Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

П.Чесноков "О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе",

хоровая аннотация

 

Общие сведения о цикле
Цикл «Во дни брани» был написан в 1915 году как отклик на происходящие в то время в России 

военно-революционные события.

 Он включает в себя шесть хоровых произведений для смешанного хора a cappella на церковные тексты.

 Хоры объединены общей тематикой — молитвенное прошениеобращенное ко Христу и Богородице

 о заступлении от враговот болезни и голодаи о помощи в борьбе с противниками.


Чесноков использовал для написания хорового цикла канонические церковные текстыиз молитвослова

 и из церковных богослужений.
1) «На одре болезни...»
в основе текста кондак о недужных гл2 с небольшими сокращениями.

2) «Опресладкий и всещедрый Иисусе...»
это 13-й кондак из Акафиста Иисусу Сладчайшему.

3) «Тебенеоборимую стену...»
это богородичный тропарьгл8из вседневной полунощницы.

4) «Скоро предвари...»
это богородичный тропарьгл4из вечерней службы святым Кириллу и Мефодиютакже читаемый

 как молитва при нападении врагов.

5) «Мати Божия
это богородичен из 3-й песни канона «ко Господу Богу

певаемого во время брани против супостатовнаходящих на ны».

6) «Тя Едину...»
это богородичен 5-й песни того же канона:

Музыкально-теоретический анализ хора 

Здесь принципиально важен тот моментчто это русская духовная музыкапоэтому стандартную

 музыковедческую терминологию здесь следует использовать с большой осторожностьюЭто 

произведение написано для семиголосного смешанного хора (divisi есть во всех партияхно в разное

 время), тональность fis-mollразмер 4/4.

 Условно его можно поделить на пять разделовПервый раздел занимает 12 тактовпоследний —

 10 тактови между ними три шеститактовых раздела.


Произведение открывается запевом женского хорамелодия интонационно близка русской протяжной

 лирической песнеизложена в подголосно-полифонической фактуре,

 типичной для русской народной музыкиО близости народной протяжной песне нам говорит также

 натуральный лад (натуральная седьмая ступень), внутрислоговые распевы и типичные нисходящие

 квартовые ходы у сопраноДинамика пиано.

чесноков о пресладкий и всещедрый  Иисусечесноков о пресладкий и всещедрый Иисусе
Для чего композитор использовал народные интонации в духовной музыкеНа мой взгляддля того

чтобы любой русский человекуслышав эту песнюоткликнулся на неё душой и сердцемведь для 

русского человека нет ближе и душевней родной мелодииТрогательный запев женского хора в

 динамике пиано и тихаяпевучаяпротяжная мелодия с плавно восходящим движением создают

 интимный характер обращения к ГосподуКак будто сперва начинает молится один человекНо он

 еще не допевает первую фразу до концакак к молению присоединяются людиначальный запев

 женского хора канонически (стреттноповторяет мужской хора женщины поддерживают пение

 подголоскамиЗатемв седьмом тактеженский и мужской хор поочередно в стреттном наложении 

запевают следующую фразу и уже в девятом такте сливаются воедино в аккордовой фактуре с

 дублирующимися партиями (мужской и женский хоры дублируют друг друга), что вкупе с усилением

 динамики создаёт ощущение соборности и массовости в противоположность ощущению интимности

 в начале.


Нарастание динамики и повышение тесситуры приводят к местной (малойкульминации в десятом 

тактезатем в 11-м и 12-м происходит спад и фермата на тактовой черте

 сообщает нам об окончании первого раздела и предвосхищает второйВ двух заключительных тактах

 первого раздела фактура разреженаона уже четырехголосная с дублирующимися партиями (2+2), 

кроме того появляется органный пункт (на доминанте), таким образом остаётся практически унисон

 сопрано и тенора на фоне органного пунктаОканчивается первый раздел на доминантепричем

 интересно ощущение архаикикоторое создается в этих двух последних тактах при помощи

 разреженной фактурыунисонного звучания на фоне доминантового органного пункта и намеренного

 избегания вводного тона в доминантенисходящий доминантовый квинтовый ход соль-до в конце

 приводит к полному унисону на до (доминантовая ступень).


Второй раздел короткийвсего шесть тактовЗдесь мы видим семиголосие на фортеснова аккордовая

 фактура с дублированием мужских голосов женскимиПлюс натуральноладовая гармония — если

 хорошо приглядеться ко второму разделуто это сильно напоминает старинный кантМы видим

 здесь типичный торжественный кант-гимнмузыка которого как нельзя 

лучше выражает важность и торжественность текста.

 

 

Хоровые аннотации                                                                                                                Далее