Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Ф.Пуленк "Мари", хоровая аннотация

Музыкально-теоретический анализ.
 Дар мелодиста композитор ярко проявил в хорах aˈcappellaЯрким примером может послужит произведениенаписанное на стихи Г.Аполлинера, "Мари"

Это произведение входит в цикл , состоящий из 7 хоров для смешанных голосов без сопровождения

 на стихи ГАполлинера и ПЭлюараЦикл включает в себя следующие хоры:


1. «Белый снег» на слГАполлинера
2. «Грусть» на сл.П.Элюара
3. «Встреча» на слП.Элюара
4. «Все это ты!» на слП.Элюара
5. «Прекрасная и похожая» на слП.Элюара
6. «Мари» на слГАполлинера
7. «Свети!» на слП.Элюара
«Мари»написана в жанре хоровой миниатюрыМузыкальный материал произведения излагается в 

гомофонно-гармонической фактуре с мелодической линиейпроходящей попеременно во всех голосах.


Пуленк использует переменный размер в данном сочинении2\4 и 3\4
Динамический план разнообразенот ppp в заключениидо fff в первом разделе
На мой взглядданное произведение рассчитано на исполнение профессиональным певческим 

коллективом ввиду большого количества динамическихгармонических и ансамблевых сложностей.

 По количественному составу это может быть большой хор (50 – 100 человек и более), 

или камерный (30 – 40 человек), но не малый состав

С меньшим по количеству составом произведение будет звучать бедно.
Вообще данное произведение впечатляет большим разнообразием использованных вокально-хоровых

 возможностейтембровыхдинамическихгармоническихинтонационных.


Рассмотрим подробно текст произведения в переводе Емельяновой:


Ребенком ты под этот клен
Ходила часто танцевать.
Я был тогда в тебя влюблен,
Чуть-чуть влюблен я был в тебя.
Что с тобою сейчасМари?
Ты помнишь плыли облака,
И скрипок звук был странно тонок.
Вдруг коснулась меня рука,
Я влюблен был в тебя
Как мальчиккак ребенок,
И моя грусть была легка.
Из снежных хлопьевкак из пряжи
Над миром вьюга вяжет сеть.
Прошли годано грусть всё та же
Маригде сердце мне согреть?
Кто мне поможеткто расскажет?
Где сейчас скитаешься ты,
Где взгляд твойизящества полный,
Где сейчас скитаешься ты,
Где волос золотистых волны
И где твоих пальцев цветы?
Иногда я на берег Сены со старой книгой в руках 
Прихожу грустить о надменной о Мари и далеких днях.
Скоро льскоро ль вырвусь из плена?
Скоро ль вернешься ко мнеМари?


Эти строки являются монологомпериодически прерывающимся тяжкими вздохамив определенной

 мере фатальными вопросамиобреченными на безысходностьПуленккак художниксмог 

полностью передать чувстванастроение стихотворенияИсходя из литературного текста, «Мари»

 написана в строфичной формеПроизведение можно условно разделить на два больших раздела,

 каждый из которых начинается интонацией начальных четырех тактовВ свою очередь каждый 

раздел имеет сходную логику развитияначальное описание внутренних переживанийкогда 

используется более мощная динамикаразмер в 2\4изложение мелодии идет шестнадцатымии далее

 идет более спокойная частьразмер сменяется на 3\4появляются более крупные длительности,

 динамика становится mf-pидет постепенное замедление темпа

использование полифонических элементов


Музыкальный материал произведения излагается в двух основных видах хоровой фактуры:


гомофонно-гармоническая.
полифоническая фактуракоторая проявляет себя в виде подголосков к основной

 мелодической линии,


Начинается произведение в темпе Allegro commodoизложение идет шестнадцатыми нотами

На фоне остинатных нот (органного пунктав альтовой партии идет мелодия в сопрано на mf

Мелодия поочереднокак ручеекпереливается из сопрано в тенор и альтВсе перечисленные приемы

 (подвижный темпмелкие длительностипереходящая мелодиясоздает ощущение стремительности,

 внезапности нахлынувших воспоминаний
пуленк мари аннотацияпуленк мари аннотация
Первое предложение длится четыре тактаДалеепосле общехоровой паузывнезапно появляющееся

 fff говорит о серьезных внутренних переживанияхкак нельзя лучше передает отчаянность 

восклицания : «Что с тобою сейчасМари? » 
пуленк мари хоровая аннотацияпуленк мари хоровая аннотация
Картина внутреннего неспокойствия дополняется следующим далее внезапным переключением

 динамики на mfИдет новое изложение мелодииБолее плавноенежноеболее крупные длительности,

 используется новый размер – 3\4Всё происходит на фоне неизменных остинатных «ля,ля,ля».
пуленк мари аннотация по хорупуленк мари аннотация по хору
Создается атмосфера сладкой грусти по дано прошедшему времениИспользуется подголосочная

 полифония в басуФункцию по созданию гармонического фона на «ля,ля,ля» берет на себя альтовая

 партия вплоть до окончания первого раздела

пуленк мари аннотация по дирижированиюпуленк мари аннотация по дирижированию
Идут активные хроматические отклонения – fis-moll – F-durdis-mollCis-durВ 12-ом такте 

стремительное нарастание динамики приводит к местной кульминации в 13 такте (fи затем

 внезапноепочти subitop
пуленк марипуленк мари
Заканчивается раздел на ppс замедлением темпа (стоит авторское poco ritenuto). 


Следующий разделсловно встряхнувшись от нахлынувшего задумчивого оцепененного состояния

начинается с акцента на первую шестнадцатуюснова a tempo , мелодиякак и в начальном

 четырехтакте произведенияизлагается короткими длительностями (шестнадцатымипопеременно в

 каждом голосе на фоне «ля,ля,ля». И вновь перед более спокойной частью идет восклицание «Кто

 мне поможеткто расскажет…». Правдав этот раз динамика ниже (f переходящее в ff против fff в

 первом разделе). 

И далее начинается нежнаяумиротворенная частьнавеянная печальюгрустьюностальгией и 

ощущением безвозвратности времениТемп замедляется (Un poco meno mossoи конечное ritenuto 

на ppp останавливает движение произведения.

 

Хоровая аннотация                                                                                                                 Далее