Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шебалин Виссарион Яковлевич

(1902–1963)

 

Список всех аннотаций

 

Русский композитор и педагог. Родился в Омске 29 мая (11 июня) 1902. В 1928 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского. С 1928 преподавал композицию в Московской консерватории; в самый трудный период (1942–1948) был ее директором; снят с должности после выхода в свет известного постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В.Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции. Среди учеников Шебалина – композиторы Т.Н.Хренников, К.С.Хачатурян, А.А.Николаев, В.Тормис, Э.В.Денисов, С.А.Губайдулина и многие другие. Он общался и был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: с В. Маяковским, Э. Багрицким, Н. Асеевым, М. Светловым, М. Булгаковым, А. Фадеевым, Вс. Мейерхольдом, О. Книппер-Чеховой, В. Станицыным, Н. Хмелевым, С. Эйзенштейном, Я. Протазановым и др. В 1920-х годах Шебалин был членом Ассоциации современной музыки; входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я.Мясковского («Ламмовский кружок», собиравшийся в квартире педагога консерватории, замечательного музыкального текстолога П.А.Ламма); был также близким другом Д.Д.Шостаковича.

Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Среди его весьма обширного наследия выделяется опера «Укрощение строптивой» по Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов и некоторые романсы. В свое время большим событием в музыкальной жизни стала его симфония Ленин на стихи В.В.Маяковского (1931; вторая редакция 1959).

Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьезность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н.Я.Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка»; работал также над инструментовкой другого незавершенного оперного замысла Мусоргского – «Саламбо». Им восстановлены партитуры музыкальной комедии С.С.Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», Симфонии на две русские темы Глинки и др.

Умер Шебалин в Москве 28 мая 1963.

 

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814- 1841)

Великий русский поэт, писатель, художник, драматург и офицер Царской армии Российской империи Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября (по новому стилю 15-ого) в 1814-ом году в Москве. Его отцом был офицер, и спустя года, сын пойдёт по его стопам. В детстве же он воспитывался бабушкой. Именно бабушка дала ему начальное образование, после которого юный Лермонтов отправился в один из пансионов Московского университета. В этом заведении из под его пера вышли самые первые, ещё не очень удачные, стихотворения. По окончанию этого пансиона Михаил Юрьевич стал студентом Московского университета, а уже потом он отправился в школу гвардейских подпрапорщиков в тогдашнюю столицу Петербург.

После этой школы, Лермонтов начал свою службу в Царском селе, поступив в Гусарский полк. После того, как на смерть Пушкина им было написано и опубликовано стихотворение «Смерть поэта», его арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. По дороге в ссылку он пишет своё гениальное произведение «Бородин», посвятив его годовщине битвы.

На Кавказе ссыльный Лермонтов начинает увлекаться живописью, пишет картины. В то же время его отец ходит по чиновникам, прося помиловать сына. Что и происходит в скором времени – Михаила Юрьевича Лермонтова восстанавливают на службе. Но ввязавшись в дуэль с Барантом, его снова отправляют на Кавказ в ссылку, на сей раз на войну.

За это время он пишет множество произведений, которые навсегда вошли в Золотой фонд мировой литературы – это «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон» и многие другие.

После ссылки Лермонтов приезжает в Пятигорск, где случайно оскорбляет шуткой своего старого знакомого Мартынова. Товарищ, в свою очередь, вызывает поэта на дуэль, которая стала для Лермонтова Роковой. 15-ого июля 1841-ого года он гибнет.

 

 

 

Анализ  партитуры

- тематика -  философская, тема одиночества, аллегория (отношения между мужчиной и женщиной)

«Утес» - Лермонтов М.Ю.

1841

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

 

- идея – связь природы с человеком и аллегорическое восприятие душевных переживаний, через конкретные образы природы.

 -сюжет - лёгкая, золотистая тучка, олицетворяет женщину, которая оставила неизгладимый след в душе утёса: «В морщине старого утёса» - как рубец на сердце, остался след. Воспоминания о лёгкой золотой тучке болью отзываются  в его сердце и перерастают в переживания одиночества.

По жанру - это хоровая миниатюра, лирическая зарисовка, где чётко прослеживается песенность, свойственная народному пению.

 

В данном произведении композитор использует следующие средства музыкальной выразительности.

Музыкальная мысль, излагаемая мелодической линией, имеет плавное голосоведение, широкое изложение, выраженное характерным восходящим скачком на сексту, с последующим нисходящим заполнением(1-й, 2-й такт). Широта мелодии в (4-м такте) по звукам аккорда, подчёркивает слово «Великана». Скачки с нисходящим и восходящим заполнением, придают мелодии яркость и красоту. В 7-м такте композитор строит мелодию на вспомогательном движении, опевании, и движении по звукам трезвучия, что придаёт мелодии лёгкость и грациозность.

Во второй части произведения композитор использует монотонию в партии басов (11-м такте), как безысходность (на слова «Старого утёса»), а в партии альтов (в 15-м такте) на слова «И тихонько плачет», как капающие слёзы. Интонационно - эмоциональная общность поэтического текста и мелодии придаёт особенный смысл и характер, который чувствуется в музыке данного произведения.

