Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Соната Клементи B-dur, op.9 №1

В музыкальной практике XVIII в. классическая соната составляла репертуар для профессиональных исполнителей, развлечение для любителей и материал для обучения. Виртуозы-пианисты  блистали высочайшей техникой, мера владения которой определяла степень их творческой состоятельности. В то время, особенно для Клементи, были характерны  такие особенности  как: «блестящий стиль», под которым понимались наивысшая степень трудности, предельная беглость, отчётливость звукоизвлечения; и «бравурность» (бурные пассажи, шквалы октав и аккордов), необычайно насыщенная эмоциональная атмосфера.

Если говорить об общей характеристике его сонат, то необходимо сказать, что сонаты Клементи во многом следуют венскому классическому стилю, т. к. совпадают по времени. Одновременно они отличаются рядом особенных качеств: часто яркий эмоциональный строй, огненный темперамент сонат, широкий диапазон фактуры, октавным дублированием мелодии, наличие маркизовых, альбертиевых басов, в средних частях заметна некоторая «грузность» фактуры из-за многозвучных аккордов, однотемная сонатная форма считаетсы существенным признаком клементиевского стиля,  а также трёхтональная экспозиция, типичная для минорных сонат Клементи. 

         Экспозиция. (1-34т) Главная (ГП) и побочная (ПП) партии традиционно имеют контрастные характеры. ГП- активный, бодрый, сильный и волевой характер (1-9т.). ПП- напевная, мягкая, лирическая (15-23т.). ГП написана в основной тональности, а  ПП в доминантовой тональности- F-dur.   Гармония ГП и ПП  подразумевает наличие субдоминантовой и доминантовой функции в простых   оборотах.  Связующая партия (СП 10-15т.) содержит в себе модуляционный переход в побочную тональность (F-dur). Переход осуществляется в 13 такте на 1 доле через S6-акк #1,#3; D; Т.   СП имеет сходство с ГП в ритмическом и интонационном отношении (16-е длительности+ опевание ступени, основанное на повторении).  Вторая связующая  партия (24-34т.) здесь имеет функцию развитого дополнения. Написана она F-dur, как и ПП. Мелкие длительности, доминантовый органный пункт в неустойчивой тональности придают характеру активность, импульс движения, напряженность и  возможность перейти в заключительную. В заключительной партии (ЗП 35-58т)  развиваются и ГП,и ПП, раскрывая  их новые черты и свойства. Разработку можно поделить на 2 раздела, каждый представляет из себя период по 12 тактов. Первый период (6+6) состоит из двух предложений повторного строения, в которых содержатся характер контрастных тем ГП и ПП. (в первом предложении полная устойчивая каденция). В 37 такте происходит отклонение в d-moll через D4\3, а затем в возвращение основную тональность через S#1, D, D2, T6 уже в F-dur.  Второй период (7+5) также состоит из 2-х предложений (1 предл.-полная совершенная каденция II6, K, D7, T. 2 предл. - S, D, T,  полная устойч.). Последнее предложение (54-58т) можно назвать предыктом к разработке.

 Разработка (59-93т) строится на экспозиционном материале, но всё же по строению и характеру изложения явно контрастирует. Это способствует драматизация, характер становится более напряженным и  накаленным и неустойчивым. Типичным в разработке является появление новой тональности (g-moll через D7 в 61 такте), появляются альтерации (S бемоль1,3 74-77т). Условно разработку можно поделить на 4 раздела, которые явно отличаются друг от друга фактурой и характером (8+11+7+9). Заканчивается разработка в главной тональности доминантовым предыктом, подготавливающий репризу.

 Реприза (94-145т) воспроизводит экспозицию без всяких изменений в ГП, но с тональным изменением ПП и ЗП, т. к. они звучат здесь в главной тональности. Это обстоятельство вызвало необходимость переработки СП, в которой появляется сопоставления разных тональностей, строящихся по диатонической секвенции на секунду вверх D7-Т - (103-106т). Соответственно, появились такие тональности: Es-dur, F-dur, g-moll.   Здесь связь между ГП и ПП ощущается намного сильнее, чем в экспозиции, т. к. проходят они в единой главной тональности.  Заканчивается реприза также без изменений, но в главной тональности B-dur.