но медленнее чем Andante(не спеша).

Динамика хора очень разнообразна. В  первой и третей частях она развивается от piano до mezzoforte, во второй части – от mezzoforte до fortissimo в момент кульминации. Хор написан для 4х голосного смешанного хора acappella. Композитор использует divisi партий: во второй части у Сопрано и Теноров (см.пример 5), а в заключении у басов.

Общий диапазон хора:

 

 

 

Диапазоны партий: С                        А                         

 

Т                      Б

Тесситура удобная. В кульминации используются верхние регистры в нюансе от mezzo forte до forte, в остальном преобладают средние и низкие регистры.

Дыхание по фразам, внутри фраз цепное. В моменты когда хор поет закрытым ртом, композитор сам помечает в партитуре общехоровое дыхание (см. пример 2). Способ звуковедения Legato(связано), что соответствует драматическому образу произведения.

При работе над произведение могут возникнуть:

1.Интонационные трудности (скачки на широкие интервалы).

2.Исполнение унисонов, октавные удвоения (см. пример 4 и в заключении у Басов).                                                                                                     

 3.Интонирование хроматизмов.

  4. Исполнение квинтолей.                 

Трудности могут возникнуть с темпом и его изменениями. Хор должен постоянно взаимодействовать с дирижеров.

Дикционные трудности:

1.Максимально допевать гласные.          

  2.Согласные с конца слога переносить к началу следующего.   

 3.Согласные произносить четко и быстро.

Дирижерские задачи:

1.Донести характер произведения.                   

 2.Передать форму.                                          

 3.Показывать четкие ауфтакты, снятия.      

 4.Показать развитие динамики.