Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ф.Пуленк "Прекрасная и похожая", хоровая аннотация

(с нотными примерами)

 

Вторая часть является контрастирующей частьОна написана в одноименной тональности F-dur.

 Изложение в фактуре хоралаЭта часть является подтверждением заключительных слов первой части:

«… Ни огнейни путей у нас»-все идет своим чередом и прошлое нельзя изменить

Несмотря на светлую тональностьчасть звучит печально с сожалениемВсе партии помещены в 

средний регистр и написаны в тесной аккордовой фактуречто придает части таинственность

сдержанностьсосредоточенностьосмысленностьОстановка на доминантеукрупнение 

метрометрического рисункаугасание динамики и ферматы на третью долю свидетельствует об 

окончании второй части.


Третья часть представляет собой синтезированную репризутак как вбирает в себя тематические

 темы предыдущих частейНачальное предложение III части можно принять за продолжение II части

но композитор четко дает понять что это новый материал данный в Des-durЕсли в средней

 части были образы воспоминаниято в репризе проявляется тема беспощадного временикоторое 

заберет последние воспоминания с собойВозвращение к основной тональности (f-moll)- это 

возвращение темы одиночестваПрисутствует надеждакоторую предшествует появление IV высокой

 ступени (сибекар ), но эта маленькая надежда тает в заключительном выводевведением мажорной

 тоникиТем самым закрепляется смысл слов : «Все умчат года….»


Хор написан для четырехголосного смешанного составаЭпизодически встречаются разделения

 хоровых партийпоэтому общий состав хора можно определить как восьмиголосный.


Хоровое tutti композитор не употребляетПуленк использует максимально шестиголосное звучание

 лишь в третьей части на слова : «Только звезды не вечно светят».

 Как бы изображение необъятного пространстваВ основном используется попеременно либо 

двухголосный смешанный: «А+БС+Т», либо трехчетырехголосный смешанный состав

Особенно ярко четырехголосье употребляется композитором во второй хоральной частиТакая

 изменчивость и гибкость составов говорит о стремлении автора к разнообразному использованию

 выразительных средств отдельных групп хора с целью достижения тембровых красоки большей

 выразительности.


Диапазон хора:
пуленк прекрасная и похожая, аннотация, диапазон хоровых партийпуленк прекрасная и похожая, аннотация, диапазон хоровых партий
Диапазон хоровых партий:


Тесситурные условия одинаково удобны для всех партийИспользуется в основном средний участок

 диапазона данного певческого голосаКрайне высокие и крайне низкие звуки встречаются редко.

 Поэтому звучание хора будет естественным без напряжения и форсировки.


Произведение предполагает работу над горизонтальным и вертикальным строемСначала следует

 добиться чистого интонирования мелодической горизонтали ,а затемвыстраивать хоровуюЧасто

 гармония способствует чистому звучанию каждой партии голосаОпираясь на гармонию поющий

 начинает увереннее исполнять мелодические ходыВ произведение в основном используется плавное

 мелодическое движение голосовПреобладает движениев котором скачки чередуются с поступенным

и и терцовыми ходамиСледует обратить внимание на интонирование скачков и хроматизмовПри их

 исполнении возникает опасность «подъездов» и «глиссандо». В этом случае каждый из звуков следует

 спеть подчеркнуто активнонесколько акцентируя.

Также особое внимание требует интонирование нисходящего тетрахордакоторой приходится на 

слова: «Ты прекрасна…» (STиз второй части.

 Исполнять такой ход нужно осторожно с тенденцией повышенияНаиболее трудным в исполнении

 являются унисоныпостоянно нужно держать интонациюкаждый последующий звук должен

 прозвучать с интонацией повышения и с леким подчеркиваниемЭто трудность характерна для

 средней (хоральной ) части произведенияЭта трудность усложняется темчто динамически 

украшен на «рр». Здесь следует также следить за опорой и дыханиемВ басовой партии встречаются

 выдержанные звукиот которых зависит строй всего хора:

Поэтому каждый из исполнителей обязан ощущать (помнитьтонику.


Таким образом в вертикальном строе усматриваются два моментаЭто интонирование аккордов 

и интервалов.

Огромную сложность для исполнителей представляет переход из II (F-Cв III (Desdurчасти

 без подготовкиэту сложность можно решить притом условииесли Т (Сdurпринять за трезвучие

 VII с альтерированной терцией
В ритмическом отношении партитура «Прекрасная и похожая» не представляет особых сложностей

На пртяжении всего хора выдерживается в основном движение четвертями и восьмымиОсобое

 внимание следует обратить на частую смену размера4/45/43/44/4¾4/4¾4/4¾2/4-4/4.

 Композитор очнь бережно относится к поэтическому текступоэтому и использует переменный 

размерподстраиваясь под стихотворение (перевод). Таким образом главная сложность состоит в 

сохранении неизменной темпоритмической «канвы» одновременно с непрерывной распевностьюЭто

 можно достичь только при условии ощущения исполнителями внутренней пульсацииДля выработки

 такого ощущения полезно использовать прием ритмического дробления каждой четвертной

 длительности на восьмые.


Дикционные трудности легко преодолимытак как нет особых распевовприсутствует речитативность , поэтому хору соответствует следующее соотношениеслогнота.


Динамический ансамбль требует более тщательных уравновешиваний особенно в средней и 

заключительнойчастяхЭто происходит изза смены формы изложения музыкального материала.

 Очень важночтобы все выдержанные звуки прозвучали наиболее собранно и тишедабы прослушать

 темупроходящую в других голосахно они должны заполнять пространство:


Также хотелось бы прослушать секундовый ход в партии тенора во каденции II части :
пуленк хоровая аннотация прекрасная и похожаяпуленк хоровая аннотация прекрасная и похожая
поэтому следует весь хор прибратьа тенору легко подчеркнув звук пропеть его
Очень многое зависит в исполнении данного произведения от тембрового ансамбляВажно найти 

правильное тембровое соотношение между голосамиКомпозитор внимательно следит за изменением

 характерапоэтического текстапоэтому он придает каждой фразе свой тембровый оттенокЭтому

 способствует его образное восприятие миракак реальноготак и художественного.


Дирижерские трудности
Основной задачей дирижера остается проникновение в авторский текст и раскрытие художественного

 образаДанный хор предполагает разнообразную работу над штрихамиLegato (первые строфы I ч),

 marcando(соответствует четвертой фразе I ч). Также дирижеру следует обратить на тонкую 

фразировку в данного хораВажно сохранить непрерывность ведения фразыкогда ее проведение

 поделено на ведение несколькими партиямиДирижеру нужен свободный жест в показах вступлений 

и снятийОт дирижера непосредственно зависит постепенное развитие и угасание динамикипоэтому

 очень важно рассчитать градацию в жестеКроме того дирижер обязан постоянно чувствовать 

пульсацию и единый темпОчередной трудностью можетоказаться с не снимаемыми ферматами,

 которые буквально прочерчивают границу между частями хора и,предназначавшиеся для более

 удобной смены настроенияпоэтому важно дирижеру овладеть дифференцированным жестом


Произведение может быть рекомендовано к исполнению профессиональным хором

Назад

Хоровые аннотации