Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ф.Пуленк  Laudes de Saint Antoine de Padoue

Произведения Ф.Пуленка Laudes de Saint Antoine de Padoue написаны в 1959 году, сразу же после сочинения крупного жанра – «Gloria». В отличии от «Gloria», «Laudes» написаны для мужского хора a’cappella. Состоят из трех номеров: 1. O Jesu  ( О, Иисусе)  2. O Proles  ( О, потомок!) 3. Laus Regi (Хвала Всевышнему) 4. Si quaeris (Если чудеса).

Эти  четыре хора являются хвалебными стихирами на утрени Святому Антонию Падуанскому. Следовательно, исполняются они только на службах, посвященному этому святому, либо как запричастный концерт в соборах, где особо чтут этого святого. Святой Антоний считается покровителем Лиссабона и Падуи. В его честь назван город Сан-Антонио в США. Также он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».

Память святого Антония в Католической церкви — 13 июня.

В этих стихирах восхваляется святой Антоний, возсылается благодарность Богу, за то, что он послал людям такого заступника.

Все четыре номера написаны на латинские богослужебные тексты. Есть много повторов отдельных фраз.  Композиторские указания темпа, ремарки написаны на французском языке.

№1 O Jesu

Начинается номер с яркого запева у баритонов – восходящая мелодия на форте, пунктирный ритм – все это придает торжественность и праздничность. Размер ¾. В такте№3 вступают остальные голоса. Динамика ff.  Размер 4/4 . Две фразы написаны через восьмые паузы в конце и в начале такта. Латинский текст повторяется. В такте №5 фраза длиннее, пауз нет, динамика немногог отступает на f. Размер ¾. С такта № 8 динамика резко контрастна -  p. Но в такте № 10 снова врывается яркий запев, построенный на том же музыкальном материале, что и в первых тактах. Только теперь это уже в динамике ff и звучит у теноров. Немного видоизменен музыкальный материал в такте №11. В такте№12 снова контраст – тенорам отвечают баритоны на subito p. Размер снова меняется – 4/4.

В такте №13 снова врывается контраст. Вступают все голоса. Фраза длится 6 тактов. Размер переменный – 5/4, ¾, 2/4, 4/4. Фразы образуются от латинского текста – много пауз, но они играют лишь вспомогательную роль – для лучшего восприятия молитвы. В последнем такте очень яркая, фанфарная мелодия – пунктирный ритм.

В такте№19 снова контраст – subito p. Размер переменный. Снова паузы. В такте№21 контраст – f, яркий пунктир, но теперь этот контраст всего лишь на один такт. В такте№22 снова p, фразы по одному слову и эти слова через легкие паузы.

Между тактами 23-24 фермата на тактовой черте. И вся последующая часть построена на чередовании небольших фраз в различных голосах. Но мелодия не прерывается, а лишь переходит из голоса в голос. Вначале тема у баритонов, затем у теноров, у которых divisi, и в конце тему заканчивают басы. В конце номера идет небольшое заключение, итог всего сочинения. Динамика pp, фраза длится 4 такта. Мелодия у вторых теноров и баритонов, у которых также divisi. У первых теноров и басов небольшой контрапункт из октавы ля.

Это небольшое заключение будет во всех номерах этого цикла. Иногда это будет вообще два аккорда, иногда – одно слово. Но все они играют итоговую роль в сочинении.

Итак, Первый номер цикла построен на перекличке хоровых партий, а также на резких контрастах различных фраз. Тональный центр – ля.

№2 O Proles.

Особенностью этого номера является остенато, передающееся из голоса в голос. На фоне этого остенато звучит тема у различных голосов. Возле первого остенато у баритонов есть композиторская ремарка comme une psalmodie – дословный перевод – «как единое пение». 

Остенато звучит на mf, тема же проходит у теноров на ff.  В такте №4 остенато переходит к тенорам, а тема у баритонов.  В такте №6  всупают басы – остенато, тема у теноров и баритонов. Такты№ 8,9  - заключение части. Динамика ff. Такт№10  - Остенато у басов, в других голосах тема. Остенато немного видоизмененное, периодически возникают ходы на октаву.

Такт№14 контраст. Авторская ремарка – doux (нежно). Четыре такта – повтор одной и той же фразы из двух тактов. Такты №18, 19 – частичные повторы предыдущих фраз, но динамика контраста – f. В такте №20 когнтраст – снова появляются как и в предыдущем номере маленькие фразы из одного слова, между словами восьмые паузы, но фраза не рвется из-за них. В такте №24 – заключение, как говорилось раньше, в конце каждого номера оно есть. Здесь это три аккорда на слова – inane. Заключение, в отличии от предыдущей части звучит на ff. Обрывается на восьмую. Тональный центр – соль.

№3 Laus  Regi.

Весь третий номер построен так же на контрастных чередованиях частей и запевах одной партии.

Вначале запев у теноров – ff, достаточно яркий, но не фанфарный.  Запев длится четыре акта. В такте№5  - вступают баритоны и бас. В затакте к такту№9  возникает очень мягкое, нежное звучание. У баритонов divisi. У всех партий, кроме басов, хроматические ходы вниз. Но в затакте к такту№11 нежное звучание пропадает – снова яркое и спокойное. В такте№13  pp и хроматизмы. Завершает этот раздел номера – стройная яркая фраза на f. Третью часть этого номера открывают отдельные хоровые партии – вначале это басы, затем им отвечают баритоны. С такта№21-32 – снова контрастные небольшие фразы. Все понемногу стихает в последних двух тактах. А такт№33 – это снова заключение всего хора – amen – октава у теноров и аккорд у других голосов. Динамика ppp. Тональный центр – ми.

№4 Si Quaeris.

Этот номер построен на чередовании фраз на ff и pp. А также к этой динамике есть композиторские указания – где ff – там en dehors (снаружи), а где pp – там tres doux ( очень нежно).

Такты №1 - 6 – проведение мелодии вначале у теноров и баритонов, затем у баритонов и басов, и, снова, у теноров и баритонов.

Далее такты №9 – 16 – чередование звучности «снаружи» и «очень нежно» по четыре такта.

В такте№17 у басов остенато по квартам и квинтам murmure  - шепотом. (авторская ремарка) У остальных голосов гомофонно-гармоническая фактура, у баритонов divisi.

Такты №24-29 – чередование по два такта – pp и ff, причем такты на ff повторяютя два раза. С такта №34 все стихает и постепенно переходит на шепот.  Заключение – снова Amen на ppp. Тональный центр –ля.

 

 

Хоровые аннотации                                                                                                       Читать далее