Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шебалин В.Я. "Берёза", хоровая аннотация

 

Особенности ансамбля.
1.Ритмический ансамбль
Партитура Шебалина от начала до конца выдержана в едином темпе (andantino). Это уже является

 трудностьюЧтобы выдержать всё произведение от начала до конца в одном темпев жесте

 дирижёра должна быть пульсация восьмымиЯ считаючто наиболее приемлемый темп в данном

 произведении – четверть=64-66не должно быть ощущения загнанности ив то же время,

 должно быть движениеПеред началом пения можно показать пустой тактчтобы найти нужный темп.

 Ещё одной трудностью данного произведения является постоянная смена размера (4/4 и 3/2). В 

размере 4/4 счётная доля – четвертьв размере 3/2 – половинная

Чтобы при смене размера остаться в том же темпене потерять пульсациюв тактах в размере 3/2 

оставить счётной долей четверть и дирижировать по трёхдольной схемеудваивая каждую долю.


Темп необходимо выдерживатьне ускоряя восьмые и не замедляя четвертиДля того чтобы избежать 

ускорениявсе восьмые нужно максимально пропеватьВ жесте дирижёра должна присутствовать

 пульсация восьмымиРаспространённой ошибкой является ускорение во время crescendo 

(тт9-10). Четверти в этих тактах нужно «наполнить» пульсацией восьмыми


Ритмически чёткими должны быть переходы у теноров и басов (тт1-915-18), 

должна быть внутренняя пульсация восьмымиДля того чтобы достичь чёткости в переходах на

 репетициях можно попеть на слог «ду». Сопраночтобы вступить в 7 такте в нужном темпедолжны

 мысленно пропевать мелодию вместе с альтамиНа репетициях сопрано могут петь тему вместе с

 альтами


Ритмической трудностью данного произведения является вступление некоторых партий не в основную

 метрическую долю такта (тт147151618). Нюанс pianissimo обостряет эту проблему (на piano

 вступить сложнеечем на forte). Но благодаря первому аккорду мужского хора у альтов есть 

возможность настроиться на характер и темп произведения.


Ритмической трудностью данного произведения являются паузыВосьмые паузы нужно чётко 

выдерживатьне перетягивать концы построений (тт.48,1619). Восьмая пауза в 21 тактена мой

 взглядиграет роль люфта перед последними аккордамипоэтому здесь можно чуть-чуть оттянуть

Перед четвертными паузами во 2 и 11 тактах можно снять хор как в долютак и с перетяжкой



2.Динамический ансамбль.
Динамические нюансы распределяются в произведении следующим образом:

О чём грустишь ты у пригорка 
Росу роняя на песок?

Мы принесли сюда ведёрко,

Чтоб твой весенний выпить сок.

Быть можетты за нашу радость,

Когда мы ляжем средь полей,

Осыплешь жаром листопада,

Дашь отдых у своих корней.

И всё возьмёшьчто забывали

Порою мы отдать полям,

Земле и людямсиней дали

И новым молодым годам.

Шебалин в данном произведении в основном использует естественный динамический ансамбль

но при анализе партитуры можно увидеть элементы искусственного ансамбля


Основная динамическая проблема - преобладание тихой динамикипение в которой требует

 огромного вокального мастерства – важно не потерять тембр.


Начальный аккорд мужского хора нужно взять с небольшим акцентомзатем сделать diminuendo

В тактах 1-7 фактура гомофоннаятема у альтовмужской хор поёт закрытым ртом

Очень важны переходы у теноров и басовони должны быть предельно чёткиедля этого можно петь

 не закрытым ртома на немую согласнуюРеплики мужского хора в 4 и 7 тактах должны звучать

 как отголосок темы альтовочень тихоотдалённоВ тактах 7-9 тема у сопрано

мужской хор поёт на гласный «а». Тенора и баритоны здесь поют в более высокой тесситуречем 

сопранопричём на гласный «а», очень важночтобы они не заглушали темуслушали сопрано

Мужской хор должен звучать в тактах 7-9 как подголосокВ тактах 9-11 аккордовая фактура

динамика forteтесситура у всех партий удобнаявсе аккордовые звуки должны быть одинаково

 хорошо слышныВ 11 такте (на слог «да») важно сделать мягкое снятиена pianoпотому что в 

имитации (тт11-14первое проведение темы у сопрано на piano

Каждое новое проведение темы должно быть ярче предыдущегочтобы постепенно прийти к третьей

 доле 13 тактаЗатем на слове «корней» надо сделать diminuendoВ тактах 15-18 – гомофонная фактура

тема у альтовЗдесь важны переходы у мужского хораони должны быть предельно чёткиедля 

этого можно петь не закрытым ртома на немую согласнуюВ тактах 18-19 – аккордовая фактура.

 Композитор выделяет здесь слова «людям» и «дали». В этой фразе важно снятиехор должен снять 

мягкона дыханиине выкрикивая окончаниеФраза «и новым молодым годам» поётся как бы издалека

на pianoно при этом все звуки в аккордах должны быть хорошо слышны (аккордовая фактура).

 Аккорд женского хора на слог «го» (21 тактможно взять с небольшим акцентом,

 а затем сделать diminuendoМужской хор в 22 такте должен взять аккорд в той же динамике,

 в которой поёт женский хора затем сделать diminuendo

 

Хоровые аннотации                                                                                                                Далее