Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Фуга с-moll 1 том хтк.

 

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750 г.г.)  - одно из самых величайших имен мировой музыкальной культуры. Наверное, нет ни одного мало-мальски образованного человека, не знающего этого величайшего композитора и не слышавшего его музыки. При звуках произведений Баха вспоминаются слова другого композитора-титана  - Л.В.Бетховена: «Не ручей, а море ему имя» (Bach в переводе с немецкого - ручей). Эта фраза, как нельзя лучше отражает масштабность и личности, и наследия Баха.

Непревзойденный органист и мастер полифонии, талантливый педагог, автор более 1000 произведений, практически  во всех жанрах барокальной музыки,  разве что кроме оперы. Именно его творчество разделило всю историю музыкальной культуры на «добаховскую» и после.

Современники композитора считали музыку Баха непонятной. При этом, для приверженцев светской культуры его произведениям не хватало легкости и утонченности, а сторонники ортодоксальной церковной культуры в качестве недостатка отмечали отсутствие аскетичности, избыток глубоких эмоций и разрушение установившихся канонов.

Основным стилистическим открытием  И.С. Баха стало динамическое и логическое развитие мелодических линий в полифонических произведениях. Слушая его музыку нельзя не удивляться, как самостоятельные мелодические голоса, сплетаясь друг с другом, образуют единую звуковую ткань, в которой положение одного голоса почти математически выверено относительно другого!

Но И.С.Бах был не только великий полифонист. Л.В. Бетховен называл композитора «отцом гармонии», восхищаясь удивительной выразительностью гармоний и необычайной смелостью аккордовых последовательностей, предвосхищающих гармоническое мышление венских классиков и композиторов XIX века.

Бах обладал невероятным чувством тональных связей и ладотонального движения. Именно ладотональное развитие можно считать основой формы многих произведений композитора, открывшего этот богатейший мир для своих последователей.

Особенностью композиторского стиля является и яркий симфонизм его произведений. Характерным примером  баховского симфонизма является не только знаменитая Месса си минор. Драматически законченные эпизоды, предвосхищающие произведения венских классиков, присутствуют и в клавирных фугах, и в его органных произведениях.

Значительную часть творческого наследия композитора составляют произведения для клавира. К слову, во времена Баха, «клавир» - общее название всех клавишных инструментов от органа до клавикорда. Маленькие прелюдии, инвенции и симфонии, токатты и фуги, французские и английские сюиты, знаменитые Гольдберг-вариации и итальянский концерт, два тома «Хорошо темперированного клавира»…Эти произведения с первых лет обучения сопровождают юных музыкантов. При этом великие пианисты, исполняя эти произведения уже на протяжении столетий, стараясь передать непревзойденную мелодику и глубину содержания, находят все новые краски и интонации.

Одним из самых известных циклов произведений И.С. Баха для клавира являются два тома «Хорошо темперированного клавира». Создание первого тома относится к 1722 году, а вторая часть написана композитором двадцать два года спустя – в 1744 году. Каждая часть содержит 24 прелюдии и фуги, охватывающие все тональности квинтового круга и расположенные в хроматической последовательности.

Каждый том ХТК - это единый цикл, а не отдельные пьесы. Так, по свидетельствам современников, автор исполнял весь цикл из 24 прелюдий и фуг целиком. Основной художественной ценностью «Хорошо темперированного клавира» является необычайное богатство музыкальных образов. При этом следует отметить, что И.С.Бах дал полную свободу будущим исполнителям. Музыканты вольны в выборе инструмента – орган, клавикорд, клавесин, фортепиано -, темпа, динамических оттенков… Именно это и объясняет столь непохожую интерпретацию этого произведения величайшими пианистами, среди которых выделяют исполнение Г.Гульда, С.Фейнберга и С.Рихтера.

Попробуем провести анализ Фуги c moll  из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Итак,  это трехголосная фуга в основе которой лежит одна тема, являющаяся  «зерном» из которого и «вырастает» все произведение. Главная тема благодаря ритмическому рисунку имеет некоторые черты танцевальности, составляя определенный контраст с более «драматической» прелюдией. Фуга до минор написана в классической трехчастной форме с явно выраженной экспозицией, разработкой, репризой и кодой.

Начинается фуга с одноголосного проведения основной темы – грациозной и изящно-упругой. Затем тема передается в верхний голос – второе проведение – где повторяется в доминантовой тональности, после чего следует двухтактная интермедия, построенная на основном мелодическом обороте. Затем тема возвращается в основную тональность и проводится в басу, чем и заканчивается первый раздел фуги – экспозиция.

Разработка соединяется с экспозицией посредством двухтактной интермедии. Далее происходит модуляция в параллельный мажор (Es dur), что создает более светлый музыкальный образ. В разработке основная тема звучит в разных тональностях непрерывно переходя из одного голоса в другой. Стретты  и интермедии, звучащие в разработке, создают непрерывное активное движение, приводящее к следующему разделу произведения - репризе.

В репризе основная тема звучит в основной тональности (c moll), достигая кульминационного момента во время своего второго проведения. Звучащая в басу тема создает мощный драматургический накал, придавая музыке за счет удвоенного баса истинно органное звучание.

Последнее проведение основной темы заканчивается аккордом в одноименном мажоре (С dur), что после драматической кульминации создает невероятно просветленное звучание.

На самом деле, это небольшое произведение, длящееся всего около трех минут, можно назвать воплощенным образцом строгой формы фуги, которую И.С.Бах смог превратить в шедевр музыкального искусства.

Задумывая ХТК, как пособие по отработке  композиторской и исполнительской техники во всех тональностях темперированного строя, Бах далеко шагнул за пределы «скромного» замысла. Слушая сегодня прелюдии и фуги этого цикла, мы  вряд ли вспоминаем о первоначальной задаче композитора. Мы слушаем и восхищаемся музыкальными образами, раскрывающими богатейшую палитру человеческих чувств.