А.П.Бородин опера "Князь Игорь" финал первого действия
аннотация на хоровое произведение
Исполнительский анализ.
Самой важной задачей дирижера, солиста и хорового коллектива является нагнетение драматизма в процессе исполнения музыкального материала сцены.
Постепенное развитие динамики в первом хоре должно сопровождаться усилением драматизма.
Сложностью является и куплетное строение хора – неизменность его музыкального материала при ярком изменении образной сферы.
Совершенно контрастно должен звучать второй хор. Здесь важно показать стойкость, силу, свободу русского народа. Для этого необходимо исполнять хор в образе с чувством гордости и восхищения:
Особой сложностью для дирижера является не только постоянная смена характера, но и средств музыкальной выразительности:
- в произведении контрастнейшая динамика pp-f;
- переменный метр и размер – ¾, 4/4;
- разные темповые обозначения композитора:
- Andante – не спеша, умеренно.
- Poco agitato – постепенно с возбуждением.
- Allegro molto – очень подвижно.
- Allegro moderato – умеренно подвижно.
Каждый темповый сдвиг должен четко отражаться в ауфтакте дирижера.
Для передачи адекватного композиторскому образа важно стараться исполнять ремарки:
- quasi parlando – как-будто говорком;
- sotto voce – в полголоса.
Особую роль в произведении играют ферматы:
- разделительная.
- психологическая.
Жест дирижера при показе солисту и хора должен различаться, для солиста жест более лаконичен, для хора насыщенный трепетный или глубокий героический.
При качественном разучивание данная сцена является прекрасным образцом музыки русской национальной школы.