Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шебалин В.Я., "Берёза", хоровая аннотация

 

3.Дикционный ансамбль.

Особенности произношения хором текста заключаются в верно организованной работе над

произношением гласных и согласных звуков. Для необходимой при legato слитности хор должен

произносить текст следующим образом. Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца

слога присоединяются к началу следующего:

А чё – мгру – сти – шь ты у при – го – рка,

Ра –су –ра –ня –я на пе – сок?

Мы при – ни  - сли сю –да ве – дё – рка,

Што – п тво – й ве – се – ни – й вы – пи – ть сок.   

Бы – ть мо –же – ты за на – шу ра – дасть,

Ка – гда мы ля – же – м сре – ть па – лей,

А – сы– пле – шь жа – ра – м ли – ста – па – да,

Да – шь о – ды – х дашь…. у сва – и – х ка –рней.

И фсё ва – зь мё – што – за – бы – ва –ли

Па – ро – ю мы а – да – ть па – лям

Зе –мле и лю – дя – м си – не – й да –ли

И но –вы- ма – ла – ды – м га – дам.

Звонкие  согласные в конце слова оглушаются: «средь» - «среть»,«чтоб» - «штоп»

Сочетание «чт» произносится как «шт»: «что» - «што», «чтоб» - «штоп».

Безударные «о» и «а» в произношении не отличаются и произносятся как среднее между «ы» и «э»: «листопада» - «листыэпада», «росу» -  «рыэсу».

Предударная гласная «е» произносится как звук, средний между «и» и «е»: «весенний» - «виесенний».

   Необходимо обратить внимание на чёткое одновременное  произнесение окончаний (песок, сок, радость, отдых, полям, годам).

  Звук «р» в словах «пригорка», «радость», жаром» нужно произносить утрированно.

 

 

                           Вокально-хоровой анализ.

1.Тип и вид хора.

Партитура Шебалина «Берёзе» написана для 4-хголосного смешанного хора a cappella с элементами divisi во всех партиях.

 

2. Диапазон и тесситурные особенности произведения.

Общий диапазон хора – 3 октавы (от F до f2). Это достаточно большой диапазон. Широкий диапазон связан с поисками тембрового богатства хора.

  Диапазон партии сопрано – полторы октавы (от c1 до f2).  В партитуре присутствуют практически все участки сопранового диапазона. В целом тесситура достаточно удобная. Некоторую трудность представляют скачки (тт.8, 19, 20), мелодическая линия не должна рваться, все звуки должны быть в одной вокальной позиции.

  Диапазон партии альтов также полторы октавы (от b до es2). Композитор использует в основном средний участок альтового диапазона. Тёплый, мягкий альтовый тембр передаёт настроение размышления. Тесситура у альтов достаточно удобная, но может представлять трудность пение в низкой тесситуре на piano в тактах 3-4, 16-17 (у альтовой партии там тема), важно не потерять тембр.

  Диапазон теноровой партии – чуть больше октавы (от f до g1). В этом произведении тенора поют в основном в среднем и верхнем участке диапазона. Могут возникнуть трудности при пении в высокой тесситуре в динамике piano закрытым ртом (такты 5-6).

 Диапазон партии басов – почти две октавы (от F до d1). Это достаточно широкий диапазон, в партитуре есть крайние звуки рабочего диапазона басовой партии. Очень трудно петь высокие ноты в тихой динамике (тт. 6,8,9). Необходимо обратить внимание на вторых басов, у них достаточно низкая тесситура. Чтобы хор их слышал, нижних басов не нужно ограничивать в динамике.

 

3.Вокально-хоровые трудности.

Основные трудности данного произведения обусловлены преобладанием тихой динамики, которая требует огромного вокального мастерства – важно не потерять тембр. Чтобы избежать потери тембра нужно сначала пропеть произведение закрытым ртом, а потом со словами. В динамике piano  усиливается значение чёткой дикции. Трудностью является пение закрытым ртом (мужской хор, такты 1-7), важно не потерять тембр, не глубить. На репетициях можно попеть на немую согласную, на слог «ду».  Неудобным для пения может показаться crescendo при нисходящем движении мелодии (тенора, верхние басы, такты  8-9). Нисходящий ход надо петь с ощущением того, что мелодическая линия идёт вверх. Трудным для исполнения является центр фразы на самом низком её звуке (сопрано, такт 8, слог «ра»), чтобы выделить этот слог, нужно «р» произнести утрированно.  Необходимо помнить о том, что гласные «и», «е», «я» (роняя,  и всё, синей, корней, забывали и т.п.)  не должны «вылезать». Чтобы эти гласные не выделялись, хормейстер должен поработать над выравниванием гласных (распевки «ма-мэ-ми-мо-му», «у-и-у-и» и др.).  

 

Хоровые аннотации                                                                                                                  Далее