П.Чесноков "О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе",
хоровая аннотация
Второй раздел начинается в параллельной тональности A-dur, но в конце (17-18 такты) звучит уже
D-dur. Однако, как уже было сказано выше, ввиду специфичности жанра
здесь не всё может быть так однозначно. В данном случае это сопоставление тональностей A-dur и
D-dur можно также представить и как миксолидийский лад в A-dur (об этом этом ясно
говорит ход на соль-бекар в 17-м такте), типичный для церковной музыки.
В третьем разделе мы видим двухпластовую фактуру: первый пласт — это солирующая сопрановая
партия, а второй — аккомпанирующий ей остальной хор. Начинается раздел в тональности
h-moll. Это как молитва вновь от одного лица, а остальной хор сопровождает
моление сопрано. Мелодия развивается в восходящей секвенции, с возрастанием тесситуры
постепенно усиливается динамика и напряжение. В тексте молитвы в это время идет перечисление.
Секвенция приводит к небольшому суммированию (23-24 такты), где напряжение достигает местного
пика, которое достигается, помимо тесситуры и динамики, за счет появления аккордов II7 и D7
(с вводным тоном ми-диез и септимой).
Разрешение в тонику происходит в следующем шеститакте. Здесь идет имитация. Протяженные,
взывающие интонации по очереди проводятся у со-прано, затем у тенора и у баса.
Эти фразы содержат резкий скачек наверх (у сопрано и тенора это секстовый скачек на ноту ля!) и
затем долгий, постепенный спад.
Верхние ноты говорят о преддверии основной кульминации хора, но это еще пока не сама кульминация.
Народ «взывает к Богу» по-очереди (имитация), но в 29-м такте имитация «собирается»
в плотную аккордовую фактуру и уже звучит мощный хорал, на словах «вопиющих Ти!» он в
восходящем движении выходит на ff на доминантовом трезвучии и «зависает» на нём (народ «вопиет»),
как бы накапливая энергию для разрешения. Затем аккорд обрывается.
Последний, десятитактовый, раздел начинается после короткой паузы со взятием дыхания. Но
заключительное «Алилуия!» начинается не сразу с тоники, а с доминантового трезвучия из затакта,
как бы в связке с предыдущим разделом. Основная кульминация хора начинается в конце предыдущего
раздела и «разряжается» в заключительном, как бы связывая их, стирая границу между разделами. На
повторах «алилуия» происходит разрешение кульминации и постепенный спад: с каждым повтором
опускается тесситура, уменьшается динамика и замедляется ритм (за счет увеличения длительностей,
без замедления темпа). В заключительном разделе слово «алилуия» пропевается пять раз, хотя в
тексте кондака оно повторяется только три раза. Можно предположить, что лишние два повтора
«алилуия» вставлены Чесноковым для продления послекульминационного спада, возможно, ему
просто не хватило трех повторов «алилуия» для компенсации кульминационного нарастания
постепенным «опаданием», «замиранием».
Исполнительский и вокально-хоровой анализ
На мой взгляд, данное произведение рассчитано на исполнениепрофессиональным певческим
коллективом ввиду большого количества динамических,гармонических и ансамблевых сложностей.
По количественному составу это можетбыть большой хор (50 – 100 человек и более),
или камерный (30 – 40 человек), ноне малый состав.
С меньшим по количеству составом произведение будет звучатьбедно.
Вообще данное произведение впечатляет большим разнообразиемиспользованных вокально-
хоровых возможностей: тембровых, динамических, гармонических,интонационных.Обращают на себя
внимание широкие диапазоны хоровыхпартий:
сопрано: от cis первой до a второй;
альты: от a малой до cis второй;
тенора: от cis малой до a первой;
басы: от cis большой до cis первой.
Можно сказать, что в отношении звуковысотного диапазона все хоровые партии эксплуатируются
«на полную катушку». Однако всё же Чесноков подходит к тесситуре с достаточной
степеньюосторожности. Так можно заметить, что высокая тесситура у него используется в динамике
форте, а средняя и низкая — на mf и p, то есть в естественной динамике. Также видно, что тенора
и сопрано на верхнихзвуках используются в divisi.У альтов относительно низкая верхняя граница
— всего cis,фактически на середине. Естественное соотношение тесситуры и динамики создает
благоприятные возможности для естественного ансамбля. Ещё одна отличительная особенность
данной партитуры — большое разнообразие динамических нюансов : от pp до ff. Большое количество crescendo и diminuendo. Динамикой и тесситурой автор усиливаетвыразительность
слов в тексте, выделяет какие-то определённые места,подчеркивая их значимость.
Соблюсти все эти авторские нюансы, сохраняя ансамбль— непростая задача для хора.
Также стоит отметить необыкновенно певучую и оченьвыразительную мелодию. В ней мало скачков,
в основном преобладает поступенноедвижение. Штрих связный, легато. Темп медленный, ММ=48.Весь
комплекс средств выразительности, применяемый автором вданном произведении способствует
созданию молитвенного характера.Соответственно, работа над всеми нюансами, штрихами, ритмом
и т. д. должна вестисьв контексте создания характера молитвы. Основными задачами при работе над
произведением,на мой взгляд, являются достижение певучести мелодической линии (штрих легато),
правильно выстроенная динамика согласно авторским пометкам, соблюдениеавторских цезур,
достижение ровного звука, а также ритмического и динамическогоансамбля.Главнейшей же задачей
является раскрытие и донесение дослушателя задуманного автором музыкального образа, который
несет в себе данноепроизведение. И именно на это в конечном счете должны быть направлены все
действияи все средства, используемые дирижером в процессе репетиции и в процессеисполнения.
· К. Б. Птица: «Мастера хорового искусства вМосковской консерватории», М. 1970·
К. Дмитриевская: «Русская советская хороваямузыка», М. 1974·
А. Г. Муратов, Д. Г. Иванов: вступительнаястатья в «Собрании духовно-музыкальных сочинений» П. Чеснокова, тетрадь 1, М.1994