Ф.Пуленк "Мари", хоровая аннотация
Музыкально-теоретический анализ.
Дар мелодиста композитор ярко проявил в хорах aˈcappella. Ярким примером может послужит произведение, написанное на стихи Г.Аполлинера, "Мари".
Это произведение входит в цикл , состоящий из 7 хоров для смешанных голосов без сопровождения
на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара. Цикл включает в себя следующие хоры:
1. «Белый снег» на сл. Г. Аполлинера
2. «Грусть» на сл.П.Элюара
3. «Встреча» на сл. П.Элюара
4. «Все это ты!» на сл. П.Элюара
5. «Прекрасная и похожая» на сл. П.Элюара
6. «Мари» на сл. Г. Аполлинера
7. «Свети!» на сл. П.Элюара
«Мари»написана в жанре хоровой миниатюры. Музыкальный материал произведения излагается в
гомофонно-гармонической фактуре с мелодической линией, проходящей попеременно во всех голосах.
Пуленк использует переменный размер в данном сочинении: 2\4 и 3\4.
Динамический план разнообразен: от ppp в заключении, до fff в первом разделе.
На мой взгляд, данное произведение рассчитано на исполнение профессиональным певческим
коллективом ввиду большого количества динамических, гармонических и ансамблевых сложностей.
По количественному составу это может быть большой хор (50 – 100 человек и более),
или камерный (30 – 40 человек), но не малый состав.
С меньшим по количеству составом произведение будет звучать бедно.
Вообще данное произведение впечатляет большим разнообразием использованных вокально-хоровых
возможностей: тембровых, динамических, гармонических, интонационных.
Рассмотрим подробно текст произведения в переводе Емельяновой:
Ребенком ты под этот клен
Ходила часто танцевать.
Я был тогда в тебя влюблен,
Чуть-чуть влюблен я был в тебя.
Что с тобою сейчас, Мари?
Ты помнишь плыли облака,
И скрипок звук был странно тонок.
Вдруг коснулась меня рука,
Я влюблен был в тебя
Как мальчик, как ребенок,
И моя грусть была легка.
Из снежных хлопьев, как из пряжи
Над миром вьюга вяжет сеть.
Прошли года, но грусть всё та же
Мари, где сердце мне согреть?
Кто мне поможет, кто расскажет?
Где сейчас скитаешься ты,
Где взгляд твой, изящества полный,
Где сейчас скитаешься ты,
Где волос золотистых волны
И где твоих пальцев цветы?
Иногда я на берег Сены со старой книгой в руках
Прихожу грустить о надменной о Мари и далеких днях.
Скоро ль, скоро ль вырвусь из плена?
Скоро ль вернешься ко мне, Мари?
Эти строки являются монологом, периодически прерывающимся тяжкими вздохами, в определенной
мере фатальными вопросами, обреченными на безысходность. Пуленк, как художник, смог
полностью передать чувства, настроение стихотворения. Исходя из литературного текста, «Мари»
написана в строфичной форме. Произведение можно условно разделить на два больших раздела,
каждый из которых начинается интонацией начальных четырех тактов. В свою очередь каждый
раздел имеет сходную логику развития: начальное описание внутренних переживаний, когда
используется более мощная динамика, размер в 2\4, изложение мелодии идет шестнадцатыми; и далее
идет более спокойная часть, размер сменяется на 3\4, появляются более крупные длительности,
динамика становится mf-p, идет постепенное замедление темпа,
использование полифонических элементов.
Музыкальный материал произведения излагается в двух основных видах хоровой фактуры:
- гомофонно-гармоническая.
- полифоническая фактура, которая проявляет себя в виде подголосков к основной
мелодической линии,
Начинается произведение в темпе Allegro commodo, изложение идет шестнадцатыми нотами.
На фоне остинатных нот (органного пункта) в альтовой партии идет мелодия в сопрано на mf.
Мелодия поочередно, как ручеек, переливается из сопрано в тенор и альт. Все перечисленные приемы
(подвижный темп, мелкие длительности, переходящая мелодия) создает ощущение стремительности,
внезапности нахлынувших воспоминаний. пуленк мари аннотация
Первое предложение длится четыре такта. Далее, после общехоровой паузы, внезапно появляющееся
fff говорит о серьезных внутренних переживаниях, как нельзя лучше передает отчаянность
восклицания : «Что с тобою сейчас, Мари? » пуленк мари хоровая аннотация
Картина внутреннего неспокойствия дополняется следующим далее внезапным переключением
динамики на mf. Идет новое изложение мелодии. Более плавное, нежное, более крупные длительности,
используется новый размер – 3\4. Всё происходит на фоне неизменных остинатных «ля,ля,ля».пуленк мари аннотация по хору
Создается атмосфера сладкой грусти по дано прошедшему времени. Используется подголосочная
полифония в басу. Функцию по созданию гармонического фона на «ля,ля,ля» берет на себя альтовая
партия вплоть до окончания первого раздела. пуленк мари аннотация по дирижированию
Идут активные хроматические отклонения – fis-moll – F-dur, dis-moll, Cis-dur. В 12-ом такте
стремительное нарастание динамики приводит к местной кульминации в 13 такте (f) и затем
внезапное( почти subito) p. пуленк мари
Заканчивается раздел на pp, с замедлением темпа (стоит авторское poco ritenuto).
Следующий раздел, словно встряхнувшись от нахлынувшего задумчивого оцепененного состояния,
начинается с акцента на первую шестнадцатую, снова a tempo , мелодия, как и в начальном
четырехтакте произведения, излагается короткими длительностями (шестнадцатыми) попеременно в
каждом голосе на фоне «ля,ля,ля». И вновь перед более спокойной частью идет восклицание «Кто
мне поможет, кто расскажет…». Правда, в этот раз динамика ниже (f переходящее в ff против fff в
первом разделе).
И далее начинается нежная, умиротворенная часть, навеянная печалью, грустью, ностальгией и
ощущением безвозвратности времени. Темп замедляется (Un poco meno mosso) и конечное ritenuto
на ppp останавливает движение произведения.