Шебалин В.Я. "Полынок"
Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано для смешанного хора без сопровождения.
Жанр произведения – песня, написанная в трехчастной форме.
Размер произведения 4/4. Но в 15 такте он меняется на 3/2 (один такт), после чего возвращается к 4/4, и остается до конца произведения.
Темп произведения moderato (умеренный). Он помогает передать характер: тревогу и переживание.
Ритмический рисунок произведения простой. Ритмических сложностей почти нет, не считая четвертей с точкой и целых,которые следует выдерживать.
Пример 1.
Такты: 15,16 и 26
Это в основном восьмые длительности, а также четвертные, четвертные с точкой. В конце произведения стоит фермата, на что следует обратить внимание. Она должа быть выдержанной, с насыщенным звучанием и сниматься по руке дирижера.
В произведении, в основном, встречаются S и D функции. Также встречается гармонический минор в 11 и 12 тактах.
Пример 2.
Такты: 11, 12.
Тональность произведения-до# минор (cis-moll). Во второй части происходит альтерация, в третьей части звучит одноименный мажор.
Пример 3.
Такты 13-17, 29
Фактура изложения – гомофонно-гармоническая, с использованием имитационной и подголосочной полифонии, которая встречается в 1-3 и 17 тактах.
Пример 4.
Такты: 1-3,17
Динамика произведения подвижная. В каждой фразе своя нюансировка. Динамика у партий – одинаковая. Начинается песня на p. К концу произведения звучит ff (третий с конца такт), после чего резкое р.
Пример 4
Такты: 1,27-28
Голосоведение скачкообразное.
Пример 5.
Такты: 3, 8, 9, 15,19
Мелодия – скачкообразная.
Вокально-хоровой анализ
Произведение написано для 4-х голосного смешанного хора, хор-a capella.
Диапазон:
S - сis1-еis2
A - h1 - ais1
T - cis – gis1
B - h1 - cis1
Общий диапазон хора: h2-eis2
Тесситура удобная для всех хоровых партий, высотное положение партий соответствует свободному красивому звучанию голоса. Вокальная загруженность хоровых партий примерно одинакова.
При разучивании произведения следует чередовать приемы работы над интонацией с приемами работы над гармоническим строем. Сложные места с точки зрения чистоты и слитности исполнения представляют терцовое и секундовое соотношение голосов.
Пример 6
Такты:8,9,12,22.
При пении мелодии параллельными терциями, следует добиться максимальной сближенности тембров всех хоровых партий. Голоса должны звучать как одно целое. Для лучшего исполнения, можно попросить исполнить партиям мелодию друг друга.
В качестве дополнения можно использовать сходные по мелодическому рисунку вокальные упражнения, пропеваемые на отдельные слоги или закрытым ртом. Это поможет настроить хор на исполнение произведения, вникнуть в его характер.
К трудностям мелодического строя относятся скачки. В произведении имеются кварта-квинтовые скачки.
Пример 7.
Такты: 8,9,15,19