Зиновьев "Осень", хоровая аннотация
С одного из стендов смотрят фотографии работавших здесь людей. Андрей Вячеславович Зиновьев.
Умное открытое лицо, спокойный серьёзный взгляд. Скорее всего родные ,друзья , знакомые, коллеги,
многочисленные студенты, в разное время учившиеся у него, помнят это лицо немного другим-живым,
подвижным , увлечённым , с огоньками идей в глазах.
Родившись в интеллигентной московской семье, отличавшейся простотой, скромностью и московским
гостеприимством ( отец-учёный , профессор, мать-актриса Московского Художественнаго театра) , Андрей Вячеславович постоянно находился в насыщенной творческой среде. Под её влиянием и
сформировалась та творческая «жилка», которая всегда «пульсировала » в нём; там надо искать
корни простого, корректного, интеллигентного отношения к людям, не допускающего ханжества,
карьеризма. Светло и радостно воспринимал он жизнь, с ним было легко находиться рядом.
Андрей Вячеславович Зиновьев получил солидное музыкальное образование в Московской
консерватории у зав. кафедрой хорового дирижирования профессора В.П.Мухина . После окончания
консерватории работал с различными самодеятельными коллективами, среди них такие коллективы,
как хор «Трудовых резервов», хор ЦДРИ. В хоре ЦДРИ А. В. Зиновьев работал у Е. А. Лобачевой-
известного хорового деятеля и педагога.
В начале 60-х годов он становится преподавателем МГИК, одним из первых получает доцентуру. Как у всех
творческих людей , у Андрея Вячеславовича были разносторонние интересы- это и техника , и
автомобиль, и железная дорога на даче , и раствор для строительства , и краски для различного
домашнего использования. Одним словом- на все руки. И это не говоря о творческой
изобретательности в области своей специальности.
Так , немало сил было отдано конструированию устройств , как писал Андрей Вячеславович ректору
МГИК в докладной записке , в значительной степени ускорявшего процесс восприятия и осмысления
курсов «Хороведение и методика работы с хором» и «Хоровая аранжировка» . Десятилетием раньше Зиновьев делал расчеты и чертежи при конструировании хоровых подставок
для хорового класса нового здания . Стараясь быть всегда в гуще жизни , в том числе и музыкальной ,
он оставался простым и открытым человеком, очень любящим музыку и старающимся заразить этой
любовью всех. Поэтому совершенно естественно появление самоучителя для школьников «Учимся
петь по нотам», методических указаний с разбором песен в предисловии к «Репертуару хоров
художественной самодеятельности» , цикла лекций «заочного семинара», «хоровой класс» в КПР ( 1976), «Творческий путь ваятеля музыки» -страниц музыкальной деятельности профессора В. Г. Соколова , статей о музыке в журналах и
газетах.
Андрей Вячеславович принимал участие в сборе материала для хрестоматии (МГИК) по хоровому
дирижированию для институтов культуры. Но , наверное , самым важным ,близким и дорогим ,
очень ответственным делом было сочинение музыки . Это было большим творческим увлечением .
Талантливый музыкант , щедро одарённый умом и чувствованием , на протяжении всей жизни
проявлял незаурядные композиторские способности . У него много обработок и переложений для
хоров различных составов.
Такие как «На горочке -на горе» , « Подай балалайку» , «Ехал мужик в сторону» ,
«Там вдали за рекой» и другие . Есть обработки песен других народов ,например:
«Путь в горах» (болгарская) , «Перика» (мексиканская) , «С дальнего ранчо» (аргентинская) , «Пылают розы» (австрийская) .
Много обработок напечатано в сборнике ЦДРИ. И, конечно же, оригинальные сочинения , их
почти сорок. Стихи многих поэтов привлекли к себе внимание композитора , в их числе : Пушкин ,
Есенин (этот поэт был особенно им любим) ,Кондратковская, Северянин,
Кулиев , Исаковский , Долматовский и ряд других.
Особенностью создания хоровой музыки , то, что руководители хоров часто пишут для своего
конкретного коллектива или не для своего , но хорошо знакомого коллектива. Так произведения
А. В. Зиновьева пели студенческие хоры МГИКа , Магнитогорская хоровая капелла под руководством
бывшего директора магнитогорского музыкального училища, огромного энтузиаста хорового дела,
недавно умершего Эйдинова, хоровая капелла Юрлова под управлением Ю. Б. Ухова, самодеятельные
хоры различных обьединений.
В творчестве А. В. Зиновьева отразились и патриотизм , и гражданственность, и простота, и
сдержанность , и искренность. В нем присутствует особый интерес к слову-точное выражение мысли ,
красота звучащего слова , необычные словосочетания. Отсюда и большое разнообразие мелодий.
Все произведения А. Зиновьева необычайно мелодичны.
Это касается не только вокальных партий , но и фортепианного сопровождения.
Андрей Вячеславович обладал богатым лирическим даром, разнообразным в своих оттенках. Мы
все жители городов, и нам конечно очень близка стихия гомона, гудков, скоростного шума
автомобильных магистралей. И композитор , создавая песни, романсы, хоры на стихи о природе,
о своём доме , о деревне , помогает человеку остановиться ,прислушаться к себе, к близким ,
к окружающей его природе.
Поэзию С. Есенина А. В. Зиновьев особенно любил , она волновала его всегда своим лиризмом,
щемящей ноткой, простотой и ясностью. Ухо музыканта во всём слышит музыку ,чутко улавливая
её из шума городов, из тишины деревень, из сочетания слов… Своим «слышанием» поэзии С. Есенина
поделился со всеми и А. В. Зиновьев.
Во многих произведениях чаще всего пользуется простой куплетной формой, ясной выразительной
гармонией в пределах классического взаимоотношения функций мажорно-минорной системы,
пользуется красивыми гармоническими созвучиями.
Аккомпанемент часто играет звукоизобразительную роль: переборы гармони в «Сыпь тальянка»
или бег саней «Слышишь мчатся сани» .
Иногда аккомпанемент подчёркивает красоту мелодии («Спит ковыль», «Я помню»),
ведя своеобразный дуэт с вокальной линией, в то же время давая нужный гармонический фон.