П.Чесноков "О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе",
хоровая аннотация
Общие сведения о цикле
Цикл «Во дни брани» был написан в 1915 году как отклик на происходящие в то время в России
военно-революционные события.
Он включает в себя шесть хоровых произведений для смешанного хора a cappella на церковные тексты.
Хоры объединены общей тематикой — молитвенное прошение, обращенное ко Христу и Богородице
о заступлении от врагов, от болезни и голода, и о помощи в борьбе с противниками.
Чесноков использовал для написания хорового цикла канонические церковные тексты: из молитвослова
и из церковных богослужений.
1) «На одре болезни...»
в основе текста кондак о недужных гл. 2 с небольшими сокращениями.
2) «О, пресладкий и всещедрый Иисусе...»
это 13-й кондак из Акафиста Иисусу Сладчайшему.
3) «Тебе, необоримую стену...»
это богородичный тропарь, гл. 8, из вседневной полунощницы.
4) «Скоро предвари...»
это богородичный тропарь, гл. 4, из вечерней службы святым Кириллу и Мефодию, также читаемый
как молитва при нападении врагов.
5) «Мати Божия.»
это богородичен из 3-й песни канона «ко Господу Богу,
певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны».
6) «Тя Едину...»
это богородичен 5-й песни того же канона:
Музыкально-теоретический анализ хора
Здесь принципиально важен тот момент, что это русская духовная музыка, поэтому стандартную
музыковедческую терминологию здесь следует использовать с большой осторожностью. Это
произведение написано для семиголосного смешанного хора (divisi есть во всех партиях, но в разное
время), тональность fis-moll, размер 4/4.
Условно его можно поделить на пять разделов. Первый раздел занимает 12 тактов, последний —
10 тактов, и между ними три шеститактовых раздела.
Произведение открывается запевом женского хора, мелодия интонационно близка русской протяжной
лирической песне, изложена в подголосно-полифонической фактуре,
типичной для русской народной музыки. О близости народной протяжной песне нам говорит также
натуральный лад (натуральная седьмая ступень), внутрислоговые распевы и типичные нисходящие
квартовые ходы у сопрано. Динамика пиано.
Для чего композитор использовал народные интонации в духовной музыке? На мой взгляд, для того,
чтобы любой русский человек, услышав эту песню, откликнулся на неё душой и сердцем, ведь для
русского человека нет ближе и душевней родной мелодии. Трогательный запев женского хора в
динамике пиано и тихая, певучая, протяжная мелодия с плавно восходящим движением создают
интимный характер обращения к Господу. Как будто сперва начинает молится один человек. Но он
еще не допевает первую фразу до конца, как к молению присоединяются люди: начальный запев
женского хора канонически (стреттно) повторяет мужской хор, а женщины поддерживают пение
подголосками. Затем, в седьмом такте, женский и мужской хор поочередно в стреттном наложении
запевают следующую фразу и уже в девятом такте сливаются воедино в аккордовой фактуре с
дублирующимися партиями (мужской и женский хоры дублируют друг друга), что вкупе с усилением
динамики создаёт ощущение соборности и массовости в противоположность ощущению интимности
в начале.
Нарастание динамики и повышение тесситуры приводят к местной (малой) кульминации в десятом
такте, затем в 11-м и 12-м происходит спад и фермата на тактовой черте
сообщает нам об окончании первого раздела и предвосхищает второй. В двух заключительных тактах
первого раздела фактура разрежена, она уже четырехголосная с дублирующимися партиями (2+2),
кроме того появляется органный пункт (на доминанте), таким образом остаётся практически унисон
сопрано и тенора на фоне органного пункта. Оканчивается первый раздел на доминанте, причем
интересно ощущение архаики, которое создается в этих двух последних тактах при помощи
разреженной фактуры, унисонного звучания на фоне доминантового органного пункта и намеренного
избегания вводного тона в доминанте, нисходящий доминантовый квинтовый ход соль-до в конце
приводит к полному унисону на до (доминантовая ступень).
Второй раздел короткий, всего шесть тактов. Здесь мы видим семиголосие на форте, снова аккордовая
фактура с дублированием мужских голосов женскими. Плюс натуральноладовая гармония — если
хорошо приглядеться ко второму разделу, то это сильно напоминает старинный кант. Мы видим
здесь типичный торжественный кант-гимн, музыка которого как нельзя
лучше выражает важность и торжественность текста.