Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шебалин В.Я. "Берёза", хоровая аннотация

 

                            Особенности строя.

1.Мелодический (горизонтальный) строй.

Пение a cappella требует особой точности, отдельные неточности могут отклонить хор от тональности. Партитура «Берёзе» написана в  миноре (f-moll), что уже создаёт определённую трудность для чистого интонирования, так как даже 1 ступень, тонику нужно интонировать с тенденцией к повышению.

  В партиях сопрано и альтов (в тактах 1-8, 15-17) много скачков. Это представляет трудность для чистого интонирования. Часто неточно интонируются кварто-квинтовые скачки («до-фа» 1 т., альты, «фа-до», «до-соль» 2 т., альты, «си бемоль-ми бемоль 8 т., сопрано, и т.д.). 

  Очень коварные для чистого интонирования интервалы – секунды и терции.

Требуют внимания полутоны. Диатонические полутоны интонируются узко (тт.3, 6, 10, 13, 17,20-21, 21-22 в партии альтов, т.12 в партии сопрано, тт. 2, 4,18, 19 в басовой партии). Хроматические полутоны интонируются  наоборот широко (в партии теноров басов в тактах 8-9, такт 21-22, «соль бемоль – фа» в партии альтов). Большие секунды при движении вверх нужно интонировать широко (тт.8, 9, 11 в партии сопрано, тт.1, 5,6, 10, 12, 19 в альтовой партии, тт. 4, 6, 7, 15, 18, 19 в партии теноров). При движении вниз большие секунды надо интонировать узко (тт.2, 3, 10, 13, 17, 19 в партии альтов, тт.8, 12, 20 в партии сопрано, тт. 2, 6, 7, 13, 18, 19 в теноровой партии, тт.5, 18 в партии басов).  Малые терции при движении вверх интонируются с тенденцией к понижению (такт 6 у альтов, тт. 7. 10, 19 у сопрано).

  «Ля бекар» в тактах 20-23 должен интонироваться высоко как это терция фа мажора.

  В тактах 1-2, 15-16, где в партитуре педальные ноты в басовой партии может возникнуть проблема «сползания». Чтобы этого не возникло, необходимо пользоваться высокой певческой позицией и правильным дыханием.

 

2.Гармонический (вертикальный) строй.

При разучивании данного произведения очень важна работа над вертикальным строем. В местах партитуры с гомофонной фактурой (тт. 1-9,15-18 ) сначала выстроить аккорды, а потом присоединить мелодию. В местах с гармонической фактурой (такты 10, 19-22)  имеет смысл отдельно выстроить по вертикали и послушать каждый  аккорд. Следует обратить внимание на интонирование терций (такт 3 – альты и тенора, такт 4 – тенора и басы, такт 5 – первые и вторые басы, такт 6 – верхние басы и тенора и т.д.).   Терция – очень опасный и трудный интервал для чистого интонирования. Верхний звук большой терции надо петь выше. Верхний звук малой терции интонируется чуть ниже. Достаточно сложно петь терцию в низком регистре (тт.4, 6, 7, 8, 13 – тенора и басы, тт.5, 6, 7, 8 – басы).  Ещё один опасный интервал – секунда (тт. 2, 15 – тенора и альты, т.20 – первые альты и сопрано). Чтобы секунда прозвучала, каждая партия должна петь одинаково резко. 

   Высоко интонируется терцовый тон в фа-мажорном трезвучии (ля-бекар, тт.20-23).

 

Назад

Хоровые аннотации