Ф.Пуленк "Прекрасная и похожая", хоровая аннотация
(с нотными примерами)
Вторая часть является контрастирующей часть. Она написана в одноименной тональности F-dur.
Изложение в фактуре хорала. Эта часть является подтверждением заключительных слов первой части:
«… Ни огней, ни путей у нас»-все идет своим чередом и прошлое нельзя изменить.
Несмотря на светлую тональность, часть звучит печально с сожалением. Все партии помещены в
средний регистр и написаны в тесной аккордовой фактуре, что придает части таинственность,
сдержанность, сосредоточенность, осмысленность. Остановка на доминанте, укрупнение
метрометрического рисунка, угасание динамики и ферматы на третью долю свидетельствует об
окончании второй части.
Третья часть представляет собой синтезированную репризу, так как вбирает в себя тематические
темы предыдущих частей. Начальное предложение III части можно принять за продолжение II части,
но композитор четко дает понять что это новый материал данный в Des-dur. Если в средней
части были образы воспоминания, то в репризе проявляется тема беспощадного времени, которое
заберет последние воспоминания с собой. Возвращение к основной тональности (f-moll)- это
возвращение темы одиночества. Присутствует надежда, которую предшествует появление IV высокой
ступени (си- бекар ), но эта маленькая надежда тает в заключительном выводе- введением мажорной
тоники. Тем самым закрепляется смысл слов : «Все умчат года….»
Хор написан для четырехголосного смешанного состава. Эпизодически встречаются разделения
хоровых партий, поэтому общий состав хора можно определить как восьмиголосный.
Хоровое tutti композитор не употребляет. Пуленк использует максимально шестиголосное звучание
лишь в третьей части на слова : «Только звезды не вечно светят».
Как бы изображение необъятного пространства. В основном используется попеременно либо
двухголосный смешанный: «А+Б, С+Т», либо трех- четырехголосный смешанный состав.
Особенно ярко четырехголосье употребляется композитором во второй хоральной части. Такая
изменчивость и гибкость составов говорит о стремлении автора к разнообразному использованию
выразительных средств отдельных групп хора с целью достижения тембровых красок, и большей
выразительности.
Диапазон хора:
Диапазон хоровых партий:
Тесситурные условия одинаково удобны для всех партий. Используется в основном средний участок
диапазона данного певческого голоса. Крайне высокие и крайне низкие звуки встречаются редко.
Поэтому звучание хора будет естественным без напряжения и форсировки.
Произведение предполагает работу над горизонтальным и вертикальным строем. Сначала следует
добиться чистого интонирования мелодической горизонтали ,а затем, выстраивать хоровую. Часто
гармония способствует чистому звучанию каждой партии голоса. Опираясь на гармонию поющий
начинает увереннее исполнять мелодические ходы. В произведение в основном используется плавное
мелодическое движение голосов. Преобладает движение, в котором скачки чередуются с поступенным
и и терцовыми ходами. Следует обратить внимание на интонирование скачков и хроматизмов. При их
исполнении возникает опасность «подъездов» и «глиссандо». В этом случае каждый из звуков следует
спеть подчеркнуто активно, несколько акцентируя.
Также особое внимание требует интонирование нисходящего тетрахорда, которой приходится на
слова: «Ты прекрасна…» (S, T) из второй части.
Исполнять такой ход нужно осторожно с тенденцией повышения. Наиболее трудным в исполнении
являются унисоны, постоянно нужно держать интонацию, каждый последующий звук должен
прозвучать с интонацией повышения и с леким подчеркиванием. Это трудность характерна для
средней (хоральной ) части произведения. Эта трудность усложняется тем, что динамически
украшен на «рр». Здесь следует также следить за опорой и дыханием. В басовой партии встречаются
выдержанные звуки, от которых зависит строй всего хора:
Поэтому каждый из исполнителей обязан ощущать (помнить) тонику.
Таким образом в вертикальном строе усматриваются два момента. Это интонирование аккордов
и интервалов.
Огромную сложность для исполнителей представляет переход из II (F-C) в III (Des- dur) части
без подготовки. эту сложность можно решить притом условии, если Т (С- dur) принять за трезвучие
VII с альтерированной терцией.
В ритмическом отношении партитура «Прекрасная и похожая» не представляет особых сложностей.
На пртяжении всего хора выдерживается в основном движение четвертями и восьмыми. Особое
внимание следует обратить на частую смену размера: 4/4- 5/4- 3/4- 4/4- ¾- 4/4- ¾- 4/4- ¾- 2/4-4/4.
Композитор очнь бережно относится к поэтическому тексту, поэтому и использует переменный
размер, подстраиваясь под стихотворение (перевод). Таким образом главная сложность состоит в
сохранении неизменной темпоритмической «канвы» одновременно с непрерывной распевностью. Это
можно достичь только при условии ощущения исполнителями внутренней пульсации. Для выработки
такого ощущения полезно использовать прием ритмического дробления каждой четвертной
длительности на восьмые.
Дикционные трудности легко преодолимы, так как нет особых распевов, присутствует речитативность , поэтому хору соответствует следующее соотношение: слог- нота.
Динамический ансамбль требует более тщательных уравновешиваний особенно в средней и
заключительнойчастях. Это происходит из- за смены формы изложения музыкального материала.
Очень важно, чтобы все выдержанные звуки прозвучали наиболее собранно и тише, дабы прослушать
тему, проходящую в других голосах, но они должны заполнять пространство:
Также хотелось бы прослушать секундовый ход в партии тенора во каденции II части :
поэтому следует весь хор прибрать, а тенору легко подчеркнув звук пропеть его.
Очень многое зависит в исполнении данного произведения от тембрового ансамбля. Важно найти
правильное тембровое соотношение между голосами. Композитор внимательно следит за изменением
характерапоэтического текста, поэтому он придает каждой фразе свой тембровый оттенок. Этому
способствует его образное восприятие мира, как реального, так и художественного.
Дирижерские трудности
Основной задачей дирижера остается проникновение в авторский текст и раскрытие художественного
образа. Данный хор предполагает разнообразную работу над штрихами: Legato (первые строфы I ч),
marcando(соответствует четвертой фразе I ч). Также дирижеру следует обратить на тонкую
фразировку в данного хора. Важно сохранить непрерывность ведения фразы, когда ее проведение
поделено на ведение несколькими партиями. Дирижеру нужен свободный жест в показах вступлений
и снятий. От дирижера непосредственно зависит постепенное развитие и угасание динамики, поэтому
очень важно рассчитать градацию в жесте. Кроме того дирижер обязан постоянно чувствовать
пульсацию и единый темп. Очередной трудностью можетоказаться с не снимаемыми ферматами,
которые буквально прочерчивают границу между частями хора и,предназначавшиеся для более
удобной смены настроения, поэтому важно дирижеру овладеть дифференцированным жестом
Произведение может быть рекомендовано к исполнению профессиональным хором.