Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

П.Чесноков "О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе",

хоровая аннотация  

 

Второй раздел начинается в параллельной тональности A-durно в конце (17-18 тактызвучит уже

 D-durОднакокак уже было сказано вышеввиду специфичности жанра 

здесь не всё может быть так однозначноВ данном случае это сопоставление тональностей A-dur и 

D-dur можно также представить и как миксолидийский лад в A-dur (об этом этом ясно 

говорит ход на соль-бекар в 17-м такте), типичный для церковной музыки.


В третьем разделе мы видим двухпластовую фактурупервый пласт — это солирующая сопрановая

 партияа второй — аккомпанирующий ей остальной хорНачинается раздел в тональности 

h-mollЭто как молитва вновь от одного лицаа остальной хор сопровождает

 моление сопраноМелодия развивается в восходящей секвенциис возрастанием тесситуры

 постепенно усиливается динамика и напряжениеВ тексте молитвы в это время идет перечисление.

Секвенция приводит к небольшому суммированию (23-24 такты), где напряжение достигает местного

 пикакоторое достигаетсяпомимо тесситуры и динамикиза счет появления аккордов II7 и D7 

(с вводным тоном ми-диез и септимой).


Разрешение в тонику происходит в следующем шеститактеЗдесь идет имитацияПротяженные,

 взывающие интонации по очереди проводятся у со-пранозатем у тенора и у баса.

 Эти фразы содержат резкий скачек наверх (у сопрано и тенора это секстовый скачек на ноту ля!) и

 затем долгийпостепенный спад.

Верхние ноты говорят о преддверии основной кульминации хорано это еще пока не сама кульминация.

 Народ «взывает к Богу» по-очереди (имитация), но в 29-м такте имитация «собирается»

 в плотную аккордовую фактуру и уже звучит мощный хорална словах «вопиющих Ти!» он в 

восходящем движении выходит на ff на доминантовом трезвучии и «зависает» на нём (народ «вопиет»),

 как бы накапливая энергию для разрешенияЗатем аккорд обрывается.


Последнийдесятитактовыйраздел начинается после короткой паузы со взятием дыханияНо

 заключительное «Алилуия!» начинается не сразу с тоникиа с доминантового трезвучия из затакта,

 как бы в связке с предыдущим разделомОсновная кульминация хора начинается в конце предыдущего

 раздела и «разряжается» в заключительномкак бы связывая ихстирая границу между разделамиНа 

повторах «алилуия» происходит разрешение кульминации и постепенный спадс каждым повтором

 опускается тесситурауменьшается динамика и замедляется ритм (за счет увеличения длительностей,

 без замедления темпа). В заключительном разделе слово «алилуия» пропевается пять разхотя в

 тексте кондака оно повторяется только три разаМожно предположитьчто лишние два повтора

 «алилуия» вставлены Чесноковым для продления послекульминационного спадавозможноему

 просто не хватило трех повторов «алилуия» для компенсации кульминационного нарастания

 постепенным «опаданием», «замиранием».

 

Исполнительский и вокально-хоровой анализ 

На мой взглядданное произведение рассчитано на исполнениепрофессиональным певческим 

коллективом ввиду большого количества динамических,гармонических и ансамблевых сложностей.

 По количественному составу это можетбыть большой хор (50 – 100 человек и более),

 или камерный (30 – 40 человек), ноне малый состав.

 С меньшим по количеству составом произведение будет звучатьбедно.

Вообще данное произведение впечатляет большим разнообразиемиспользованных вокально-

хоровых возможностейтембровыхдинамическихгармонических,интонационных.Обращают на себя

 внимание широкие диапазоны хоровыхпартий:


сопраноот cis первой до a второй;
альтыот a малой до cis второй;
тенораот cis малой до a первой;
басыот cis большой до cis первой.

 

Можно сказатьчто в отношении звуковысотного диапазона все хоровые партии эксплуатируются

 «на полную катушку». Однако всё же Чесноков подходит к тесситуре с достаточной

 степеньюосторожностиТак можно заметитьчто высокая тесситура у него используется в динамике

 фортеа средняя и низкая — на mf и pто есть в естественной динамикеТакже видночто тенора

 и сопрано на верхнихзвуках используются в divisi.У альтов относительно низкая верхняя граница ­­

— всего cis,фактически на серединеЕстественное соотношение тесситуры и динамики создает

благоприятные возможности для естественного ансамбляЕщё одна отличительная особенность

 данной партитуры — большое разнообразие динамических нюансов : от pp до ffБольшое количество crescendo и diminuendoДинамикой и тесситурой автор усиливаетвыразительность 

слов в текстевыделяет какие-то определённые места,подчеркивая их значимость

Соблюсти все эти авторские нюансысохраняя ансамбль— непростая задача для хора.

 Также стоит отметить необыкновенно певучую и оченьвыразительную мелодиюВ ней мало скачков,

 в основном преобладает поступенноедвижениеШтрих связныйлегатоТемп медленныйММ=48.Весь

 комплекс средств выразительностиприменяемый автором вданном произведении способствует

 созданию молитвенного характера.Соответственноработа над всеми нюансамиштрихамиритмом

 и тддолжна вестисьв контексте создания характера молитвыОсновными задачами при работе над

 произведением,на мой взглядявляются достижение певучести мелодической линии (штрих легато),

правильно выстроенная динамика согласно авторским пометкамсоблюдениеавторских цезур,

 достижение ровного звукаа также ритмического и динамическогоансамбля.Главнейшей же задачей

 является раскрытие и донесение дослушателя задуманного автором музыкального образакоторый

 несет в себе данноепроизведениеИ именно на это в конечном счете должны быть направлены все

 действияи все средстваиспользуемые дирижером в процессе репетиции и в процессеисполнения.

 
· КБПтица: «Мастера хорового искусства вМосковской консерватории», М1970·

 КДмитриевская: «Русская советская хороваямузыка», М1974·

 АГМуратовДГИвановвступительнаястатья в «Собрании духовно-музыкальных сочинений» ПЧесноковатетрадь 1М.1994

 

Назад

Хоровые аннотации