Лад и тональность

Тональность a- moll(основная) придаёт лиричность, чувственность произведению. Используется натуральный и мелодический минор. По пути изложения произведения есть небольшие отклонения: в 4-м такте a- moll переходит во временное отклонение в C- dur, а затем снова в a- moll на словах «Великана», (как олицетворение сильного человека). В 7-м такте на словах «Весело играя», отклонение в G- dur,(что характеризует, светлую и радостную сущность женщины). Первое предложение заканчивается на доминанте a- moll, (как неопределённость будущего). Во второй части используется только натуральный минор. Знак альтерации (в 10-м такте) связан с двойной доминантой.

Гармонический язык простой, что соответствует народной песенности, используются терцовые движения между голосами, простые трезвучия, секстаккорды. Композитор использует только в качестве усиления образа, сложную гармонию. В 10- м такте шестой ступени септаккорд и DD терц - кварт аккорд на слова «В морщине» (безысходность). Прослеживается не только  использование композитором органного пункта на доминанте в 11- м и 15- м тактах, но пятая ступень пронизывает всю вторую часть( как напряжение и глубокая грусть).

Метр, ритм, темп, агогика, динамика

Размерсложный- 4 четверти, произведение звучит в умеренном движении, певуче. Ритмический рисунок разнообразный. Композитор использует разнообразие ритмических длительностей: ……………………………………………………………………………….

в различных сочетаниях. Особо хочется обратить внимание в рамках такта изменение метрического ударения на логическое. Во второй части оно приходится не на первую, а на третью долю.

Агогика в рамках данного произведения, используется, как кратковременное изменение темпа, связанное с раскрытием образа: выделение по смыслу слогов, смысловой акцент, внутреннее расширение и сдвиги, связанные с динамикой и смыслом фразировки. Со слов «Задумался глубоко…», идёт мерное покачивание, как убаюкивание, где подчёркиваются ударные слоги.

Динамика яркая, тонкая, связанная с мотивами, фразамипредложениями. Нюансировка произведения: p, pp, mp, mf, cresch, dim. Начинается, как повествование с mf, а заканчивается произведение глубоким pp.

Музыкальная композиция

Композиция сочинения (форма) – простая двухчастная. Первый период- 8 тактов, второй- 7 тактов+ 3 такта. На слова «И тихонько плачет» идёт музыкальное дополнение на повторение слов «И тихонько плачет», как утверждение основной идеи одиночества.

В динамике развития композиции построения хорового произведения, огромную роль играет: склад изложения – гомофонно - гармонический с элементами полифонии (подголосочность); фактура смешанного хора, где используются различные виды хорового ансамбля. Начинается произведение с песенного запева партии альтов, продолжает тему партия сопрано, с третьего такта звучит двухголосие партий С и А, где А выступают в роли подголоска. С пятого такта звучит трёхголосие(  в альтовой партии divisi в терцию), в 7-м, 8-м такте А и С звучат грациозно, легко, каждый с самостоятельной мелодической линией, напоминающие весёлый, народный наигрыш. В первом периоде используется только женский состав хора (неполный).

Второй период начинается так же, но с мужского состава голосов: Б+ Т, а затем звучит полный ансамбль всего состава - это общая кульминация всего произведения. В кульминации нет f, а есть глубина звучания полной гармонии общим ансамблем. Как точно В. Я. Шебалин, после кульминации на слова «Одиноко он стоит» отдаёт мелодию басовой партии, где p звучит сумрачно и бессильно. Затем звучит мужское трехголосие, к нему присоединяется партия альтов. И в заключительных трёх тактах мы слышим полный хоровой ансамбль с басами – октавистами, где звучит шестиголосие. В смешанном составе 4- х хоровых партий, divisi имеют А, Т, Б.

Исполнительский анализ

Хоровая звучность партитуры, исходя из образного содержания, отличается тонкостью звукоизвлечения: мягкий, прикрытый звук; характерный тембр каждой партии. Необходимо чувствовать в рамках темпа внутридолевую пульсацию, которая помогает чётко выразить ритмический рисунок, как в партии, так и между ними - это одна из трудностей в исполнении произведения.

В вокальном исполнении следует обратить внимание на распевании одного слога на несколько нот.

Гласные, стоящие рядом, разделяются твёрдой атакой (« На груди_ утёса»). Переносить согласную, закрывающую слог к следующему слогу(« Ту- чка»); разделять бездыханной цезурой две согласных, стоящих рядом( «След _ в морщине»).

В рамках  legato на протяжении произведения используются разные виды атак: мягкое, лёгкое, глубокое legato; придыхательная атака («Одиноко он стоит»). Звонкие согласные интонировать следует близко и точно на высоте нужной ноты. Необходимо заполнять тембром звучание гласных.

В рамках дирижирования данного произведения следует обратить внимание на вступление хоровых партий на разные доли такта. При смещении метрических долей на логические, важно чувствовать третью долю и почувствовать и продирижировать синкопу. Обратить внимание при дирижировании на разнообразный ритмический рисунок, одновременно звучащий в хоровых партиях, отображая движением кисти рук. Выстроить в динамическом отношении целостность произведения, показав общую кульминацию.

-диапазон – общий диапазон: А контр - октавы- f is2;

Сопрано: e1- f is2;

Альт 1: c1 – c2;

Альт 2: a – c2;

Тенор 1: a2 – f1;

Тенор 2: g2 – e1;

Бас 1:  - A1 – c1;

Бас 2: A – c1;

Бас - октавист: А контр – октавы.

 

***

Хоровая партитура «Утёс» В. Я. Шебалина предназначена для исполнения профессиональными и учебными хоровыми коллективами и для дирижирования в классе, как учебный материал по развитию дирижёрских навыков.