Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Композитор Жорж Бизе: "Музыка... печальное ремесло!"

Опубликовано 24.10.2013

Небольшая статья о французском композиторе Жорже Бизе. 

        «О музыка! Какое великолепное искусство! Но какое печальное ремесло…» Эти слова, полные горечи, произнес композитор Жорж Бизе, оставивший миру музыку, полную оптимизма и темперамента. Достаточно вспомнить мелодии «Сегидильи» и «Хабанеры», куплеты тореадора и цыганские танцы из его бессмертной оперы «Кармен».
        Париж 60-х годов XIX века был захлестнут погоней за легкой наживой и дешевыми развлечениями. Буржуазной публике серьезная музыка была не нужна. Камерной еще не было. Концертные залы пустовали. Музыканты, художники, литераторы встречались в частных домах. На одну из таких встреч были приглашены «король пианистов» Ференц Лист и только что приехавший из Италии обладатель большой Римской премии 23-летний выпускник Парижской консерватории Жорж Бизе. Обаятельный молодой человек, сев за рояль, поразил прославленного маэстро безупречным исполнением с листа одного из труднейших произведений, которое сам Лист считал доступным только самому себе.
Но в историю мировой музыкальной культуры Жорж Бизе вошел не как пианист. Еще во время учебы в Италии он пробовал свои силы как композитор. Сочинил симфоническую сюиту, одноактную оперетту, несколько фортепианных пьес и романсов. Наиболее удачные из первых опер Бизе – «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (1867).
        70-е годы XIX столетия – новый период в творчестве композитора. Дни Парижской Коммуны (1871) не прошли для него бесследно. Лозунг, провозглашенный коммунарами: «Искусство – массам», был очень близок Бизе. В опере «Джамиле» (1871) и музыке к драме «Арлезианка» (1872) композитор утверждает демократические идеалы. 
     Вершина короткой творческой биографии Жоржа Бизе как композитора – исключительная по глубине и драматизму опера «Кармен» (1874). Ее сюжет взят из новеллы Проспера Мериме с одноименным названием. Но мрачная по краскам драма приобрела у Бизе более жизнеутверждающий, оптимистический характер. Облагорожен образ главной героини – жизнелюбивой цыганки Кармен, опоэтизированы характеры остальных персонажей. Введены яркие, колоритные народные сцены из жизни испанских цыган. Это была первая опера о жизни простых людей, их любви и нравах.
        «Кармен» по праву считается шедевром мирового оперного искусства. Но при жизни композитора опера успеха не имела, автору так и не удалось увидеть ее триумфа. Одним из первых по достоинству оценил оперу и предсказал ее будущее П.И.Чайковский. «Лет через десять, – писал он, – «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». И оказался прав: вот уже более ста лет не найти в мире ни одного оперного театра, в репертуаре которого не было бы постановки этой прославленной оперы.
    «Прекрасное не стареет! Истинное не умирает!» – эти слова Жорж Бизе мог бы отнести и к своим собственным творениям.

 

Еще о творчестве Жоржа Бизе (и анализ оперы "Кармен")